В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Секрет Полишинеля Назад
Исаков В. Б.: Секрет Полишинеля
Кто и как контролирует торговлю оружием?

Действующее законодательство, к сожалению, никак не регулирует порядок принятия и опубликования президентских указов, что позволяет делать их "закрытыми". Думаю, что не открою великой тайны, если скажу, что один из таких указов был посвящен торговле оружием. В результате создана посредническая фирма (нечто вроде российского АНТа), а заключены несколько крупных сделок.

Если кто-то считает, что наше государство просто так "торгует" оружием, он глубоко заблуждается - не торгует, а "сотрудничает", что далеко не одно и то же. Сотрудничество в этой области подразумевает, что оружие продается с разбором, далеко не всякому, и сопровождается определенными политическими обязательствами обеих сторон.

Глубокий кризис, поразивший Союз ССР, не мог не коснуться союзных структур, которые занимались продажей оружия. Естественно, что столь лакомый кусок долго без внимания не останется. Но хватит ли ума распорядиться им по-хозяйски, без вреда другим и не в ущерб себе?

Похоже, что не хватает. В России новое поле деятельности активно осваивается коммерческими структурами, плотным кольцом охватившими российское руководство. 15 ноября 1991 года указом Президента РСФСР образована Государственная внешнеэкономическая компания по экспорту и импорту вооружения и военной техники. Слово "государственная" не должно никого обманывать - ничего государственного в ней нет. Устава этой компании никто не видел. Надзор за ней поручен другому органу - Государственному комитету РСФСР по конверсии, который поручено возглавить М.Бажанову - президенту частной компании "Протэк".

"Велика Россия, но нет в ней порядка!" - приходит на ум, когда знакомишься с первыми результатами деятельности вновь образованных государственно-коммерческих структур. Еще не зарегистрированной компании поручено осуществить четыре многомиллионные сделки через посреднические фирмы в Испании, Либерии и США. Насколько надежны посредники? Есть ли уверенность, что столь специфический "товар" уйдет адресату, а не вынырнет неожиданно в другом месте, скажем, в одной из республик бывшего Союза или в одном из "горячих" регионов в России? Никто не знает.

Первые шаги к международному рынку показывают, что он далек от привычных нам представлений: разложил товар - налетай, подешевело! Тем более - весьма специфический рынок оружия. Поставка оружия неизбежно задевает всю сеть межгосударственных отношений и может повлечь за собой крупные дипломатические осложнения. Например, продажа даже незначительной партии оружия Пакистану достаточная причина для того, чтобы надолго отравить наши дружественные отношения с Индией. Думают ли об этом новоявленные коммерсанты, готовые торговать оружием с кем угодно?

Как и в других областях, они начинают с элементарных ошибок - мешают друг другу, сбивают цену, в погоне за сиюминутной выгодой жертвуют перспективой. По оценке специалистов только на четырех упомянутых сделках страна лишилась долгосрочных контрактов на сумму около 2-3 миллиардов долларов. Посредники и перекупщики свое, конечно, возьмут. Но выгодна ли такая "коммерция" ученым, инженерам, рабочим, способным создавать новые образцы военной техники? Выгодна ли она государству?

Финансирование союзных структур, не предусмотренных Договором об экономическом сообществе, сегодня прекращено. Остались без работы и специалисты МВЭС СССР, десятилетиями ведущие и досконально знающие свои закрытые от посторонних глаз "направления". Наверное, при желании в их адрес можно набрать немало разного "компромата": общие болезни столичных ведомств их вряд ли обошли стороной. Но тем не менее факт: ни в одном международном конфликте, а их в последние годы было немало, СССР не было предъявлено сколько-нибудь серьезных обвинений в нарушении международных правил торговли оружием. Смогут ли подхватить дело новички, не развалив начатого, не размотав по мелочам престиж державы?

30 ноября 1991 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/101/1/Секрет%20Полишинеля.htm


Док. 297497
Перв. публик.: 30.11.91
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 253

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``