В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Инновационная деятельность малых и средних предприятий: возможные формы государственной поддержки Назад
Инновационная деятельность малых и средних предприятий: возможные формы государственной поддержки
Опыт функционирования экономик наиболее развитых стран свидетельствует о том, что одним из наиболее динамично развивающихся секторов является малый и средний бизнес.
Задача модернизации производства, обеспечения перехода большей части экономики к наиболее прогрессивному технологическому укладу является одной из наиболее актуальных задач для экономики России.
Как правило, деятельность значимой доли малых и средних предприятий осуществляется в инновационной сфере и связана с разработкой и внедрением в производство новых технологий и новых видов продукции. По мнению большинства специалистов именно деятельность малых и средних предприятий является значимым фактором ускорения технического прогресса.
Одним из направлений повышения эффективности экономики может и должно стать активизация инновационной деятельности малых и средних предприятий. Возможность использования данного фактора развития зависит, в том числе и от мер, предпринимаемых государством для оказания поддержки и стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий. Пока система таких мер отсутствует, что и является одной из причин недостаточного развития сети венчурных предприятий в экономике России. Следовательно, задача создания системы государственной поддержки предприятий (в первую очередь малых и средних) является актуальной. При создании такой системы может быть активно использован опыт стран с наиболее развитой экономикой, например Германии.
Рассмотрим возможность использования опыта данной страны в области создания системы поддержки малого и среднего бизнеса в условиях России.
В Германии, как и практически во всех развитых европейских странах, создана стройная и эффективная система оказания поддержки бизнесу, развитие которого отвечает интересам развития экономики в целом.
В связи с тем, что ускорение научно-технического прогресса и активизация инновационной деятельности является приоритетом государственной экономической политики во всех развитых странах, данная система обеспечивает ориентацию бизнеса именно в данных направлениях.
Система поддержки бизнеса, созданная и успешно функционирующая в Германии, в основном служит либо для оказания финансовой поддержки малым и средним предприятиям, либо для облегчения доступа таких предприятий к финансовым ресурсам. Необходимо отметить, что в Германии -практически все программы поддержки бизнеса распространяются на малые и средние предприятия, к которым относятся все предприятия кроме крупнейших корпораций. Специальные программы поддержки малого бизнеса практически отсутствуют, а вопросы оказания поддержки крупнейшим корпорациям, в том числе и поддержки их инновационной деятельности, решаются в индивидуальном порядке.
Необходимо отметить и еще одну особенность немецкой системы поддержки бизнеса, она состоит в том, что поддержка оказывается только хозяйствующим субъектам, работающим в производственной сфере.
Система поддержки бизнеса основывается на деятельности региональных (земельных в терминологии Германии) институтов. Справедливо считается, что только на данном уровне можно учесть специфику развития бизнеса в том или ином регионе и четко определить перспективные для данного региона направления развития экономики. Такой подход делает опыт Германии наиболее приемлемым и интересным для использования в условиях России.
Основным звеном системы государственной поддержки бизнеса в Германии является региональный (земельный) инвестиционный банк.
Региональный инвестиционный банк является финансовым институтом, созданным специально для поддержки бизнеса на соответствующей территории. Как правило, он является акционерным обществом, уставной капитал которого распределен между соответствующей землей и региональным (действующим на территории соответствующей земли) отделением сберегательного банка.
Все средства, выделяемые из государственного бюджета и бюджета земли на поддержку бизнеса, поступают в инвестиционный банк соответствующей земли, который и осуществляет их распределение среди конкретных получателей и
контроль за их расходованием.
Установлено, что средства могут направляться только на поддержку приоритетных производств и реализацию утвержденных программ развития производств и отраслей. Необходимо отметить, что даже разработка и утверждение на федеральном и региональном уровне перечня приоритетных производств и направлении развития технологической базы производства может иметь заметный положительный эффект. Так как наличие такого перечня позволит хозяйствующим субъектам четко понимать в каком случае, при развитии каких именно производств они могут рассчитывать на получение государственной поддержки. Появляется возможность формализовать взаимоотношения между бизнесом и органами государственной власти, установить четкие, понятные бизнесу и обществу, и контролируемые процедуры принятия решений о предоставлении государственной поддержки тем или иным предприятиям. Соответственно, существенно сокращается поле для проявлений коррупции и создаются условия для улучшения взаимодействия основной массы бизнеса и власти.
Непосредственно, поддержка бизнеса в Германии осуществляется за счет использования следующих инструментов:

1. Субсидии или гранты, которые выдаются хозяйствующим субъектам на безвозвратной и бесплатной основе.

Данная форма поддержки осуществляется за счет бюджетных средств. Фактически, государство, при использовании данного инструмента, берет на себя часть затрат бизнеса. Важным является то обстоятельство, что за счет бюджетных средств финансируется только определенная часть затрат предприятий, получающих субсидии.
В большинстве земель Германии данная форма поддержки доступна: - для сравнительно небольших предприятий (численность занятых не более 200 - 250 чел.), осуществляющих программы развития производства и функционирующих в приоритетных отраслях. К приоритетным отраслям в настоящее время отнесены биотехнологии, развитие микроэлектроники и, на федеральном уровне, судостроение. Вышеупомянутые предприятия имеют право на получение субсидии в размере до 20 % стоимости осуществляемой ими программы развития, при этом остальная часть программы должна финансироваться либо за счет собственных средств предприятий (или их владельцев), либо за счет привлекаемых ими самостоятельно кредитов. Общая сумма средств, которые могут быть предоставлены одному предприятию, также ограничена. Для получения субсидии собственник предприятия обращается в инвестиционный земельный банк и предоставляет необходимый комплект документов, на основании которых банк может сделать вывод о том, что предприятие отвечает установленным критериям и может претендовать на получение субсидии. Субсидии выдаются всем предприятиям, отвечающим заданным критериям до тех пор, пока не будет исчерпан лимит средств, выделенных на соответствующий год на данные цели. После предоставления субсидии инвестиционный земельный банк контролирует целевое использование средств и, в случае обнаружения нарушений, применяет меры, вплоть до возбуждения судебного преследования;
- группы предприятий и научных институтов, осуществляющих совместную разработку новых видов продукции. При этом число разработчиков должно быть не менее двух. При выполнении данных условий за счет бюджетных средств покрывается до 50 % затрат на оплату труда специалистов, непосредственно занятых в реализации данного проекта. Также имеется ряд условий, которые определяют возможность получения данного вида государственной поддержки, например, срок разработки должен составлять не более года, а сам проект должен осуществляться с использованием тех технологий, которые признаны приоритетными. Точный размер средств, выделяемых в рамках данного вида субсидий, определяется при предоставлении участниками проекта необходимых расчетов затрат, но он не может превышать определенной величины. При предоставлении данного вида субсидий банк контролирует целевой характер использования средств, то есть средства могут выделяться только на оплату труда специалистов, в период их работы по конкретному (субсидируемому) проекту, а также результаты выполнения данного проекта, то есть завершение разработки нового вида продукции. Интересно отметить, что подобный вид субсидий финансируется и из бюджета ЕС, но только в случае осуществления проекта организациями разных стран (то есть процесс разработки должен носить интернациональный характер).

2. Кредиты.

Данная форма оказания поддержки является наиболее распространенной. Однако используемый механизм позволяет говорить не о предоставлении кредитов непосредственно частным заемщикам, а о рефинансировании коммерческих банков, предоставляющих такие кредиты. Фактически речь идет об использовании одной из форм субсидирования процентных ставок.
Механизм предоставления кредитов состоит в следующем. Предприятие, планирующее осуществить реализацию какого-либо проекта, получает согласие своего банка (банка в котором у него имеется расчетный счет, "домашнего банка" по немецкой терминологии) на предоставление ему кредита на реализацию данного проекта. В том случае если проект предусматривает развитие тех производств, которые определены как приоритетные, то предприятие-заемщик имеет право претендовать на получение не обычного коммерческого, а льготного кредита. В этом случае коммерческий банк, выдавший кредит предприятию, получает от инвестиционного земельного банка кредит на ту же сумму и на тот же срок, что и кредит, выданный предприятию. В нормативных документах определен процент, под который средства выдаются коммерческому банку, и размер процентной ставки для предприятия-заемщика. Размер процентных ставок зависит от вида производства, для развития которого осуществляется проект.
Такая форма предоставления кредитов, по словам представителей земельного инвестиционного банка, используется в целях недопущения конкуренции между частными (коммерческими) и государственными (земельными инвестиционными) банками на рынке кредитов для частных компаний. Однако, главным преимуществом такой схемы для инвестиционного земельного банка (института, осуществляющего реализацию программы государственной поддержки бизнеса) можно считать то, что весь риск коммерческой неэффективности проекта лежит на предприятии-заемщике и на коммерческом банке, предоставившем ему кредит. Это обеспечено тем, что коммерческий банк обязан вернуть кредит инвестиционному земельному банку и выплатить проценты по нему даже в случае невыполнения предприятием-заемщиком своих обязательств. Отсутствие риска существенно облегчает работу земельного инвестиционного банка и позволяет ему при оказании данной формы поддержки не анализировать бизнес-план и коммерческую выгоду проекта. Решение принимается только на основе соответствия проекта нормативно определенным критериям, в первую очередь - обеспечения развития приоритетных производств, а контроль инвестиционного банка сводится к проверке целевого использования выделенных средств.
В последнее время в Германии наблюдается процесс ориентации банков на работу в основном с крупными заемщиками, что вызвано желанием снизить затраты на ведение банковского бизнеса и сократить количество выдаваемых мелких кредитов, работа с которыми повышает уровень себестоимости банковских услуг. По мнению немецких экспертов, такая практика не отвечает интересам развития экономики.

3. Гарантии.

Данная форма оказания поддержки считается в Германии очень рискованной, несмотря на то, что государство никогда не берет на себя весь риск (гарантируется до 80 % кредитов, выдаваемых на осуществление инвестиционных проектов и до 60 % кредитов, выдаваемых на пополнение оборотных средств), а гарантии предоставляются на платной основе (стоимость государственной гарантии составляет 1 % от гарантируемой суммы), а в случае выполнения государством обязательств по гарантии к нему переходит право требования по отношению к заемщику.
Гарантии, как правило, выдаются предприятиям, оказавшимся в сложном финансовом положении, для предотвращения их закрытия и ликвидации рабочих мест. Исключение составляют только гарантии выдаваемые на небольшие суммы (до 0.75 млн. евро) по кредитам, привлекаемым для создания новых предприятий.
В отличие от предыдущей формы оказания поддержки, при принятии решения о предоставлении гарантии инвестиционный банк осуществляет тщательную проверку всех необходимых документов, в том числе анализируется эффективность и окупаемость гарантируемого проекта, а также проводит ежеквартальную проверку ситуации на предприятии, получившем гарантию. Рассмотренное отношение к предоставлению государственных гарантий представляется заслуживающим внимание и, по нашему мнению, может быть использовано в практике российской экономики.

4. Участие инвестиционного земельного банка или его дочерних структур в капитале предприятий.

Данный инструмент применяется для поддержки венчурных проектов, осуществляемых, как правило, в сфере высоких технологий.
Используется два варианта участия инвестиционного банка:
А. Пассивное участие, что является переходной формой между кредитованием и участием в уставном капитале. В данном случае средства, предоставляемые банком, вносятся в уставный капитал предприятия, но предприятие (частные участники) берет на себя обязательство через определенный промежуток времени вернуть средства и выплатить оговоренные проценты за пользование ими (обычно это оформляется как обязательство по выкупу акций или доли в уставном капитале, принадлежащей земельному банку). Учет средств, предоставляемых банком, в качестве взноса в уставный капитал позволяет не увеличивать объем кредиторской задолженности предприятия (это облегчает привлечение дополнительных кредитов) и формально не нарушать принципа отказа от прямого кредитования инвестиционными земельными банками частных заемщиков. Необходимо отметить, что данная форма участия является для банка достаточно рискованной, так как в случае банкротства предприятия банк рассматривается в качестве его участника, а не кредитора и, соответственно, фактически лишается возможности на получение каких-либо средств из конкурсной массы. В целях снижения риска банк получает право на участие в органах управления создаваемого предприятия, пропорционально размеру своего вклада в уставный капитал.
Необходимо отметить, что, при использовании данной формы участия, банк теряет главное преимущество венчурного финансирования возможность получения очень высокой прибыли при успехе проекта, так как размер процентов выплачиваемых банку определяется за ранее и составляет не очень большую величину (хотя, конечно, размер процентной ставки устанавливается на уровне более высоком, чем при обычном банковском кредитовании ).
Б. Активное участие. В этом случае банк просто является одним из участников предприятия со всеми правами и обязанностями, присущими ему. Банк является участником проекта в течении определенного времени, а затем продает свою долю в предприятии частному владельцу. Считается, что продажа доли должна позволить не только возместить затраты банка, но и получить определенную прибыль.

Определенные элементы описанной выше системы поддержки бизнеса вполне могут быть использованы в России. К таковым, по нашему мнению, могут быть отнесены следующие:

В целях использования рассмотренного набора инструментов, в Германии в каждой земле вокруг соответствующего земельного банка создается определенная организационная структура. Как правило, в ее состав входят:
- консультационная организация, которая выполняет следующие функции: рассмотрение проектов, предоставляемых малыми и средними предприятиями и информирование авторов данных проектов о том, на какую форму государственной поддержки они могут претендовать; разработка прогнозов развития экономики региона; подготовка предложений по выбору производств, государственная поддержка которых отвечает интересам развития экономики региона; проведение маркетинговых исследований и поиск возможных партнеров и потребителей продукции по заказам малых и средних предприятий;
- компания, осуществляющая вложение средств в уставные капиталы малых и средних предприятий и управление данными долями.
По мнению экспертов из Германии, существование и активное функционирование подобной системы поддержки бизнеса явилось одним из значимых факторов, обеспечивших быстрое развитие германской экономики в послевоенные годы и бурное развитие технологической базы производства в 70-х -90-х годах прошлого века. Сейчас, с сожалением констатируется тот факт, что по требованию органов ЕС происходит определенное сворачивание данной системы. По мнению немецких специалистов, такие действия скорее всего приведут к ухудшению условий функционирования и снижению темпов роста немецкой экономики.
1. Создание системы региональных инвестиционных банков, то есть системы специализированных финансовых институтов, осуществляющих поддержку малых и средних предприятий. Региональные инвестиционные банки (по примеру Германии) могут быть созданы путем объединения ресурсов субъектов федерации (или банков, принадлежащих соответствующим субъектам федерации) и региональных отделений Сбербанка России. При этом было бы целесообразно создавать инвестиционные банки в рамках не одного, а нескольких субъектов федерации. Возможно их создание в рамках федеральных округов. Это позволит создать достаточно крупные и устойчивые финансовые институты, способные оказывать реальную поддержку бизнесу, а также позволит обеспечить независимость текущей деятельности инвестиционных банков от субъективных решений и рекомендаций органов власти отдельных субъектов федерации.
Создание системы региональных инвестиционных банков позволит сформировать работоспособную инфраструктуру оказания государственной поддержки бизнесу и, в первую очередь, государственной поддержки развития приоритетных отраслей и производств, развития инновационного процесса в экономике России.
2
. Система рефинансирования коммерческих банков, проводящих кредитование инвестиционных и инновационных проектов, осуществляемых малым и средним бизнесом в целях развития приоритетных производств и направлений развития технологии.
3. Система поддержки инновационного процесса путем финансирования за счет бюджетных средств части затрат на оплату персонала при разработке новых видов продукции. Средства на данные цели могут быть выделены за счет некоторого сокращения затрат на содержание неэффективных научных институтов, особенно отраслевых, и сети финансируемых из бюджетов высших учебных заведений. Такое перераспределение средств представляется оправданным, так как оно позволит осуществить финансирование прикладных научных исследований, имеющих практический "выход", и обеспечить оказание материальной поддержки научным и инженерным кадрам, осуществляющим внедрение результатов научных работ в производство, способствовать закреплению на производстве высококвалифицированных кадров.
4. Прямое участие инвестиционных банков или их дочерних организаций в капитале предприятий, создаваемых для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности.
Но для эффективного использования любого из вышеперечисленных направлений необходимо четко определить перечень приоритетных производств, ускоренное развитие которых отвечает интересам экономики России.


"Инновационная Экономика России" журнал

декабрь/февраль 2003 г.





Док. 297496
Перв. публик.: 25.02.03
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 634

  • Никологорский Дмитрий Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``