В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Приказано выжить Назад
Исаков В. Б.: Приказано выжить
В России введена новая система налогов

Стало общим местом и чем-то вроде прописной истины, что сложившаяся в нашей стране хозяйственная система носит административно-командный характер. Налоги - ее неотъемлемая часть. Они несут на себе отпечаток бюрократического централизованного регулирования и парадоксальной системы цен. Новая система налогов, разработанная в парламенте, ориентирована на стимулирование рыночных отношений и многообразие форм хозяйствования. Ее наиболее существенные черты: переход от налогообложения прибыли (которую можно легко занизить путем бухгалтерских манипуляций) к налогообложению дохода; введение налога на добавленную стоимость вместо налога с оборота и налога с продажи; замена прямых налогов косвенными; перенос центра тяжести налогообложения с производства товаров на конечное потребление; единство принципов налогообложения для всех форм собственности.

Новая система налогов включает 10 общегосударственных и 22 местных налога, но наиболее важных три - налог на добавленную стоимость, подоходный налог и акцизы - налоги на отдельные группы товаров и предметы роскоши. Именно они формируют львиную долю доходной части государственного бюджета РСФСР. По своему замыслу налоговая реформа носит достаточно серьезный, продуманный характер, отражает назревшие потребности жизни и современный уровень экономической мысли. Но между хорошим замыслом и его реализацией - у нас огромная дистанция. И это в полной мере проявилось при обсуждении законодательных актов. Первый же законопроект - "О налоге на добавленную стоимость" - вызвал серьезные противоречия, стал настоящим камнем преткновения.

Несколько слов о сути этого нового налога. По своему экономическому содержанию он действительно близок к налогу с продаж - его выплачивает потребитель продукции. Но есть и существенное отличие: налог на добавленную стоимость как бы "распределяется" по всей цепочке от производителя к потребителю в соответствии с той стоимостью, которую добавило в товар предприятие. Отсюда и название нового налога. В проекте закона предлагалось установить налог на добавленную стоимость в размере 20 процентов. На первый взгляд - много, но следует иметь в виду, что этот налог заменяет два других - налог с оборота и налог с продаж. При таком подходе нет оснований говорить о какой-то "обираловке" - общие налоговые поступления в бюджет сохранялись бы на прежнем уровне. Мы - не единственная страна, которая имеет подобный налог - он существует в 42 странах, при этом его ставка колеблется от 14 до 25 процентов.

Однако непосредственно перед рассмотрением законопроекта Правительство РСФСР внесло предложение повысить ставку налога сначала до 28, а затем до 32 процентов, мотивируя это необходимостью финансирования социальных программ и преодоления огромного бюджетного дефицита. На заседании парламента состоялась чрезвычайно напряженная дискуссия. Часть депутатов поддержало требование Правительства. Другие - выступили в защиту потребителей, которые попадают под сильнейший налоговый пресс: ведь 32-процентный налог на добавленную стоимость равносилен изъятию 84,4% балансовой прибыли! Нужна ли такая гигантская перекачка средств через государственный бюджет? Может быть, направить свою энергию на то, чтобы сократить непомерно раздутые государственные расходы? В конечном итоге сошлись на компромиссе - ставка налога на добавленную стоимость утверждена в размере 28 процентов.

Предложения правительства РСФСР еще раз доказывают, какой невероятной экономической авантюрой был 35-процентный налог на прибыль предприятиям, переходящим в российскую юрисдикцию. Этот заниженный из коньюнктурных политических целей налог и развернувшееся вокруг него соревнование Президентов СССР и РСФСР - 45! 38!! 35!!! - обескровили как союзный, так и российский бюджеты и привели страну к финансовой катастрофе. Сегодня Правительство просит, в пересчете на прибыль, установить налог в 84,4 процента. Вот она, цена популизма!

Законом РСФСР "Об акцизах" утверждены налоговые ставки на продукты и товары повышенного, но слава Богу, неповседневного спроса - винно-водочные изделия, табак, шоколад, автомобили, ювелирные изделия из золота и серебра, бриллианты, меха, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры, одежду из натуральной кожи. Бутылка водки по предварительным расчетам будет стоить в пределах 40-45 руб, вина - 18-20, пива - 4-5, пачка сигарет - 25-50 руб, автомашина "Волга" - 135-180 тыс.руб, УАЗ - 90 тыс., ВАЗ - 76-81 тыс.руб. Вредные привычки становятся к тому же еще и чрезвычайно дорогостоящими...

Есть новые моменты и в законе РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц". Налог будет взиматься с совокупного годового дохода от всех видов деятельности, не запрещенных законом. Естественно, это потребует от налогоплательщиков заполнения в конце года декларации о доходах. Однако от этого удовольствия будут избавлены те, кто имеет один источник дохода и, стало быть, рассчитывается с бюджетом через бухгалтерию своего предприятия или учреждения.

По предложению Президента РСФСР парламент принял достаточно крутую шкалу увеличения подоходного налога в зависимости от годового дохода. Однако налог не будет взиматься с суммы, соответствующей минимальной заработной плате. Для участников войны, лиц, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, испытаний ядерного оружия и космической техники, инвалидов с детства, инвалидов 1 и 2 групп по зрению, блокадников Ленинграда - необлагаемый минимум увеличен в пять раз. Есть и другие льготы.

Не хотелось бы бередить лишний раз души своих сограждан, но вынужден сказать о вероятных негативных последствиях налоговой реформы. Прежде всего - она вызовет резкое повышение цен. Новые ставки налогов вынудят промышленность и торговлю сделать это: смотри печальный опыт Рыжкова и Павлова. В результате цены вырулят на новый старт, с которого, по-видимому, и начнется их либерализация. Пристегните привязные ремни - взлет может оказаться очень крутым!

Негативные социальные последствия будут несколько смягчены тем, что в середине декабря произойдет первая выплата упреждающей компенсации, предусмотренной указами Президента. А с 1 января 1992 года вступят в силу новые ставки минимальной заработной платы, предусмотренные законом РСФСР "О повышении минимального размера оплаты труда". Договоренность об этом, после серии консультаций с Президентом и правительством, была достигнута на прошлой неделе.

Новая система налогообложения ударит по владельцам частных предприятий и лицам, имеющим доходы в валюте: при пересчете по текущему курсу даже скромный доход в валюте будет обложен невероятно высоким налогом. Валютных спекулянтов она вряд ли заденет - те найдут способ укрыться от налогов, а вот ученых и деятелей искусства, имеющих легальные валютные заработки, это может подтолкнуть к выезду из страны.

И самое главное - налоговая реформа невероятно запоздала. По действующему законодательству эксперименты с налогами должны заканчиваться за три месяца до начала нового хозяйственного года. Мы же сломали практически всю налоговую систему в декабре. Даже если предположить, что она безупречна (а это, увы, не так), она плоха уже тем, что резко меняет условия хозяйственной деятельности.

Что русскому полезно, то немцу смерть! Немцы с их привычкой к порядку от такой "реформы" точно бы погибли. Вопрос в том, сумеем ли выжить мы.

Похоже, поторопились

На прошлой неделе в Верховный Совет поступил законопроект по меньшей мере странный. На фоне растущей преступности в нем предлагалось устранить уголовную ответственность за ряд распространенных преступлений, в том числе - мелкие хищения, разукомплектование автомобилей и тракторов при их перевозках и хранении, выпуск недоброкачественной и нестандартной продукции, приписки и другие искажения отчетности, занятие бродяжничеством и ведение паразитического образа жизни, изготовление и распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости. Негативную реакцию депутатов вызвало содержащееся в нем предложение устранить уголовную ответственность за незаконное приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах. Принятие этого предложения вывело бы из под удара всю первичную сеть сбытчиков наркотиков, парализовало борьбу с наркомафией. И самое удивительное: под законопроектом - подпись Президента РСФСР...

В приложенной пояснительной записке утверждалось, что с развенчанием административно-командной системы указанные нормы потеряли значение, перешли в разряд "мертвых", превратились в тормоз рыночных отношений. Увы, увы! Похоже, что Б.Ельцин в очередной раз доверился своим не очень грамотным и чрезвычайно политизированным советникам, чье неукротимое желание прорваться к рынку порой берет верх над элементарным здравым смыслом.

Идя навстречу Президенту, Верховный Совет РСФСР устранил из Уголовного кодекса высшую меру наказания за корыстные преступления - хищения в особо крупных размерах и взяточничество. Устранена уголовная ответственность за бродяжничество и паразитический образ жизни. Вместе с тем не только сохранена, но даже усилена уголовная ответственность за мелкие хищения. Комитету по законодательству поручено подготовить новую редакцию статей Уголовного кодекса об ответственности за выпуск недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции, приписки и другие искажения отчетности.

Юридический пат

Каждый, кто не следует дорогой закона, непремено придет в тупик. Недавно эта древняя юридическая мудрость получила еще одно подтверждение. Речь идет об отставке Председателя Ростовского областного Совета народных депутатов Л.А.Иванченко. После известных августовских событий он был снят с занимаемой должности "за поддержку ГКЧП". Решение Президиума ВС РСФСР обжаловал как незаконное и противоправное (Иванченко - народный депутат РСФСР и не может быть снят с должности без согласия Верховного Совета). На место выезжала комиссия, которая никаких криминальных фактов не обнаружила. Тем не менее, отстранение от должности бывшего "партократа" стало для некоторых "делом чести".

Вопрос дважды выносился на Верховный Совет РСФСР, который дважды (поименным голосованием) отказался санкционировать беззаконие. С. Шахрай нашел "хитрый ход" - отменить решение об избрании Иванченко Председателем облсовета. Безрезультатно. Вопрос окончательно зашел в тупик, когда на голосование был поставлен вопрос об отмене незаконного решения Президиума - и тоже не прошел!

Итак, председатель облсовета и не снят, и не восстановлен, решение Президиума и не утверждено, и не отменено. Полный юридический пат!

Посекретничаем?

Первый заместитель председателя Верховного Совета РСФСР С.Филатов издал распоряжение, которым запретил депутатам использовать в печати сведения из документов с грифом "Для внутреннего пользования" и "Не для печати". Рассылка и учет подобных документов поручены секретному отделу. Похоже, что "демократическое" наступление на гласность продолжается и даже набирает обороты: вслед за телевидением пришла пора дать укорот "распоясавшимся" органам печати. Любопытно, что само распоряжение об ограничении гласности украшено индексом "Для внутреннего пользования"...

9 декабря 1991 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/101/1/Приказано%20выжить.htm


Док. 297493
Перв. публик.: 09.12.91
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 286

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``