В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Как нас теперь называть Назад
Исаков В. Б.: Как нас теперь называть
"Сээнговцы"

Те, кто смотрели трансляцию заседания Верховного Совета РСФСР 12 декабря, возможно, обратили внимание на одинокую фигуру, которая безнадежно проторчала у микрофонов, надеясь получить слово. Это я. О чем хотелось сказать в том так и не состоявшемся выступлении? Какими мыслями и чувствами поделиться?

Беловежское соглашение вызывает двойственное к себе отношение. Я понимаю тех своих сограждан, которые, узнав о политическом соглашении России, Украины и Белоруссии, вздохнули с облегчением: ну, наконец-то, хоть какая-то определенность! В Киев и Минск, как и прежде, можно ехать без заграничного паспорта, без опаски оказаться в иностранном государстве. В беспросветном мраке последних месяцев, как показалось некоторым, блеснул луч надежды.

Но я понимаю и тех, кто с тревогой спрашивает, где мы теперь живем? Как называемся? Почему, устраняя с арены обветшалые государственные структуры, понадобилось уничтожать Союз ССР? Правильно ли это? И как быть с результатами референдума 17 марта 1991 года, на котором народ однозначно высказался в пользу сохранения Союза ССР?

Нам предлагают такой ответ: Союз погряз в бюрократизме, интригах. Союзное руководство не может и не умеет разговаривать иначе, как языком диктата. Никакой Союзный договор с таким Центром невозможен. Россия была вынуждена пойти на этот шаг...

Как избранный Съездом полномочный представитель России на переговорах по Союзному договору, смею заверить, что это не так. Да, на первых этапах переговоров ощущалось давление центрального руководства, его желание взять переговоры под свой контроль. Республики этому воспротивились - и представители Союзного центра отошли на приличную дистанцию, предоставив нам свободу. Тем более смешно говорить о каком-то "давлении" Центра сейчас, когда действиями России он фактически уничтожен.

Так в чем же дело? Почему многочисленные попытки заключить новый Союзный договор так и не привели к успеху?

Большие события, затрагивающие судьбы миллионов людей, обычно имеют простые и ясные причины. Важно найти их, пробившись через редуты демагогии и лжи, которые возводят участники исторической драмы, для того чтобы скрыть подлинные мотивы своих действий.

Нельзя не видеть, что такое понятное и оправданное движение народов к свободе и независимости, в некоторых республиках оседлали лидеры и политические группы, которые не знают и не желают знать никаких ограничений своей власти. Отсюда - сепаратизм, конфронтация во внутренней и внешней политике, пренебрежение законностью.

Уничтожив старый Центр, Россия открыто и недвусмысленно заявила о своих правах на правопреемство, фактически заняла его место. Это не могло не повлиять на республики, столь чуткие ко всему, что касается их суверенитета.

Беловежское соглашение поставило республики в положение человека, которому предъявили ультиматум: "Вот новый дом - Содружество, в котором все мы будем жить свободно и равноправно. Нравится? Тогда давай в качестве первого шага сожжем старый дом - Союз ССР! Для верности - чтобы даже если очень захочется, никто не мог вернуться назад..."

Как это по-русски! И как знакомо! Вся наша политика полтора года строилась именно по этой схеме: сначала разрушим, затем (может быть) будем создавать. Разрушили правовую систему (война законов), затем - банковскую и бюджетную, затем - хозяйственную (переманивание предприятий в российскую юрисдикцию), систему управления (ликвидация Совмина СССР, министерств и ведомств). Так добрались наконец до основы государства - Договора об образовании СССР. Собрались с силами - уничтожили и его. С 12 декабря мы живем в СНГ - это нечто Британского содружества наций, только совсем новое. Интересно, как нам теперь себя называть? Сээнговцы?

Подумаем о последствиях

Человеку, погруженному в заботы повседневной жизни, трудно представить себе, что значит убрать Союз ССР с политической карты мира. Кто заполнит этот вакуум? Скоро ли новое Содружество Независимых Государств выйдет на рубежи международного признания, хотя бы близкие к тем, на которых находился Союз ССР? Не получится ли так, что своим решением мы надолго, если не навсегда, закрепим свое положение сырьевого придатка?

Как было сказано на совещании с участием членов правительства, в этом году были проданы лицензии на вывоз 80 процентов добытой в стране нефти, а по дизельному топливу - на объем, превышающий его производство. И это в условиях острейшего топливного голода! Теперь к такому вот "хозяйствованию" добавится, вполне возможно, политический раздрай. Куда же мы идем, куда ведем страну?

Еще одна иллюзия, от которой следует избавиться, заключается в том, что экономические интересы рано или поздно стальными обручами стянут республики воедино. Не стоит обманываться: в нищету и рабство никто не пойдет. Сегодня Россия ни для кого не выглядит достойным партнером. Экономический и политический авантюризм российского руководства завел ее в пучину кризиса. В этой ситуации нормальная реакция бывших союзных республик - отплыть подальше, чтобы не затянуло в воронку, если этакая махина пойдет ко дну. Поэтому самое лучшее, что можно было бы сделать для воссоздания Союза - это взяться за ум и как можно скорее стабилизировать внутреннюю ситуацию. Вот тогда к России потянутся. Не сразу, но потянутся.

Правительство путает следы

Заметным событием парламентской жизни стало выступление вице-премьера российского кабинета Е.Гайдара с информацией о работе правительства. Наибольшее внимание депутатов и наибольшее количество вопросов повлекло, естественно, предстоящее повышение цен. Е.Гайдар еще раз заверил, что российское правительство намерено оставить под своим контролем цены примерно на 10 процентов товаров и изделий производственно-технического назначения. При этом сохраняются государственные дотации на хлеб, молоко, творог, кефир, подсолнечное масло, соль, спички. Цена на основной энергоноситель - нефть и нефтепродукты - вырастет в 5 раз и составит 350 рублей за тонну (без налога с добавленной стоимости). Цены на другие энергоносители вырастут примерно в тех же пропорциях, за исключением кокса, который в немалой части приобретается за валюту и потому значительно подорожает.

Обязательная продажа валюты будет сохранена, но увязана с ее рыночным курсом. По топливно-сырьевой группе обязательная продажа валюты государству составит 50 процентов. Всю машиностроительную продукцию и значительную часть продукции обрабатывающей промышленности предполагается от валютных изъятий освободить. И все равно валюты в стране катастрофически не хватает. По словам вице-премьера, Президент РСФСР обратился к лидерам "семерки" с просьбой о создании стабилизационного фонда, который бы обеспечил конвертируемость рубля.

Коснулся Е.Гайдар и темы российского бюджета. По его словам, министерство экономики и финансов РСФСР (которое возглавляет, кстати, сам Гайдар) разработало бюджет по традиционной схеме, не учло принципиальных изменений, связанных с реформой цен и приобщением значительной доли союзного хозяйства. Готовится новый вариант бюджета, точнее "бюджетная проектировка", отражающая основные направления бюджетной политики. Конкретные же цифры расходов будут уточняться в зависимости от роста цен.

Информация - не доклад, поэтому прений не открывалось. А жаль, поскольку в деятельности правительства немало моментов, требующих анализа. Сформированное меньше месяца назад оно сейчас переживает тихую, не очень рекламируемую реорганизацию. У многих министерств и ведомств поменялись названия. Но это - полбеды, хотя поменять таблички, печати, бланки, банковские и прочие реквизиты - тоже не фунт изюму. Другим пришлось пройти через странную процедуру - упразднение с немедленным образованием заново.

Например, указом Президента РСФСР Министерство печати и массовой информации РСФСР было упразднено и на его базе создано Министерство печати и информации РСФСР практически с теми же функциями. Наверное, чтобы враги демократии и гласности окончательно запутались...

К указу приложен список, из которого следует, что в состав российских министерств вливаются "монстры" союзного значения. Так, например, к российскому министерству промышленности, числом в 180 человек, присоединяются бывшие Минавтопром, Минавиапром, Миноборонпром, Министерство металлургии и еще десять министерств и государственных комитетов, каждый из которых в сотни раз больше российского "папани".

Так и видишь российского министра, выступающего гордо, с заткнутым за пояс скальпами врагов. Знатная добыча. Только вот управляем ли такой необозримый конгломерат? Есть первые признаки того, что не очень: производственники, набегавшиеся по московским приемным и так и не нашедшие столоначальника, который бы решил их вопрос, ругаются на чем свет стоит и призывают на наши головы новый ГКЧП.

В этой непростой ситуации изданы указы Президента РСФСР о первоочередных мерах по организации работы промышленности и о стабилизации работы промышленного комплекса РСФСР. Скажем прямо, в них реанимируются некоторые элементы административно-командной системы: концерны и корпорации объявляются государственными, на них возлагается ответственность за завершение производственной программы 1991 года и подготовку к работе в следующем году. Соответственно, им предоставлено право заключения контрактов с руководителями предприятий и размещения госзаказов.

Министр промышленности РСФСР А.А.Титкин, выступая на днях перед депутатами и директорами предприятий, сказал, что преждевременная отмена госзаказа была, по его мнению, перегибом. К началу года не успеть, но в первом квартале госзаказ будет восстановлен в своих правах. Многие эксперты считают, что неблагоприятное развитие ситуации заставит российское руководство пойти значительно дальше - вплоть до введения чрезвычайного положения в экономике с фондированием ресурсов, жестким обязательным госзаказом и контролем за ценами.

15 декабря 1991 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov


Док. 297489
Перв. публик.: 15.12.91
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 356

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``