В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Парад планет Назад
Исаков В. Б.: Парад планет
В Алма-Ате, похоже, договорились

Ключевое событие недели произошло на это раз за рамками парламентской недели - речь идет о серии соглашений, подписанных в Алма-Ате. Удалось решить по крайней мере три серьезных вопроса: определить механизм контроля за ядерной кнопкой, принадлежность поста главнокомандующего объединенных Вооруженных сил, согласовать позиции республик по вопросу о замещении образовавшегося вакантного места в Совете Безопасности ООН.

Алма-Атинские соглашения - точно просчитанный политический ход. Они позволяют несколько успокоить мировое сообщество, напряженно наблюдающее за развитием событий в бывшем Союзе ССР, снять ограничения для дипломатического признания республик как новых участников международных отношений, создают основу для их вступления в международные организации. С точки зрения внутриполитической ситуации, этот ход несколько ослабляет давление сторонников Союза и позволяет хоть что-то ответить на их критику.

Подписав соглашения в Алма-Ате накануне отпуска цен, назначенного на 2 января 1992 года, лидеры республик получили некоторый дополнительный запас прочности и надежду на то, что вхождение в плотные слои экономической реформы не завершится для них аварийным катапультированием.

Со всех точек зрения вроде бы - плюс. Настораживает, правда, та быстрота, с которой лидеры республик, завизировав документы, разлетелись по своим делам. Не о чем было говорить? Не окажется ли Алма-Атинская встреча чем-то вроде "парада планет", которые, на секунду выстроившись в ряд, разлетаются по своим орбитам, чтобы встретиться в следующем столетии?

В любом случае, главные разговоры - впереди. Алма-Атинские и Минские соглашения обрисовывают каркас будущего здания и создают впечатление, что у него появился фундамент. Но жить в нем пока невозможно, ибо остаются незаполненными масса пустот и проемов. Удастся ли избежать таможен на границах республик? Сохранить единое экономическое и рублевое пространство? Как будут решаться вопросы гражданства и охраны внешних границ - ведь даже на самой встрече у ее участников не оказалось по этому вопросу единой точки зрения? Удастся ли договорится о взносах на содержание армии? И так далее, и тому подобное. Над всем этим предстоит основательно поработать и трудно ожидать, что обойдется без конфликтов и противоречий.

Создавая Содружество Независимых Государств надо на правовой основе урегулировать обязательства по отношению к Союзу ССР. Печать сообщает об унизительных притеснениях, которые чинятся народным депутатам СССР, в частности, милицейском досмотре, которому их подвергли при выходе из резиденции Верховного Совета СССР. Не по-людски это. Победитель должен быть великодушным.

Итак, в неполном составе, но снова вместе? Хотелось бы в это верить. Однако безумие последних месяцев располагает к осторожности оценок.

Затянувшееся прощание

В очередной раз накалилась ситуация в столице нашей Родины городе-герое Москве. На фоне разваливающегося городского хозяйства, заросших грязью вестибюлей, вдоль и поперек переименованного метро, крыс, беспрепятственно перебегающих улицы средь бела дня, катастрофического взлета преступности и столь же катастрофического провала в снабжении города продовольствием, разгорелся очередной тур конфронтации мэра города Г.Х.Попова с Моссоветом и Верховным Советом РСФСР.

Уже сама позиция мэра Москвы - ухожу, но заявление не подаю - вызвала недоумение депутатов. На серьезную работу такая позиция явно не рассчитана, но чрезвычайно удобна для того, чтобы еще раз взвинтить эмоции и, пользуясь рычагами власти, столкнуть своих сторонников и противников: а ну, кто возьмет верх на этот раз?

Не стану трогать деликатную тему взаимоотношений мэра Москвы с Моссоветом - не чужие, пусть разбираются в узком семейном кругу. Но что касается Верховного Совета РСФСР, то он сделал все возможное и даже невозможное, чтобы московскому мэру работалось хорошо.

19 апреля, в нарушение действующего законодательства, без внесения изменения поправок в Конституцию РСФСР, учреждается должность мэра Москвы. 27 апреля, опять же в обход закона, назначаются выборы мэра, причем в один день с выборами Президента РСФСР: соратники могут идти вместе, плечом к плечу, сметая с пути врагов. Постановление от 1 июля "О разграничении компетенции органов власти и управления в городе Москве" дало возможность мэру Москвы реализовать все свои планы и задумки по части перестройки органов власти и управления: создать административные округа, мэрию и правительство города Москвы, учредить городскую Думу. Указами Президента РСФСР компетенция мэра все более и более расширяется, невзирая на протесты депутатов, общественности и деловых кругов Москвы... Так и хочется спросить: милый, ну что для тебя еще сделать?

А "милому" - не работается. Одна за другой громоздятся параллельные, дублирующие друг друга структуры. В противовес российским законам принимаются свои - московские. В коридорах власти - густая атмосфера интриг, беспрерывной конфронтации и политического скандала. За один только срыв реализации российского закона о приватизации, отозвавшийся сумятицей и беспорядком по всей стране, другой бы руководитель расстался с должностью навсегда. Но Гавриилу Харитоновичу все сходит с рук - соратник. Нет, бери выше - друг!

Заявление мэра Москвы, опубликованное в газете "Куранты", читается с неослабным интересом от первой строчки до последней. Столь уникального образца демагогии, признаюсь, давно не доводилось держать в руках. Вот лишь несколько примеров для тех, кто не сумел познакомиться с этим любопытным документом.

Верховному Совету РСФСР брошено обвинение в том, что вместо приватизации торговых предприятий он навязывает Москве коммерциализацию, держит низкие цены на молоко, истощая и без того небогатые молочные ресурсы... Вряд ли мэр Москвы не информирован, что эти и другие решения, вызвавшие его гнев, приняты Президентом РСФСР.

Следующее обвинение - утверждение "грабительских, удушающих предпринимательство" ставок налогов. И опять мимо цели - ставки налогов в ультимативном порядке предложены Президентом РСФСР, Верховный Совет их даже несколько снизил.

Верховному Совету РСФСР поставлено в вину то, что он не нашел и не наказал тех, кто сорвал выполнение решения о выделении участков земли москвичам в пределах 50-километровой зоны. Но, во-первых, Верховный Совет никогда не был и не будет департаментом полиции при мэре Москвы. Найти и наказать - обязанность самого мэра. А во-вторых, широко известно, что главным виновником срыва является сам мэр Москвы, который, понадеявшись на высокое покровительство в Кремле, не захотел искать общего языка с руководителями Московского областного Совета, главами администрации районов и городов.

Одной из главных сил торможения мэр Москвы называет аппарат, который изощренно изобретает процедуры, любое дело превращает в кормушку, источник взяточничества и злоупотреблений. Позвольте, а разве мэр не глава городской администрации, не руководитель муниципального аппарата управления? Кто же должен отвечать за то, что аппарат каким был, таким и остался - а если смотреть правде в глаза, то стал значительно хуже?

В конце своего послания Г.Х.Попов, явно подражая Шеварднадзе, заявляет, что жертвует собой для того, чтобы Москва и страна поняли, в какой опасности они оказались. Вот здесь я с ним полностью согласен: более яркого и наглядного примера опасности, навалившейся на страну, наверное, не найти. Поэтому не будем тянуть резину: жертва принята и оценена. Займемся, наконец, делом!

В государстве нет денег?

На прошлой неделе Верховный Совет РСФСР едва не превратился в сугроб тревожных писем и телеграмм: SOS! Помогите! Не выдают заработную плату и пенсии! По этому поводу пред ясные очи депутатов предстал А.Зинченко, начальник Главного управления денежного обращения Госбанка РСФСР. Нарисованная им картина далека от оптимизма. За одиннадцать месяцев текущего года превышение выдачи денег над их поступлением (другими словами, эмиссия) составило 70 млрд.руб. Для сравнения: в 1990 году эмиссия была 17,6 млрд.руб., а в далеком благословенном 1985 - 1 млрд.руб.

Помимо резкого обострения инфляционных процессов, такая эмиссия привела к тому, что печатные фабрики Гознака элементарно не справляются с выпуском наличных денег. По состоянию на 19 декабря задержка в выплате заработной платы, пенсий и других неотложных платежей составляет в среднем 10 дней. По некоторым районам Урала и Сибири она достигла уже двух месяцев. Острота ситуации усугубляется тем, что государство до сих пор не выполнило своих обязательств перед крестьянами по чекам "Урожай-90" и перед сдатчиками сельхозпродукции по встречной продаже автомашин, товаров народного потребления и строительных материалов. Получилось так: сельхозпродукцию принимали по старым заниженным государственным ценам, а товары - предлагают покупать по новым, "свободным". Крестьяне вполне обоснованно расценивают это как обман.

На текущий момент ситуация такова: в резервных фондах банков имеется 2,8 млрд.руб. - это на два дня работы. До конца года ожидается поступление 3,9 млрд.руб., что составляет чуть более половины необходимого количества. Кризис в денежном обращении предполагается преодолеть лишь к марту-апрелю 1992 года, когда фабрики Гознака перейдут на выпуск 200, 500 и 1000-рублевых купюр.

В итоге, объяснения представителя Госбанка были признаны неудовлетворительными. Депутаты отметили, что отпускать цены в условиях, когда людям не выплачивается заработная плата - значит сознательно провоцировать социальный взрыв. Руководству Госбанка и Правительству РСФСР поручено разработать и в неотложном порядке осуществить комплекс экстренных мер для нормализации денежного обращения в республике.

Богата "законодательная нива"...

Прошедшая неделя обогатила корпус действующего законодательства РСФСР рядом крупных принципиальных документов. С третьей попытки был принят Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Теперь "зеленое движение" в стране получило мощную опору и подкрепление: на основании закона экологически вредная деятельность может быть прекращена в судебном или арбитражном порядке.

Закон РСФСР "О защите прав потребителя" ограждает нас от засилья низкокачественных товаров. Им предусмотрены разнообразные меры ответственности за халтуру и брак, навязанный потребителю. Только вот... к кому их применять, если прилавки голы, а то, что появляется на них - расхватывается в мгновение ока? Тем не менее, по мере нормализации экономической обстановки (да случится же это когда-нибудь!), Закон должен заработать в полную силу и россияне смогут оценить новую правовую защищенность своих потребительских прав.

К числу высоких образцов законодательного искусства можно отнести Закон РСФСР "О средствах массовой информации в РСФСР". Его отличает ясный и точный язык, хорошо продуманная система юридических гарантий. Нет лишь там одного - гарантии от административного произвола, который новыми ставками на услуги связи вполне может задушить свободу печати.

На завершающей стадии Закон пополнился несколькими интересными поправками. Одна из них запретила использование скрытой звуко- и видеозаписи, фото- и киносъемки. Другая установила, что продукция эротического характера должна продаваться исключительно в запечатанных целлофановых упаковках. Согласно третьей поправке, редакция, главный редактор, журналист несут равную ответственность за достоверность опубликования сведений наряду с теми, кто предоставил эту информацию. Поправки весьма привлекательны, но каждая палка, как известно, о двух концах и только практика покажет, насколько жизненными они окажутся.

23 декабря 1991 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/101/1/Парад%20планет.htm


Док. 297486
Перв. публик.: 23.12.91
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 285

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``