В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Драма российского бюджета Назад
Исаков В. Б.: Драма российского бюджета
Одним курьезом больше

Знал бы, что из этого выйдет - сидел бы на месте и никуда не совался. А вышло вот что: при ратификации Алма-Атинского соглашения дернула меня нелегкая выйти к микрофону и задать вопрос президенту РСФСР: "Уважаемый Борис Николаевич! Согласно Конституции наше государство называется Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой. Вы избирались на должность в качестве Президента РСФСР. Именно в этом качестве принесли президентскую присягу, в которой поклялись соблюдать Конституцию РСФСР и российские законы. Скажите, пожалуйста, на каком основании Вы изменили конституционное название государства и называете себя Президентом Российской Федерации, а конституционное название приводите в скобках? Кто принял такое решение?"

Ельцин явно не знал, что ответить. Повисла неловкая пауза. Неожиданно в разговор включился Р.Хасбулатов: "Борис Николаевич, прошу прощения. Может быть мы сейчас, прежде, чем Президент ответит на этот вопрос, изменим название? Ставлю на голосование..." Замечание о том, что вопрос носит конституционный характер и может быть решен лишь на Съезде народных депутатов было сходу отметено: "Никаких проблем!"

Включили табло, минута - принято! Жидкие аплодисменты. Хасбулатов сам, кажется ошеломлен своей победой. Вечером в интервью по CNN Ельцин оповестил весь мир о переименовании своей страны...

Хотя из трансляции по телевидению мой вопрос, конечно же, вырезали, досужие историки и журналисты несомненно его раскопают. И начнутся домыслы: чье задание выполнял Исаков, кто писал сценарий и т.д. Поэтому, за неимением другого, кладу животворящий крест и официально заявляю: целиком личная инициатива, экспромт. Знал бы, чем он закончится, оставил бы его при себе. В общем, не желая того, добавил работы Конституционному Суду: вопрос о незаконном решении Верховного Совета, самовольно изменившем конституционное наименование государства, уже включен в повестку дня одного из его заседаний...

Бюджет "подсунули на подпись"

Ну а теперь о вещах более серьезных. Оправдались самые худшие прогнозы: Россия вступает в 1992 год без бюджета. О том, что в стране принимался когда-то Государственный план экономического и социального развития, сегодня уж и не вспоминают - его как пережиток административно-командной системы ликвидировали еще в прошлом году. Но чтобы без бюджета... Такое, пожалуй, впервые. Клинические симптомы настолько очевидны, что трудно сомневаться в диагнозе: идет развал первичных, основополагающих функций государства, обеспечивающих управление обществом.

Задержка бюджетного послания породила подозрение, что в очередной раз проигрывается уже известный, неоднократно опробованный сценарий: Верховный Совет - на каникулы, бюджет - на рассмотрение Президиума. Без прессы, без дебатов, в узком кругу посвященных. А затем парламент ставится перед фактом: бюджет фактически действует, утверждайте! Именно по такой схеме были приняты бюджеты на 3 и 4 кварталы 1991 года.

Но на этот раз события потекли по другому сценарию. Пока депутаты размышляли о судьбе российского бюджета, Президент РСФСР подписал 19 декабря указ "О финансировании государственных расходов из бюджета РСФСР в 1 квартале 1992 года", которым утвердил основные показатели бюджетной системы.

Естественно, что опубликование этого указа произвело в парламенте эффект разорвавшейся бомбы: если уж и бюджет теперь утверждают в обход Верховного Совета, то зачем тогда вообще нужен этот орган? И в чем тогда заключается система разделения властей, о которой шумели на митингах господа демократы? К Б.Ельцину была отправлена представительная делегация и на следующий день Р.Хасбулатов объявил, что недоразумение разъяснилось: указ был "подсунут" президенту на подпись...

Авансы и долги, или кто платит за музыку

На состоявшемся после этого слушании депутатов познакомили с некоторыми правительственными проектировками бюджета РСФСР на 1992 год. Основная идея - уже в этом году сделать бюджет бездефицитным. Скажем прямо, далеко не многим странам удавалось решить такую задачу. Одной из таких немногих была, кстати, Российская Федерация, которая до последнего времени имела нулевой бюджетный дефицит и даже некоторое превышение доходов над расходами. Но уже в 1990 году бюджет был сведен с дефицитом 29 млрд. руб., а в этом году он, судя по всему, перемахнет за 100-миллиардную отметку. Если же учесть состоявшееся в конце года объединение бюджетов РСФСР и СССР, то цифра дефицита станет втрое больше - около 300 млрд.руб. И из такой-то ямы - рывком! - в светлое бездефицитное будущее? Фантастика!

Как же намерено правительство РСФСР решать столь непростую задачу? Резко сокращается размер ассигнований на оборону. Заказов на новую технику не будет - только на запасные части и поддержание заделов в области научных и опытно-конструкторских разработок. Крупные оборонные предприятия останутся без заказов и вместе с городами, в которых они расположены, станут очагами социальной напряженности. Правительство такой поворот событий, судя по всему, не смущает.

Под самый "корешок" обрезаются государственные капиталовложения. На эти цели, по предварительным расчетам, предполагается ассигновать всего 26 млрд.руб. - "меньше, чем ничего". Правда, как уверяет вице-премьер правительства Е.Гайдар, в результате на рынок будет выброшено много освободившихся стройматериалов. Возможно. Но не появится ли на этом же рынке и много-много-много безработных строителей?

Жестокое разочарование ждет тех, кто поверил многочисленным обещаниям и авансам российского руководства, в изобилии раздаваемым в период завоевания и укрепления власти. Е.Гайдар не скрывает, что правительство не намерено долго держать цены даже на тот ограниченный список товаров, который приведен в указе о либерализации цен. Первой, по-видимому, будет отпущена цена на молоко, а затем и на все остальные продукты и товары. Сокращению и усекновению подвергнутся практически все программы социальной помощи.

В окончательном виде бюджет на 1 квартал обещано представить в середине января 1992 года, но его основные социальные параметры и характеристики видны сегодня. Во всяком случае, предельно ясно, кому придется "платить за музыку". В свое время народ невиданными лишениями оплатил коллективизацию и индустриализацию, сегодняшняя деколлективизация и деиндустриализация производится также за его счет.

Конец Змея-Горыныча

"Надо отрубить голову гидре" - вырвалось у Р.Хасбулатова при обсуждении вопроса о дальнейшей судьбе народных депутатов СССР. По этой проблеме столкнулись два подхода - умеренный и крайний. Умеренные, которых поддержал Председатель Верховного Совета, предложили сохранить за народными депутатами СССР статус народного депутата, дать им возможность работать в округах, вести депутатский прием, гарантировать депутатскую неприкосновенность.

"Развалили Союз! Нет колхоза, не надо и колхозников!" - кричали через микрофоны "крайние" (хотя, если быть объективными, разваливали все-таки вместе). В конечном счете, возобладала точка зрения "крайних": народные депутаты СССР лишены депутатского статуса, однако для них предусмотрено выходное пособие в размере пяти окладов по последнему месту работы. При этом авторы законопроекта не отказали себе в удовольствии еще раз унизить депутатов от общественных организаций: те не получат ничего.

Не можешь выполнить - не обещай!

Прекрасным новогодним подарком отечественным промышленникам и бизнесменам можно считать два последних закона из пакета налоговых законодательных актов - Закон РСФСР "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и Закон РСФСР "Об основах налоговой системы в РСФСР".

Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций - результат сложного компромисса между Верховным Советом и правительством. Дело в том, что несколькими днями раньше был принят другой закон - о подоходном налоге на предприятия и организации, но в действие пока не введен. По просьбе правительства, Верховный Совет сохранил на переходный период налогообложение прибыли.

Широковещательно заявив о снятии ограничений на заработную плату, правительство сегодня озабочено тем, как сдержать ее разбег. Найдено два выхода. Один из них - генеральные тарифные соглашения между государством и предприятием, согласно которым предприятия обязуются в добровольном порядке соблюдать стабильные тарифы заработной платы, а государство берет на себя обязанность по ее денежному и товарному наполнению. Короче, тоже самое, что было раньше, только в добровольном порядке и по договору. Хотя этот путь рекламируется как основной, он вряд ли соберет большое число приверженцев, прежде всего, по причине хронической недееспособности государства: все семьдесят лет оно обещало тоже самое, но выполнить так и не смогло.

Более реальные надежды, судя по всему, возлагаются на второй путь - налоговое ограничение фонда заработной платы. Законом устанавливается необлагаемый налогом минимум заработной платы в размере четырех минимальных заработков на одного работающего (1368 рублей). Хотите поднять заработную плату выше этой суммы - пожалуйста, но уже из той части прибыли, которая осталась после уплаты налогов.

Эксперты оценивают это решение как разновидность абалкинского налога, но в ухудшенном, изуродованном виде: если абалкинский ограничитель, худо-бедно, но все же был завязан на объеме произведенной продукции, то новый налог целиком зависит от численности работающих. Чем больше штатный состав - тем меньше налог.

Понимаю, что не от хорошей жизни ревнители рыночной экономики в правительстве занялись придумыванием подобных механизмов. И все же, все же... Надо ли было рушить до основания административно-командную систему, чтобы вскоре воссоздавать ее заново в ухудшенном виде?

От ворот поворот

Определенное протрезвление и переоценка событий происходит не только в обществе, но и в стенах парламента. 27 декабря Верховный Совет РСФСР отказал Генеральному Прокурору РСФСР в своем согласии на привлечение к уголовной ответственности и арест народного депутата РСФСР, бывшего заместителя Министра обороны СССР Владислава Ачалова, обвиняемого в причастности к августовскому путчу.

Похоже, что набравшая обороты прокурорско-следственная машина просто не в состоянии остановиться и критически оценить собственные действия. За что собираются судить генерала Ачалова? За попытку захвата власти в бывшем СССР? Но такой страны больше нет, и отнюдь не по вине Ачалова. За измену Родине? Но закон понимает под изменой Родине действия, который причинили ущерб "государственной независимости, территориальной неприкосновенности или военной мощи СССР"...

Есть определенная политическая логика в том, что люди, совершившие развал СССР, хотят избавиться от тех, кто пытался им в этом помешать. Но я никак не могу понять, почему им инкриминируется измена Родине? Ни один уважающий себя суд никогда не осудит их по этой статье.

В открытом, искреннем движении тысяч людей в защиту своей свободы, только что обретенных гражданских прав, величие августовских дней. Так они и останутся в истории. Досадно и горько, что эта правда унижается и перекрывается позором судебной комедии.

Халтура нас погубит...

Последний день работы парламента в этом году напоминал ситуацию на плохом заводе, где три недели спят, а затем - в поте лица бешено наверстывают. Законы и постановления сыпались один за другим - при нормальной работе их хватило бы на месяц. О качестве и не вспоминали, запарились - гнали "план". Подумалось - нужна ли такая работа, кому принесет она пользу?

Есть сферы человеческой деятельности, в которых выше головы не прыгнешь - держат технология, кадры, необходимость крупных материальных затрат. Иное дело законодательство - оно требует в сущности немногого: терпения, кропотливости, желания докопаться до сути проблемы и найти наилучший вариант ее решения. И тогда - клади себе кирпичик за кирпичиком законы и постановления, строй здание новой жизни. Опираясь на них и хозяйство, и культурная жизнь, глядишь, начали бы подыматься...

Нет, не выходит. Ляпаем, как попало - без плана, без смысла, без разбора. Не закончили - бросили, развалили, переделываем.

Видно такие: все другим завидуем, а своего не видим, не сознаем.

...Взгляд невольно упал на новогоднюю карикатуру: уходящий 1990 год, битый-перебитый, поучает молодого розовощекого юнца: "А самое главное, не можешь выполнить - не обещай!" А что, неплохой, в сущности, совет? Уходящий 1991 год может передать его, как эстафету, следующему.

29 декабря 1991 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov

Док. 297472
Перв. публик.: 29.12.91
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 305

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``