В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Руслан Хасбулатов: Кремль ставит не на тех политиков Назад
Руслан Хасбулатов: Кремль ставит не на тех политиков
Десять лет назад (6 сентября) была провозглашена независимая Ичкерия.
Бывший спикер российского парламент Руслан Хасбулатов в интервью корреспонденту "Вестей. Ru" Маргарите Щукиной - об истории чеченского конфликта и путях его урегулирования.

Руслан Имранович, какова цена этой независимости?

- Как вы знаете, в первой войне погибло более 100 тысяч человек. И в этой войне погибло не меньше мирных людей, а также десятки тысяч солдат, офицеров. Фактически вся экономика этой богатейшей республики полностью уничтожена. Население превращено уже в буквальном смысле в какое-то животное состояние. Большая часть чеченцев покинули родину, где отсутствует какая-то жизненная среда. Вот во что это обошлось. Ну а в целом, если говорить сухим экономическим языком, я так думаю, это обошлось в 50-60 миллиардов долларов.

- Жители независимой Ичкерии как-то сразу взялись за оружие. Его раздавали чуть ли не всем желающим. Откуда в республике вдруг появилось столько оружия?

- Да там было огромное количество оружия. Часть тяжелой техники, правда, была вывезена. Причем, под моим очень серьезным давлением. Я несколько раз приглашал к себе маршала Шапошникова, в его бытность министром обороны, и требовал от него, чтобы это было сделано. То же самое я требовал от Грачева. И он мне, кстати, доложил, что он все оттуда вывез. Оказывается, что соврал. Я об этом сообщил Ельцину и выразил свое крайнее недовольство. Даже предложил: "Зачем нам нужен министр обороны - врун элементарный, лгун. Давайте снимем его". И Ельцин со мной согласился. Он сказал, что недопустимо, чтобы министр обороны мог лгать председателю Верховного Совета. Был возмущен, кстати. Ну, как вы сами знаете, считал его лучшим министром обороны в мире.

Но проблема не в том, что там было оружие. Ведь, к сожалению Дудаев пользовался покровительством и военных чинов, и крупных дельцов-авантюристов, которые сбежались в Россию со всего мира. В Чечне оказалось очень много оружия, вывезенного армией из Германии. А у нас же еще была там Южная группа войск. Оружие продавалось через Грозный при содействии как раз Дудаева, которому покровительствовали многие военные чины. Поэтому он разъезжал легко по всему миру, летал куда угодно, получал всегда воздушные коридоры. Вел себя достаточно развязно с российскими властями. Дудаев поддерживался теми, кто использовал его как фактор для борьбы и конфронтации с Верховным Советом. Вся так называемая московская демократическая печать и телевидение видели в Дудаеве в те годы героя.

А Хасбулатов же пытается возродить имперские тенденции. Не дает свободу Чечне. А теперь те же газеты уже требуют чуть ли не сбросить в Чечне атомную бомбу. Это совершенно бессовестные люди, которые помогали развязыванию националистической волны, крайне враждебной для населения Чеченской республики. К сожалению, культивирование этого насилия осуществлялось при подсказке, поощрении и прямой помощи со стороны многих представителей власти, печати и общественного мнения.

- Сегодня самое главное - это переговоры. На каких условиях их нужно проводить? Кто, с кем и о чем должен договариваться?

- Переговоры, конечно, нужны. Это очевидно. Я уже много раз говорил,

что когда террорист захватывает женщин детей, баррикадируется где-то в гостинице или в другом месте, и то - полиция начинает с переговоров. Дескать, что нужно? Разумные существа живут в мире только потому, что всегда вступают в какой-то диалог между собой. То, что нужны переговоры с воюющей стороной, - это ясно. По поводу того, кто их должен вести, - так это тоже ясно. Воюющие между собой стороны. Важен другой вопрос - предмет переговоров. С моей точки зрения, я бы не стал обсуждать, скажем, с Масхадовым возможность его возвращения в качестве руководителя. Он не смог обеспечить людям, избравшим его, мира.

Он как раз и привел этот несчастный народ на грань катастрофы, поэтому пытаться реанимировать его режим и его самого - это, мне кажется, совершенно бесплодное занятие. Этого не допустит сам народ, даже в том плачевном положении, в котором он находится. Но это вовсе не означает, что федеральным властям надо ориентироваться на представителей маргинальных слоев, за плечами которых ничего позитивного нет. Ни позитивного опыта, ни позитивных действий - только разрушение. И в сознании народа они воспринимаются как носители насилия. К сожалению, федеральная политика ориентируется на такого рода политиков. Это вызывает, конечно, резкое негодование. Отторжение федеральной политики в целом.

- Как дальше будет развиваться ситуация в Чечне, на ваш взгляд?

- Все когда-то окончится. Но для этого Кремлю надо отказаться от своей порочной политики. Ему надо дисциплинировать своих генералов, безусловно, заинтересованных в этой войне. Ему надо дисциплинировать те политические деловые круги, которые заинтересованы в этой войне. Я абсолютно уверен, что Путину война не нужна. Она Путину только вредит. Он вынужден каждый раз оправдываться перед всем миром. Вот не успел он в переговорах с Финляндией упомянуть о Чечне, - тут же взрыв в правительственном здании Грозного. Это неприятно, я по себе знаю, что государственному деятелю, тем более президенту, эта ситуация крайне невыгодна. И я не верю, когда утверждают обратное.

Второе: конечно, тот кадровый ресурс, который используется Кремлем в деле урегулирования, - никуда не годный. Нужно ориентироваться на лиц, действительно уважаемых среди народа, среди соседей в России. Надо отказаться от услуг маргинальных элементов.



ВЕСТИ.RU
08 сентября 2001 г.


Док. 297459
Перв. публик.: 25.04.02
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 332

  • Хасбулатов Руслан Имранович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``