Широко известно о критическом состоянии российского бюджета. В первом полугодии 1991 года его дефицит почти вдвое превысил сумму, запланированную на год. Исполнение составило 36 процентов по доходам и 26 - по расходам. Общий недостаток средств в бюджете для выполнения уже принятых законов и социально-экономических программ приблизился к 100 млрд. рублей. Несмотря на это, объявляется о новых дорогостоящих программах, принимаются многочисленные решения об освобождении от налогов и иных льготах. Все эти решения, включая многомиллиардные ассигнования из бюджета, принимаются без согласования с Верховным Советом РСФСР.
Третий Съезд народных депутатов РСФСР поручил Верховному Совету в месячный срок рассмотреть и принять чрезвычайный бюджет республики. Это поручение не было выполнено. Министр финансов РСФСР на пятом Съезде народных депутатов РСФСР подтвердил, что происходит нарастание негативных тенденций, усиливаются финансовая напряженность и разбалансированность бюджета.
В этих условиях Президиум Верховного Совета РСФСР в неправомочном составе принял постановление, которым изменил Закон РСФСР "О государственной бюджетной системе РСФСР", утвердив новые показатели бюджета РСФСР. Это решение - прямое нарушение статей 109, 160, 161 Конституции РСФСР, согласно которым Государственный бюджет РСФСР разрабатывается Советом Министров РСФСР, представляется Президентом РСФСР и утверждается Верховным Советом РСФСР.
Данное постановление закрепляет практику бесконтрольности и безответственности в использовании денежных средств, способствует нарастанию хаоса в бюджетно-финансовой системе Российской Федерации. Как председатель палаты, отвечающей за социально-экономическую политику, вынужден заявить протест в связи с грубым нарушением прав Совета Республики и Верховного Совета РСФСР.
"Советская Россия", 31 июля 1991 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov