В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Прощеный год Назад
Прощеный год
В России стартовала налоговая "амнистия". Начиная с 1 марта до конца нынешнего года все желающие имеют шанс легализовать доходы, с которых не был уплачен подоходный налог. Никаких документов об источниках этих доходов предоставлять не нужно, а процедура "узаконивания" обещает быть предельно простой: нужно лишь перечислить через любой банк на счета Федерального казначейства 13% от суммы утаенных ранее доходов. Налоговые органы к этой акции тем самым вообще не предполагается подключать. При видимой простоте замысла реакция общества на эту акцию крайне неоднозначна. Готово ли государство к подведению черты под периодом налогового "беспредела" и дает ли оно гарантии соблюдения "правил игры"; готово ли к этому общество и найдутся ли такие, кто готов рискнуть и покаяться в старых "грехах"; наконец, справедлива ли сама идея прощения нарушителей -- на эти вопросы сегодня существуют диаметрально противоположные точки зрения.

"Достаточной политической воли для реализации идеи налоговой "амнистии" нет".

Александр МУРЫЧЕВ, первый исполнительный вице-президент РСПП:

-- Сама по себе идея закона об упрощенном декларировании правильная, но воплощение ее не самое лучшее. Хотя первоначальный вариант закона, предложенный правительством, был еще хуже, тот документ, что вступил в силу после переработки депутатами, все равно недостаточно соответствует изначальной идее. Чтобы закон заработал, нужно принципиально менять многие его положения. В частности, более четко прописать гарантии государства, которые оно предоставляет тем, кто решится воспользоваться налоговой "амнистией".

Несмотря на то что формально провозглашена конфиденциальность всей процедуры для плательщика, при которой он может заплатить через банк 13-процентный платеж, не заполняя при этом никаких документов в налоговой инспекции, четких гарантий конфиденциальности пока нет, особенно учитывая периодически возникающие разговоры о частичной отмене банковской тайны для силовых структур.

Закон о налоговой "амнистии" не решит и задачи вывода зарплат из тени. Если работник по своей инициативе воспользуется "амнистией", под ударом окажется его работодатель, выплачивающий "серую" или "черную" зарплату, ведь на организации "амнистия" не распространяется.

Среди обстоятельств, которые наверняка будут сдерживать желающих "амнистировать" капиталы, важным является то, что "амнистия" не освобождает от ответственности за сопутствующие налоговым нарушения валютного и таможенного законодательства.

Слаба пока и информированность широких предпринимательских кругов касательно проводимой "амнистии". Предприниматели в регионах, особенно малый и средний бизнес, практически не осведомлены об этой акции. Можно сказать, что пока что нет достаточной политической воли для реализации идеи налоговой "амнистии". Особенно это выглядит странным, учитывая нынешнюю политическую ситуацию: в предвыборный год власть должна была бы более гибко учитывать пожелания бизнеса, да и общества. Сама идея "амнистии" должна воплощаться в жизнь с учетом всех возможных последствий, так как это касается судьбы конкретного человека.

Однако со стороны общества отчетливо выраженного запроса к власти на реализацию этой идеи пока не возникло. Запрос может сформироваться тогда, когда массово зарождающийся предпринимательский класс, стремящийся работать и зарабатывать, будет готов работать рука об руку с государством. Но бизнес государству пока что не очень доверяет. Поэтому в масштабную реализацию нынешней налоговой "амнистии" верится слабо.

"Амнистия -- это признание факта, что в прошлом были совершены большие ошибки"

Борис ТИТОВ, председатель "Деловой России":

-- Сегодня в обществе назрела необходимость в налоговой "амнистии". Это признание того факта, что в прошлом были совершены большие ошибки, правила игры были построены таким образом, что многим удавалось не платить налогов. С другой стороны, налоговый пресс был такой, что уплачивать все налоги в полном объеме было просто невозможно.

Кто был больше виноват в той ситуации -- бизнес, минимизирующий налоги, или государство, которое разрешало ему это делать, -- сказать сложно. И государство, и бизнес, и общество должны нести равную ответственность за то, что происходило тогда. Но сегодня мы живем в другой стране. Поэтому власти сейчас очень важно выработать позицию в отношении того, как оценивать тот период. Эту страницу сегодня надо перелистнуть. Затягивать с этим не стоит. Нерешенность вопроса не только ухудшает инвестиционный климат в стране, но и создает поле для коррупции, когда чиновник ради личного корыстного интереса имеет возможность угрожать бизнесмену его старыми "грехами".

Однако предложенный закон не дает возможности решить эту задачу. Отчасти из-за того, что принятие закона прошло очень быстро, без какого-либо обсуждения с бизнесом. Закон об упрощенном порядке декларирования будет просто забыт через два-три месяца. Ни в лучшую, ни в худшую сторону он ситуацию не изменит. Эффективность всей затеи будет приближаться к нулю. Отчасти поэтому идея налоговой "амнистии" не слишком широко пропагандируется. Государство, будучи заинтересованным в решении этого вопроса, инициировало написание соответствующего закона, но тот документ, который вышел в конечном итоге из-под пера исполнителей, просто глупо "рекламировать".

Поэтому я думаю, что не будет много желающих воспользоваться "амнистией". Во-первых, пока все еще страшно "засветиться", потому что отношение к неплательщикам налогов жесткое и не ко всем одинаковое. Страшно и то, что информация попадет "не в те руки". "Амнистия" не дает гарантий безопасности тем, кто захочет этой инициативой воспользоваться. Ведь, по сути, государство не называет эту акцию ни амнистией, ни прощением, это всего лишь особый порядок декларирования доходов, не освобождающий от дальнейших проверок. Если, допустим, выяснится, что капиталы хранились в офшорах, это может привести к проверкам на предмет соблюдения валютного законодательства.

"Деловая Россия" предлагала свой вариант "амнистии", сочетающий налоговую амнистию и амнистию капиталов, но проект так и не был рассмотрен. Мы предполагали, что декларироваться должны не доходы, а капиталы, к примеру акции, которые есть у бизнеса. Предполагалось также, что все амнистируемые капиталы будут выведены и из-под статьи "незаконное предпринимательство".

О вероятном же ужесточении налогового пресса и контроля после проведения "амнистии" говорить пока, на мой взгляд, преждевременно. При нынешней системе администрирования налогов и большого количества рисков, когда каждый предприниматель и так ожидает, что в любой момент ему могут инкриминировать серьезные нарушения закона, гипотетическая возможность ужесточения налогового пресса не вызывает серьезных опасений.

"Налоговые "амнистии" ставят в неравные условия добросовестных и недобросовестных"

Никита БЕЛЫХ, глава партии "Союз правых сил":

-- Я вообще с сомнением отношусь к идее налоговых "амнистий", потому что они ставят в неравные условия добросовестных налогоплательщиков и недобросовестных. Тот, кто исправно соблюдал налоговое законодательство, даже тогда, когда оно было несовершенным, оказывается в результате в проигрыше. Выясняется, что можно было не быть таким щепетильным, потому что государство всех простило. В этом есть двусмысленность.

Я не думаю, что нынешняя налоговая "амнистия" вызовет какой-то ажиотаж со стороны налогоплательщиков, потому что доверие налогоплательщиков к государственной системе невелико. Вопрос также в том, насколько налогоплательщики будут уверены, что предоставленная ими информация будет закрытой и не будет никем использоваться в корыстных интересах, потому что практика избирательного применения законодательства у нас становится повсеместной. Никакая "бумага" -- ни из казначейства, ни из налоговой -- не может служить основанием для того, чтобы добросовестный налогоплательщик (или ставший таковым после "амнистии") спал спокойно.

Казне не стоит ожидать притока налогов, которые будут уплачены в рамках "амнистии", потому что отношения между бизнесом, властью и обществом на сегодняшний день очень далеки не то что от идеальных, а от нормальных. Недоверие друг к другу таково, что подобного рода налоговые "амнистии" не дадут должного эффекта еще пять--десять лет. Если бы можно было сказать, что отношения бизнеса и власти три года назад были хуже, а сейчас стали лучше, то можно было бы прогнозировать какую-то положительную тенденцию. Но, я думаю, никто из предпринимателей не сможет сказать об улучшении делового климата именно в плане нормализации отношений между правоохранительными органами и налогоплательщиками.

Налоговую "амнистию" можно проводить в том случае, если параллельно не будут использоваться налоговые прорехи в законодательстве как некий жупел для бизнеса и инструмент для политических интриг. Когда одновременно с "амнистией" к уголовной ответственности выборочно привлекают предпринимателей за правонарушения пяти--семилетней давности, у бизнеса возникают очень серьезные сомнения в эффективности и адекватности налоговой "амнистии".

"Прощая долги уклонистам, государство подает дурной пример"

Сергей ШТОГРИН, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Государственной думы:

-- Закон об упрощенном порядке декларирования вреден с "моральной" точки зрения, ведь прощая долги уклонистам, государство подает дурной пример остальным гражданам, законопослушно уплачивающим налоги. Прощать долги тем людям, которые в свое время увели свои доходы от налогов, абсолютно неправильно. Мировая практика убедительно свидетельствует о том, что такие меры бесполезны и даже вредны с точки зрения воспитания добросовестных налогоплательщиков.

Принимать закон о налоговой "амнистии" надо было бы параллельно с законом о контроле за крупными расходами граждан, чтобы в будущем больше никогда не требовалось проводить подобные "амнистии". Крупному бизнесу налоговая "амнистия" не нужна, он уже давно все отмыл, малому бизнесу, который имеет право пользоваться упрощенным порядком налогообложения, -- тем более.

Что касается тех граждан, кто вдруг решит воспользоваться "амнистией" и вернуть из-за рубежа деньги, то им уготована ловушка. От ответственности за нарушение таможенного и валютного законодательства "амнистируемые" не освобождаются.


Идея проведения налоговой "амнистии" инициирована президентом. В апреле 2005 года в послании Федеральному Собранию Владимир Путин заявил о необходимости разрешить гражданам "задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные в предыдущие годы".

Согласно закону "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" (в официальных документах слово "амнистия" не фигурирует, чтобы не возникало смысловых ассоциаций с преступлением, поскольку речь идет о людях, чья вина не доказана) граждане и индивидуальные предприниматели в течение ближайших десяти месяцев могут прийти в банк и перечислить на спецсчет в Федеральном казначействе некую сумму. А именно 13% от денежных средств, с которых, по подсчетам самого налогоплательщика, ранее не был уплачен подоходный налог (в случае с индивидуальными предпринимателями еще и ЕСН).

Документ, полученный в банке, приравнивается к налоговой декларации и будет служить своеобразной "индульгенцией", защищающей в пределах задекларированной суммы от возможных обвинений в неуплате налогов. Запрашивать информацию о декларационных платежах граждан любым ведомствам запрещается. Даже если сведения каким-то образом станут известны ФНС или МВД, использовать их в качестве доказательств по уголовным и административным делам будет нельзя.

Закон не распространяется на лиц, вина которых за налоговые преступления установлена судом и обвинительный приговор вступил в силу, если соответствующая судимость не снята и не погашена.

Нынешняя налоговая "амнистия" в России не первая, а уже третья. Первый раз налоговая "амнистия" проводилась с 1 по 30 ноября 1993 года и распространялась на индивидуальных предпринимателей и организации. До сих пор не обнародована информация о количестве тех, кто принял участие в той "амнистии". Зато некоторые, возможно, вспоминают о драконовских мерах, которые последовали после "амнистии": те, кто не воспользовался предложением задекларировать доходы, но был впоследствии уличен в налоговых правонарушениях, должен был заплатить штрафы в трехкратном размере от заниженной прибыли.

Вторая налоговая "амнистия" была объявлена в августе 1996 года указом президента Бориса Ельцина. "Амнистируемых" обещали освободить от штрафов и пеней, но "амнистия" в результате так и не состоялась.

Список стран, в той или иной форме проводивших налоговую "амнистию", включает Аргентину, Бельгию, Индию, Ирландию, Италию, Пакистан, Филиппины, Францию, ЮАР, Казахстан. Не всегда ее проведение приносило ожидаемые результаты, но есть и положительные примеры. Классическим примером успеха считается "амнистия" в Ирландии 1988 года, когда собранные средства составили 2,5% ВВП -- более чем достаточно, чтобы покрыть бюджетный дефицит того года.

В США регулярно проводятся "амнистии" на уровне отдельных штатов. С 1982 по 1997 год 35 штатов провели различные варианты налоговых "амнистий". Как показывает статистика, успех был наибольшим в том случае, если "амнистии" сочеталась с усилением ответственности за дальнейшую неуплату налогов. Однако на федеральном уровне в США "амнистия" так и не была проведена, поскольку эксперты подсчитали, что в долгосрочной перспективе это уменьшает добросовестность плательщиков.

Налоговая "амнистия" в Италии оказалась серьезным ударом по швейцарским банкам, лишив их значительных средств. Итальянцы начали активно репатриировать деньги на родину. Правительство Мальты проводило налоговую "амнистию", воодушевленное успехом акции по "амнистированию" нарушителей валютного законодательства, в результате которой около 700 млн долл., инвестированных ранее мальтийцами за рубеж, было возвращено на Мальту.

"Амнистия" капиталов в Казахстане длилась всего 20 дней. За это время те, кто легализовал капиталы и перечислил их на спецсчета казахских банков, освобождался от налогов вообще. Власти рассчитывали получить 500 млн долл., реально получили 480 млн, более 80% из них наличными.

"Время новостей" - 5 марта 2007 г.

Док. 297410
Перв. публик.: 05.03.07
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 924

  • Штогрин Сергей Иванович
  • Мурычев Александр Васильевич
  • Белых Никита Юрьевич
  • Титов Борис Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``