В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О методах государственной поддержки малого и среднего бизнеса Назад
О методах государственной поддержки малого и среднего бизнеса
Системы поддержки малого и среднего предпринимательства функционируют в большинстве стран с развитой рыночной экономикой
Существующая в России система поддержки малого и среднего бизнеса нацелена преимущественно на создание новых малых предприятий
Опыт Германии в данной сфере может быть использован в экономических условиях России

Одной из форм управления экономикой при применении либеральной рыночной модели является государственная поддержка определенных секторов и отраслей хозяйства. Как правило, поддержка оказывается тем сферам, развитие которых может способствовать решению задач, стоящих перед экономикой или обществом, и дать импульс для прогресса экономики в целом. К таким сферам относятся: инновационная, венчурная экономика; малый и средний бизнес; определенные высокотехнологичные отрасли; отрасли, имеющие конкурентные преимущества на мировом рынке. В ряде случаев поддерживаются и традиционные отрасли, развитие которых либо помогает решать социальные проблемы (например, обеспечение занятости, создание новых рабочих мест), либо создает базу для становления новых отраслей и производств.
С недавних пор делаются попытки использовать данный инструмент государственного управления экономикой и в России. В частности, достаточно активно продвигается поддержка инновационной, венчурной экономики. Развитие малого и среднего бизнеса признано Правительством Российской Федерации одной из приоритетных задач в программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.). Между тем, хотя дискуссии о необходимости государственной поддержки малого (а иногда и среднего) бизнеса идут в течение длительного времени (практически с конца 80-х годов прошлого века), в стране до сих пор не создана единая система институтов по оказанию действенной поддержки малому бизнесу.
Заметим, что такие системы в том или ином виде функционируют в большинстве стран с развитой рыночной экономикой, и, очевидно, бурное развитие малого бизнеса в этих стран во многом является результатом работы данных систем. Наличие развитого производственного и инновационного малого и среднего бизнеса является одной из отличительных черт современной экономики. Как показывает мировой опыт, малый и средний бизнес играют важную роль в выполнении как значимых экономических, так и основных социальных функций. В связи с этим задача формирования в России эффективной системы поддержки малого и среднего бизнеса, на наш взгляд, весьма актуальна.
К сожалению, принимаемые в России меры по поддержке малого бизнеса носят фрагментарный характер, направлены в основном на решение давно перезревших проблем. Главными системными институциональными недостатками принимаемых мер являются:
направленность исключительно на создание новых малых предприятий, а не на оказание помощи в развитии уже успешно функционирующих;
отказ от выделения приоритетных отраслей, производств и сфер деятельности, в которых может оказываться наиболее весомая поддержка малого и среднего бизнеса;
отсутствие единого организационного и методического центра по разработке и реализации программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Напомним, что в свое время в качестве таких организационных и методических центров задумывались Государственный комитет по малому бизнесу (федеральный орган исполнительной власти) и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, однако оба эти органа были ликвидированы, главным образом по той причине, что они не смогли "вписаться" в действующую систему управления.
Очевидно, что основная часть задач по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу должна решаться на уровне субъектов Федерации, так как из "центра" невозможно в полной мере учесть все особенности экономики региона, в том числе региональные условия функционирования малых и средних предприятий. В то же время представляется целесообразным наличие единого организационного и методического центра на федеральном уровне, а также разработка, как минимум, рамочных нормативных правовых документов, регламентирующих порядок оказания поддержки этому виду предпринимательства. Указанное необходимо для того, чтобы исключить субъективизм в решении вопросов, связанных с развитием данной сферы экономики.
Вследствие того что существующая система поддержки малого бизнеса преимущественно нацелена на создание новых малых предприятий и при этом отсутствует дифференциация форм и степени поддержки по отраслям и сферам деятельности, малые предприятия не имеют условий для развития после начального периода своей деятельности. Предприятия либо остаются мелкими и не способными увеличивать объемы производства, либо ликвидируются.
Как показывает практика, основной проблемой даже для успешно работающих малых и средних предприятий является отсутствие достаточных собственных средств для финансирования программ развития. При этом доступ к внешним источникам финансирования, в первую очередь банковским кредитам, ограничен из-за высокой стоимости заемных финансовых ресурсов, низкой залоговой обеспеченности кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям, и т.п. Таким образом, ускорение развития сферы малого и среднего бизнеса, особенно в производственной сфере, а значит, и увеличение темпов роста национальной экономики во многом зависят от того, насколько успешно будут сняты перечисленные ограничения на доступ малых и средних предприятий к внешним источникам финансирования программ развития.
При создании государственной системы поддержки малого и среднего бизнеса в России представляется целесообразным опираться на уже имеющийся опыт других стран, например Германии. Рассмотрим основные элементы системы поддержки малого и среднего бизнеса в Германии и возможности их использования в условиях нашей страны.
1. Действующая в Германии система направлена на поддержку малых и средних предприятий, при этом не делается упор на поддержку предприятий, работающих в производственной и инновационной сферах.
Представляется, что данный принцип должен использоваться и в России. Другими словами, необходимо четко определить ту сферу деятельности, в которой будет оказываться государственная поддержка.
2.    Рассматриваемая система в основном функционирует на региональном уровне.
Такой принцип построения системы, на наш взгляд, единственно возможный и для условий России. Поскольку условия деятельности и наиболее перспективные направления развития малых и средних предприятий существенно различаются по регионам страны, система государственной поддержки таких предприятий не может быть одинаковой в различных регионах.
3.    Главным принципом деятельности системы является облегчение малым и средним предприятиям доступа к источникам финансирования программ развития, что обеспечивает поддержку уже достаточно успешно работающих предприятий.
По нашему мнению, данный принцип целесообразно использовать и в наших условиях.
4. Ведущее звено системы поддержки малых и средних предприятий - финансовый институт.
В Германии это региональный (земельный) инвестиционный банк, который был создан специально для поддержки малого и среднего бизнеса на соответствующей территории. Как правило, он является акционерным обществом, уставный капитал которого распределен между конкретным регионом и региональным отделением сберегательного банка.
В условиях России таким институтом может стать либо специализированный банк, создаваемый с участием регионов, либо специальный фонд. В целях увеличения возможности создаваемых финансовых институтов и снижения их зависимости от региональных властей в ряде случаев представляется разумным формирование такого банка на уровне федерального округа или группы субъектов Федерации, а не отдельного региона. Кроме того, необходим финансовый институт на федеральном уровне, который осуществлял бы распределение средств, выделяемых из федерального бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса между региональными программами.
5. В Германии и на федеральном, и на региональном уровнях определен перечень приоритетных производств, на поддержку которых выделяются средства из государственного бюджета и бюджета земли соответственно.
Нам представляется, что такой принцип должен применяться и в России. Четкое выделение приоритетных производств позволит сконцентрировать имеющиеся ресурсы на поддержке именно тех производств, развитие которых необходимо и целесообразно на уровне региона и (или) страны в целом. В противном случае распределение средств, скорее всего, будет осуществляться на основе субъективных критериев, что может существенно снизить эффективность действия системы поддержки.
В Германии поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется с применением следующих инструментов.
Субсидии или гранты, которые выдаются хозяйствующим субъектам на безвозвратной и бесплатной основе. Эта форма поддержки осуществляется за счет бюджетных средств. Фактически государство при использовании данного инструмента берет на себя часть затрат предприятий. Важно, что за счет бюджетных средств финансируется только определенная часть затрат предприятий, получающих субсидии. Указанный инструмент может использоваться и в России.
Субсидии и гранты чаше всего доступны для сравнительно небольших предприятий (численность занятых не более 200-250 человек), осуществляющих программы развития производства и функционирующих в приоритетных отраслях (биотехнологии, микроэлектроника). Видимо, перечень таких отраслей должен быть составлен и в нашей стране. Важно, чтобы этот перечень был не слишком велик и не охватывал большую часть производственной сферы, как это нередко бывает при выделении приоритетов в программах развития экономики или, что особенно часто, в региональных программах развития.
Указанные предприятия в Германии имеют право на получение субсидии в размере до 20% стоимости осуществляемой ими программы развития. Остальная часть программы должна финансироваться либо за счет собственных средств предприятий (или их владельцев), либо за счет привлекаемых ими самостоятельно кредитов. Общая сумма средств, которые могут быть предоставлены одному предприятию, также ограничена.
Для получения субсидии предприятие (или его собственник) обращается в инвестиционный земельный банк и представляет необходимый комплект документов, на основании которых банк решает, отвечает ли предприятие критериям, установленным для получения субсидии. В Германии субсидии распределяются не на конкурсной основе, а в порядке очередности обращения. Таким образом, субсидии выдаются всем предприятиям, отвечающим заданным критериям, до тех пор, пока не будет исчерпан лимит средств, выделенных на соответствующий год на данные цели. Такой принцип повышает прозрачность распределения средств, существенно снижает возможность принятия субъективных решений и коррупции. Нам представляется целесообразным его применение и в формируемых в России системах поддержки тех или иных секторов экономики.
После предоставления субсидии инвестиционный земельный банк контролирует целевое использование средств и в случае обнаружения нарушений принимает меры, вплоть до возбуждения судебного преследования.
Субсидии и гранты также доступны группам предприятий и научных институтов, осуществляющих совместную разработку новых видов продукции, причем число разработчиков должно быть не менее двух. При выполнении этих условий за счет бюджетных средств покрывается до 50% затрат на оплату труда специалистов, непосредственно занятых в реализации данного проекта. Кроме того, для получения указанного вида государственной поддержки срок разработки должен составлять не более года, а сам проект должен осуществляться с использованием приоритетных технологий. Объем средств, выделяемых в рамках данного вида субсидий, определяется при представлении участниками проекта расчетов затрат, но он не может превышать некоторой фиксированной величины. После предоставления данного вида субсидии банк контролирует направления использования средств: средства могут выделяться только на оплату труда специалистов в период их работы по конкретному (субсидируемому) проекту. Заметим, что подобный вид субсидий выдается и из бюджета ЕС - в случае осуществления проекта организациями разных стран (т.е. процесс разработки должен носить интернациональный характер).
Использование данного инструмента оказания поддержки бизнесу предполагает наличие развитой и эффективно функционирующей системы контроля за грантополучателями, в связи с чем возможность его применения в настоящее время в условиях российской экономики представляется весьма проблематичным.
Рефинансирование кредитов, предоставляемых коммерческими банками малым и средним предприятиям на финансирование программ развития. В Германской системе поддержки малого и среднего бизнеса данный инструмент является основным. Суть его состоит в следующем. Если предприятие подготовило проект по развитию производства, входящего в перечень приоритетных производств, кредиты на развитие которых могут рефинансироваться инвестиционным земельным банком, и имеется коммерческий банк, готовый осуществить кредитование рассматриваемого проекта, то предприятие (или его собственник) имеет право обратиться в инвестиционный земельный банк с заявкой на получение кредита. Если заявка отвечает установленным требованиям, то инвестиционный земельный банк предоставляет средства коммерческому банку для выдачи кредита на реализацию проекта. Средства выдаются на платной основе (под минимальный процент), и в соглашении указывается величина процентной ставки, по которой коммерческий банк предоставляет кредит конечному заемщику (предприятию). При этом земельный инвестиционный банк осуществляет контроль за целевым использованием средств, а коммерческий банк анализирует окупаемость и экономическую эффективность проекта, а также несет ответственность за своевременный возврат земельному инвестиционному банку предоставленных средств и уплату процентов за пользование ими.
Отношения между коммерческим банком и предприятием строятся на принципах, обычных для отношений между банком и получателем кредита. Применение описанной схемы снимает с инвестиционного земельного банка ответственность за оценку экономической эффективности и окупаемости реализуемых проектов (выполняют эту работу и несут эти риски коммерческий банк и конечный получатель кредита). Данное обстоятельство существенно снижает риск неэффективного использования средств, выделяемых для оказания государственной поддержки малым и средним предприятиям. Кроме того, рефинансирование коммерческих банков дает возможность повысить их заинтересованность в кредитовании программ развития малого и среднего бизнеса.
На наш взгляд, рефинансирование кредитов вполне может быть применено в России. Первые подобные попытки уже были сделаны (в качестве примера можно сослаться на программу Российского банка развития), но, к сожалению, широкого применения данный инструмент не получил. Однако он мог бы стать постоянно действующим и сыграть одну из основных ролей в программах развития малых и средних предприятий в приоритетных сферах экономики в нашей стране.
Участие инвестиционного земельного банка или его дочерних структур в капитале предприятий. Данный инструмент применяется для поддержки венчурных проектов, осуществляемых, как правило, в сфере высоких технологии. При этом распространены два варианта участия инвестиционного банка - пассивное и активное.
Пассивное участие является переходной формой между кредитованием и участием в уставном капитале. В данном случае средства, предоставляемые банком, вносятся в уставный капитал предприятия, но предприятие (другие участники) берет на себя обязательство через определенный промежуток времени вернуть средства и выплатить оговоренные проценты за пользование ими. Учет средств, предоставляемых банком в качестве взноса в уставный капитал, позволяет не увеличивать объем кредиторской задолженности предприятия (что облегчает привлечение дополнительных кредитов) и формально не нарушать принципа отказа от прямого кредитования инвестиционными земельными банками частных заемщиков (такой принцип установлен в Германии в целях недопущения конкуренции между инвестиционными земельными банками и частными коммерческими банками).
Отметим, что пассивное участие для банка достаточно рискованно, так как в случае банкротства предприятия банк выступает в качестве его участника, а не кредитора и соответственно фактически лишается возможности на получение каких-либо средств из конкурсной массы. В целях снижения риска банк получает право на участие в органах управления создаваемого предприятия пропорционально размеру своего вклада в уставный капитал. Кроме того, при данной форме участия банк теряет главное преимущество венчурного финансирования - возможность получения очень высокой прибыли при успехе проекта, так как размер процентов, выплачиваемых банку, определяется заранее и не превышает определенного, не слишком высокого значения (хотя, конечно, размер процентной ставки устанавливается на уровне более высоком, чем при обычном банковском кредитовании).
Представляется, что данный инструмент вполне может быть применен в России. Правда, в этом случае возникает серьезная и трудно решаемая в условиях нашей экономики задача отбора проектов, что может потребовать разработки специального инструментария и создания эффективной системы контроля.
В случае активного участия банк является одним из участников предприятия со всеми правами и обязанностями, ему присущими. Банк выступает участником проекта в течение определенного времени, а затем продает свою долю в предприятии частному владельцу. Считается, что продажа доли должна позволить не только возместить затраты банка, но и получить определенную прибыль.
Данный инструмент также вполне может быть реализован в России. Определенные шаги в этом направлении уже делаются. В частности, принято решение о создании российской венчурной компании, которая будет осуществлять подобную поддержку проектам, реализуемым в основном малыми вновь создаваемыми предприятиями в высокотехнологичной сфере. Вероятно, имеет смысл предусмотреть и возможность финансовых институтов, создаваемых для поддержки малого и среднего бизнеса, также осуществлять активное финансирование и участие в капитале внедренческих инновационных фирм.
В заключение подчеркнем, что настоящая статья не претендует на полное описание всех возможных методов и инструментов, которые могут быть использованы для оказания поддержки развитию малых и средних предприятий. Однако внедрение в практику системы управления рассмотренных здесь методов позволит существенно повысить эффективность российской системы поддержки малого и среднего бизнеса.



журнал "Проблемы теории и практики управления"

ноябрь 2006 г.



Док. 297409
Перв. публик.: 25.11.06
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 1339

  • Никологорский Дмитрий Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``