В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Причины пожара в доме престарелых Назад
Причины пожара в доме престарелых
Ведущий: Эрнест Мацкявичюс

Гости: Алексей Волков, Сергей Штогрин

В Краснодарском крае начинают хоронить погибших на пожаре в доме престарелых станицы Камышеватская. Между тем число жертв сегодня увеличилось до 63 человек: ночью от сердечного приступа в больнице Ейска скончалась пожилая женщина. Ейская межрайонная прокуратура возбудила уголовное дело по части 3 статьи 109 Уголовного кодекса (причинение смерти по неосторожности двум или более лицам). Отрабатывается несколько версий происшествия: неосторожное обращение с огнем, короткое замыкание проводки и поджог.

Наверняка причины будут установлены, а виновные наказаны. Но есть и вещи, понятные уже сегодня. Пожарная часть не должна находиться в 50 километрах от таких объектов, а безопасность подобных заведений - напрямую зависеть от их финансовых возможностей. Вот об этом хотелось бы поговорить подробнее.

В нашей студии заместитель председателя Комитета Думы по бюджету и налогам Сергей Штогрин и член Комитета Думы по безопасности, член Комиссии по противодействию коррупции Алексей Волков.

- Алексей Николаевич, ситуация, когда до ближайшей пожарной части 50 километров, это скорее исключение или проблема, распространенная у нас в России?

ВОЛКОВ: Сейчас это как правило. Есть и более серьезные расстояния. Но Краснодарский край очень населен, один из самых крупнонаселенных и густонаселенных районов Российской Федерации. А возьмите Дальний Восток, Якутию, Красноярский край, Амурскую область и так далее. Это правило. Если мы будем говорить о городах крупных, то, конечно, там нет такого, но сельская местность - да.

- Сергей Иванович, это финансовая проблема, или при ее возникновении имели место какие-то другие обстоятельства?

ШТОГРИН: Вы знаете, вообще-то нормальное государство должно выполнять минимум две функции. Одна - обеспечить для нормального здорового человека возможность работать и зарабатывать столько, сколько он может заработать. А вторая функция - это обеспечить достойную жизнь детям и пожилым, нашим старикам. Так вот, я бы сказал, что и финансовый и человеческий фактор. Потому что мы имеем много примеров сейчас, когда деньги выделяются и, мягко говоря, их хитят, научным языком Счетная палата говорит "нецелевое использование". Конечно, вот такие учреждения, как дом престарелых, финансируются из регионального бюджета. А у нас сегодня ситуация с финансами такая, что подавляющее большинство бюджетов субъектов Федерации дефицитные.

- А пожарная-то часть?

ШТОГРИН: Тоже все зависит от того, насколько рациональное использование. Я думаю, что здесь проявляется, я бы так сказал, лицо рыночной экономики, когда главный принцип организации любой, имеется в виду предпринимательской, - погоня за прибылью. Поэтому детские сады передаются на муниципальный бюджет, здравницы закрываются, стадионы не финансируются, детские школы тоже. У нас же раньше все крупные хозяйства, особенно в сельской местности, и сельскохозяйственные предприятия, особенно деревообрабатывающие предприятия, имели две, три, четыре свои пожарные машины, чтобы, во-первых, себя обезопасить и округу тоже обеспечивать. Поскольку это не прямая их обязанность, то многие сбросили с себя эту обязанность, а подхватить было некому. Понятно, что муниципальные бюджеты не могут этого сделать, это не их функции. Могли бы это сделать региональные бюджеты, отчасти их это функция, она разделена с федералами. Ну и, конечно, федералы обязаны отслеживать ситуацию. Но я думаю, что из Москвы нельзя руководить всеми процессами, особенно касающимися пожарной безопасности. Поэтому когда мы принимали законодательство о разграничении так называемых расходных полномочий, проще говоря, кому чем заниматься, то в том числе и вопросы пожарной безопасности вошли в компетенцию региональных властей.

- Вот наш слушатель Юрий на пейджер прислал вопрос. Он спрашивает: правда ли, что в районе пожара на Кубани была частная пожарная часть? И за счет чего она могла работать? Алексей Николаевич?

ВОЛКОВ: Дело в том, что она была до конца прошлого года. Бывший колхоз преобразовался в ООО и, пока не обанкротился, держал машину, держал пожарных, платил заработную плату, и они обеспечивали функцию тушения пожаров. С прошлого года банкротство, их уволили, перестала функционировать эта пожарная часть. Поэтому на момент пожара пожарной части в том месте, где находится дом престарелых, не было, она была ликвидирована.

ШТОГРИН: Здесь как раз я говорил о человеческом факторе. То есть тот, кто стоит у власти исполнительной сегодня, да и законодательной тоже, депутаты, видя ситуацию такую, должны были бить тревогу. Обанкротился совхоз, некому было содержать часть, надо было решать вопрос, а кто же будет этим людям платить, либо брать их в штат, либо какое-то подразделение на базе этой создавать. Потому что вот недавно я по телевидению информацию смотрел с Дальнего Востока, из Хабаровского края, откуда я родом, о том, что местные власти, видя, что не будет штатной пожарной части, проявили инициативу, и в том числе в добровольном порядке, технику подремонтировали, восстановили ее, обучили людей, и тех, которые работали пожарными, и других, и сейчас часть работает. То есть здесь важно, чтобы тот, кто стоит у власти, он не был к таким вещам равнодушен. Да, объективно закрылась, но вы для того и уполномочены людьми, народом управлять процессами определенными, чтобы не допускать таких ситуаций.

ВОЛКОВ: Вот можно добавить? Ведь этот поселок - муниципальное образование, есть глава, есть бюджет. Да, может быть, там далеко не все прописано и денег не хватает, но нужно было бы подумать, о чем говорит мой коллега. Абсолютно верно, не хватает - значит нужно в район, там тоже бюджет есть, в край. И я считаю, что вот сегодня они сделают.

- Но сейчас во всем Краснодарском крае будет проверка объектов на предмет их пожарной безопасности.

ВОЛКОВ: По той поговорке: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

ШТОГРИН: Случилось, и во всей Российской Федерации от Калининграда до Камчатки и Чукотки сейчас все проверят. Но дело в том, что люди же видели это, в том числе тот, кто отвечает за пожарную безопасность. Почему же вы сидите и не предпринимаете меры? Вот что возмущает всех людей, и у нас, депутатов, сегодня об этом при открытии заседания палаты шел разговор. До каких пор мы будем бить по хвостам? Я думаю, что радиослушатели со мной согласятся, что в таких вещах, особенно что касается вот таких заведений, как учреждения для престарелых, для детей-инвалидов, тут вообще острота восприятия должна быть просто в высшей степени.

- Государственная Дума начала сегодня заседание с минуты молчания в память о погибших в России за эти три черных дня марта. Назывались ли какие-то пути выхода из кризиса, обсуждалась эта тема? Что сделать для того, чтобы вот эти техногенные аварии минимизировать?

ВОЛКОВ: Нет, сегодня, конечно, об этом речь не шла, поскольку у нас повестка была совершенно другая, повестка формируется заранее.

Безусловно, эта тема возникнет. Профильные комитеты будут, безусловно, ее рассматривать. Но это не значит, что вот на сегодня Дума примет решение, и все вопросы решены. В первую очередь Дума принимает законы и утверждает бюджет. А есть исполнительная власть, вот я еще раз говорю, посмотрите сколько: муниципальное образование этого города, район и край. Три ветви власти как минимум, и есть там везде работники в ранге заместителей, которые отвечают за этот участок работы. Ведь вопрос не только в том, чтобы пришел надзорный пожарный, проверил состояние, написал предписание. И потом, кстати, интересный момент: не хватает денег ремонтировать. Пожарный приходит, составляет акты, нарушения выявляет, потом штрафует, на 20 тысяч рублей именно этот дом престарелых оштрафовали. А это, наверное, нужно было или на оснащение, или на ту же пожарную безопасность. Это не выход из положения. Тем более где возьмет сам директор этого дома престарелых? У него-то нету, у него зарплата у самого 2-3 тысячи. А 20 тысяч - из тех денег, которые идут на содержание, на пожарную в том числе безопасность. Это тоже парадокс нашего времени.

ШТОГРИН: Сегодня утром, конечно, звучали предложения разные, в том числе даже такое, я бы сказал, кардинальное, чтобы дать право инспектору пожарной безопасности издавать свои распоряжения по наведению порядка и обеспечению пожарной безопасности, чтобы они были даже законами прямого действия и неукоснительно бы соблюдались.

- Расширить полномочия пожарных инспекторов.

ШТОГРИН: Да, полномочия пожарных инспекторов и так далее. Но я хочу сказать, что вот те штрафы, которые сегодня все больше и больше мы начинаем и на юридических лиц, и на физических лиц распространять за разные нарушения, это вообще не система, которая может решить проблему. Хочу сказать, что надо бы у людей воспитывать больше потребности не нарушать закон, а делать в соответствии с требованиями различных наших надзорных и других органов, просто нормально организовывать работу, не дожидаясь ни инспектора, не дожидаясь кого-то там еще, какого-то проверяющего. Вот я недавно был в Республике Коми, в одной из сельских школ, там тоже старая школа, 70 лет, обязали сделать пожарную сигнализацию. Спонсоры нашли деньги, сделали сигнализацию, но штраф директор школы заплатила из своей заработной платы.

- А если бы спонсоров не было?

ШТОГРИН: Ну если бы спонсоров не было, школу бы закрыли.

ВОЛКОВ: Я бы здесь о другом еще хотел сказать. Вот мы сейчас говорим о нарушениях. Но вы знаете, у нас же бросают стариков. Есть дети, есть где жить и прекрасные даже условия, а их специально отправляют туда, чтобы они не мешали. Вот об этом нам тоже нужно говорить для того, чтобы как можно меньше было таких людей, меньше таких заведений. Они в семье должны жить. Мало у кого нет близких и родных.

"Маяк" - 21 марта 2007 г.

Док. 297405
Перв. публик.: 21.03.07
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 634

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``