В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Россия должна быть готова на решительные шаги Назад
Исаков В. Б.: Россия должна быть готова на решительные шаги
Л.Пискарева (корр. газеты "Вечерний Свердловск"): Сегодня в Москве начала работу вторая сессия Верховного Совета РСФСР. Накануне ее открытия мы связались по телефону с народным депутатом РСФСР из Свердловска Владимиром Борисовичем Исаковым и попросили ответить на ряд вопросов, связанных с деятельностью высшего законодательного органа власти России, новых Советов. Скажите, пожалуйста, как шла подготовка к сессии?

В.Исаков: К сессии на этот раз мы попытались подготовиться более основательно, чтобы не допустить, скажем так, штурмовщины, которая была характерна для первой сессии, когда наиболее важные решения принимались в конце. Вторая сессия позволяет этого избежать. И надо этого избежать.

Л.Пискарева: И за счет чего удастся работать продуктивнее?

В.Исаков: Удастся ли, покажет будущее... Прошло несколько встреч по планированию. Мы стараемся в Президиуме Верховного Совета уйти от перегрузки сессии, хотя очень многое хотелось бы решить. Но она и так у нас все время "вытягивается и вытягивается". Первоначально на три месяца планировалась. Сейчас видно, что сессия продлится четыре месяца - до Нового года, с перерывом на Съезд и тремя перерывами для встреч депутатов с избирателями, поскольку такое количество времени не встречаться с ними тоже нельзя. Так что появился новый момент - перерыв для встреч с избирателями. И я в один из этих перерывов собираюсь приехать в Свердловск.

Л.Пискарева: Какие задачи стоят перед сессией?

В.Исаков: Мы хотим рассмотреть ряд блоков по основным вопросам. Во-первых, группу законодательных актов по деятельности Верховного Совета РСФСР. Это Закон о регламенте Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета, Законы о статусе народного депутата и об отзыве. Затем поручение Съезда - Закон о референдуме. "Декрет о власти". Таков первый блок.

Второй блок - законодательные акты, связанные с экономической реформой. Этот блок еще месяц назад не планировался. Но, как вы знаете из газет, появилась договоренность о союзе двух лидеров - России и Союза - в решении экономических проблем. И сейчас в повестке дня этот блок есть - доклад правительства и ряд законов, связанных с экономической реформой: о собственности, о демонополизации и других.

Л.Пискарева: А закон о земле?

В.Исаков: Закон о земле в третьем блоке, посвященном аграрному вопросу, основному вопросу предстоящего Съезда. Вот там Законы о земле, о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Сейчас активно готовится Закон о земельном банке и еще целый ряд постановлений. Причем, новый подход в подготовке сессии заключается и в том, что будет приниматься единый пакет законов Верховного Совета и постановлений правительства, то есть одновременно разрабатываться и законодательные, и исполнительные решения. Если удастся выдержать этот принцип, несмотря на очень большой объем работы, это будет новое слово в деятельности Верховного Совета.

Далее идут те законодательные акты, которые мы просто обязаны принять для того, чтобы в будущем году страна могла начать жить нормально. Имеется в виду Закон о государственном плане и бюджете на 1991 год. По сути дела, в прежние годы они принимались волевым порядком. Их "сверху" спускали и все "брали под козырек". В этом году совершенно ясно, что ни под какой "козырек" никто брать не будет. Очевидно, что надо вырабатывать совершенно иную методологию на последующие годы. Методологию, которая строилась бы, я бы так сказал, на консенсусе, на договоренности с нижестоящими Советами, потому что командного тона сейчас никто не приемлет. И решая эти основные вопросы, мы стараемся как можно больше приглашать с мест председателей Советов, руководителей их комиссий.

Л.Пискарева: Как будут соотноситься все эти законы с союзными? Не последует ли ряд новых президентских указов на попытки России отстоять свой суверенитет?

В.Исаков: К сожалению, уже сейчас видно, что между Союзом и Россией продолжают накапливаться неблагоприятные тенденции. Я имею в виду действия СССР по преобразованию еще пока неразделенной общественной собственности в такие формы, которые становятся недоступными для разграничения. Это, например, образование акционерных обществ. Переведен на акционерную форму КАМАЗ, создано акционерное общество на базе Горьковского автозавода. При этом одними из основных акционеров являются союзные министерства. Что это такое? И вообще откуда у союзных министерств деньги на участие в акционерных обществах? А это те самые наши совместные с Союзом деньги, которые пока не подвергнуты разделу. Но теперь они являются частью акционерного капитала.

Еще пример. Буквально на днях принято решение о передаче собственности, находящейся в пользовании Академии наук СССР, в общесоюзную собственность. И это в тот период, когда ведется подготовка к образованию Российской Академии наук. А ведь всего недели две назад я встречался с руководителями Союзной Академии. Такая милая была беседа, говорили о том, как деликатно надо подойти к решению этого трудного вопроса. Сложность здесь заключается в том, что если бы сейчас волевым решением была создана Российская Академия наук, то она просто полностью поглотила бы собой Союзную: на территории других республик нет ни одного института Академии наук СССР, все они только в России... И вдруг - нате вам: огромный многомиллиардный имущественный комплекс Академии наук СССР указом Президента СССР исключен из ведения республики!

Далее. Из зарубежных источников поступила информация, что Союз распоряжается стратегическими ресурсами большой ценности - золотом, алмазами, а так же нефтью, причем не всегда выгодно, на условиях, которые вызывают сомнения в целесообразности таких действий. И делается это без согласования с Россией. Скажу прямо: такие сделки напоминают поведение одного из участников неудавшейся семьи, который за несколько дней до развода выносит из дома наиболее ценные вещи.

Естественно, что такая информация вызвала большую тревогу и побудила Президиум Верховного Совета РСФСР принять постановление, что все сделки с валютными ценностями должны быть согласованы с Россией. Несогласованные сделки могут быть признаны недействительными, если они не отвечают государственным интересам России и заключены на невыгодных для нее условиях. А в ответ Президент СССР своим указом признал недействительным это постановление.

В это трудно поверить, но Россия не знает даже своего баланса. И мы вынуждены во многих случаях выяснять этот баланс через взаимоотношения с другими республиками, так как союзные ведомства информацию не представляют. Вот ведь до чего дело доходит!

Эти вопросы тоже будут вынесены на предстоящую сессию. Уверен, например, что указ Президента СССР о приостановлении действия постановления Президиума Верховного Совета РСФСР "Об экономической защите суверенитета России" не будет одобрен депутатами. И скорее всего, Верховный Совет подтвердит правомерность постановления, которое было принято в период парламентских каникул.

Обнадеживает, что буквально накануне сессии состоялась встреча Президента страны и Председателя Верховного Совета РСФСР. На ней был затронут обширнейший круг вопросов - около 50. Встреча вышла далеко за запланированные рамки, перекрыла объем вопросов, заранее намеченных для обсуждения, так что им пришлось отложить другие свои мероприятия в Верховном Совете. И хотелось бы верить, что эта встреча прорвет ощущающееся разобщение двух руководителей и притормозит процессы децентрализации, дезинтеграции, которые явственно довлеют сейчас в стране, обозначит новый этап развития отношений между Россией и союзным центром.

Л.Пискарева: Значит в парламентские каникулы члены Верховного Совета, комитетов и комиссий работали? Конечно, это очень небольшой срок для приобретения опыта, но изменились ли подходы парламентариев к своему делу?

В.Исаков: Да. Я бы сказал, что они становятся более деловыми, более профессиональными, потому что период летней подготовки дал многое. Лично мне он очень помог для вхождения в конкретные проблемы. Многие депутаты активно сотрудничали в рабочих группах. То есть жизнь в российском парламенте не замирала ни на минуту.

Л.Пискарева: Видимо, в установлении контактов с местными Советами значительную роль сыграла поездка Б.Н.Ельцина по России? Ведь он везде встречался с депутатами. Правда в центральной прессе и по телевидению она освещалась весьма скромно, поэтому мы подробно знаем только о встречах в Свердловске...

В.Исаков: Проблема российского телевидения и российских средств массовой информации, которые позволяли бы излагать свою точку зрения без посредников и переводчиков, тоже назрела и будет рассматриваться на очередной сессии.

Поездка Председателя Верховного Совета РСФСР многое дала для установления рабочего контакта между руководством Верховного Совета и местных Советов. Для того, чтобы Верховный Совет мог оказывать влияние, необходимо наладить приводные ремни, не только законодательные (к сожалению, законодательный механизм действует сейчас с большим трудом, с перебоями), но чисто личные деловые
связи.

Считаю, что поездка была очень полезна и для заключения будущего Федеративного договора. Работа над ним активно ведется, создано несколько инициативных групп. И буквально на днях мне положили на стол первые варианты этого договора. Пользуясь случаем, напомню уважаемым читателям газеты, что объявлен открытый конкурс на лучший проект Федеративного договора. Итог будет подведен 15 октября. Мы стараемся вести работу открыто...

Л.Пискарева: Раз уж зашел разговор о гласности, то будет ли в этот раз трансляция сессии по телевидению?

В.Исаков: Это очень серьезный вопрос и сейчас идет активное его обсуждение. Полная трансляция имеет и положительные, и отрицательные стороны. Она отнимает очень много экранного времени. В редакцию телевидения и в Верховный Совет поступают разгневанные письма тех, кто не склонен каждый день следить за работой сессии. Надо здесь подходить более трезво и прислушиваться к мнению большинства.

Л.Пискарева: Как вы оцениваете процесс становления местных Советов? Не затянулся ли он - спрашивают нас читатели в своих письмах.

В.Исаков: Это большая проблема. Во-первых, к власти пришли люди, скажем так, "не обстрелянные", без опыта государственной деятельности. И очень мощная волна, очень большое обновление Советов прошло. Сейчас идет как бы процесс созревания Советов как органов государственной власти, в том числе и в наиболее, скажем так, революционных Советах - Моссовете, Ленсовете. Идет иногда и борьба за власть. Ну что делать, люди есть люди. К сожалению, затянулся процесс выяснения отношений практически на всех уровнях между законодательной и исполнительной властями. Существует определенная привычка исполнительной власти - она никогда серьезно не контролировалась со стороны Советов, действовала самостоятельно. И сейчас подвергаться контролю не желает. А со своей стороны Совет не может позволить действовать исполнительной власти бесконтрольно, поскольку за все, что происходит, он тоже несет свою долю ответственности перед избирателями.

Я уже говорил, что Совет должен наладить совершенно новые приводные ремни или рычаги к тем реальным процессам, которые происходят в обществе. Это касается и Верховного Совета России, и многих местных Советов, кончая сельскими и поселковыми. На всех уровнях идет процесс вызревания новых отношений между властью и народом. И он еще далеко не завершился.

Я понимаю разочарование тех людей, которые ждали, что вот появятся новые Советы и, засучив рукава, возьмутся за разгребание грязи, за разрешение накопившихся проблем. Оказалось, не все так просто. Быстрее, к сожалению, не получается пока ни у нас, ни на местах.

Вечерний Свердловск, 3 сентября 1990 года.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov



Док. 297316
Перв. публик.: 03.09.90
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 356

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``