В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Реформы, возрождающие деревню Назад
Исаков В. Б.: Реформы, возрождающие деревню
Интервью Н.Черновой, корреспонденту журнала "Народный депутат

- Вла-ди-мир Бо-ри-со-вич, вто-рой (вне-оче-ред-ной) съезд на-род-ных де-пу-та-тов РСФСР бу-дет по-свя-щен про-бле-мам воз-ро-ж-де-ния рос-сий-ской де-рев-ни и раз-ви-тия аг-ро-про-мыш-лен-но-го ком-плек-са. С ка-кой кон-цеп-ци-ей, с ка-ки-ми до-ку-мен-та-ми вый-дет на Съезд воз-глав-ляе-мый Ва-ми Со-вет Рес-пуб-ли-ки?

- Ко-ми-тет Вер-хов-но-го Со-ве-та РСФСР по со-ци-аль-но-му раз-ви-тию се-ла, аг-рар-ным во-про-сам и про-до-воль-ст-вию под-го-то-вил про-ект но-во-го Зе-мель-но-го ко-дек-са.

Он су-ще-ст-вен-но от-ли-ча-ет-ся не толь-ко от ко-дек-са, ко-то-рый дей-ст-во-вал до это-го, но и от За-ко-на о зем-ле, при-ня-то-го Вер-хов-ным Со-ве-том СССР. Глав-ное от-ли-чие - вве-де-ние соб-ст-вен-но-сти на зем-лю, за-ме-на зем-ле-поль-зо-ва-ния на зем-ле-вла-де-ние. Зем-ля бу-дет пе-ре-да-на во вла-де-ние кол-хо-зов и сов-хо-зов, кре-сть-ян-ских хо-зяйств и гра-ж-дан. Рас-по-ря-жать-ся ею бу-дут Со-ве-ты на-род-ных де-пу-та-тов всех сту-пе-ней.

В ко-дек-се оп-ре-де-ле-но но-вое по-ня-тие по-жиз-нен-но-го на-сле-дуе-мо-го вла-де-ния зем-лей, пра-во по-лу-че-ния ее по на-след-ст-ву. Пре-ду-смат-ри-ва-ет-ся и про-це-ду-ра вы-хо-да из кол-хо-за: гра-ж-да-нам, по-же-лав-шим по-ки-нуть его, пре-дос-тав-ля-ет-ся уча-сток с уче-том сред-не-го на-де-ла на од-но-го кол-хоз-ни-ка и по со-гла-со-ва-нию с тру-до-вым кол-лек-ти-вом. Сле-ду-ет от-ме-тить, что уза-ко-не-ние по-ло-же-ния о зе-мель-ном на-де-ле бу-дет спо-соб-ст-во-вать даль-ней-ше-му пе-ре-хо-ду на ак-цио-нер-ные фор-мы хо-зяй-ст-во-ва-ния.

Вто-рым за-ко-ном, с ко-то-рым мы ду-ма-ем вый-ти на Съезд, бу-дет За-кон о кре-сть-ян-ском (фер-мер-ском) хо-зяй-ст-ве. Он яв-ля-ет-ся ло-ги-че-ским про-дол-же-ни-ем Зе-мель-но-го ко-дек-са, вы-те-ка-ет из не-го и оп-ре-де-ля-ет ос-но-вы су-ще-ст-во-ва-ния кре-сть-ян-ских (фер-мер-ских) хо-зяйств на тер-ри-то-рии Рос-сии. За-кон га-ран-ти-ру-ет всем гра-ж-да-нам рав-ное пра-во на соз-да-ние кре-сть-ян-ских хо-зяйств и ферм, по-мощь в их дея-тель-но-сти го-су-дар-ст-ва и пра-во-вую за-щи-ту ин-те-ре-сов кре-сть-я-ни-на.

И Зе-мель-ный ко-декс, и За-кон о кре-сть-ян-ском хо-зяй-ст-ве об-су-ж-де-ны в Ко-ми-те-те по аг-рар-ным во-про-сам с уча-сти-ем ру-ко-во-ди-те-лей и спе-циа-ли-стов кол-хо-зов и сов-хо-зов. Но, как из-вест-но, за-ко-ны не ра-бо-та-ют, ес-ли нет со-от-вет-ст-вую-щих ма-те-ри-аль-ных пред-по-сы-лок. Од-ним из глав-ных пре-пят-ст-вий раз-ви-тию в Рос-сии фер-мер-ских хо-зяйств, аренд-ных от-но-ше-ний в де-рев-не ста-ло не-по-во-рот-ли-вое сель-ско-хо-зяй-ст-вен-ное ма-ши-но-строе-ние. Этот ги-гант-ский об-ще-со-юз-ный конг-ло-ме-рат спо-со-бен был, хоть и с тру-дом, пло-дить мно-го-тон-ные "До-ны" и "Ни-вы", но при-спо-со-бить-ся к ну-ж-дам не-боль-ших хо-зяйств, удов-ле-тво-рить их спрос на раз-но-об-раз-ную ма-ло-га-ба-рит-ную тех-ни-ку, он не в со-стоя-нии. Вот по-че-му пар-ла-мент Рос-сии по-ста-вил во-прос о соз-да-нии соб-ст-вен-но-го рес-пуб-ли-кан-ско-го ма-ши-но-строе-ния. Эта про-бле-ма так-же вы-но-сит-ся на пред-стоя-щую сес-сию Вер-хов-но-го Со-ве-та и на вто-рой (вне-оче-ред-ной) Съезд на-род-ных де-пу-та-тов РСФСР.

Я хо-чу под-черк-нуть те мо-мен-ты, ко-то-рые счи-таю прин-ци-пи-аль-ны-ми в аг-рар-ной сфе-ре. Во-пер-вых, во гла-ву уг-ла сво-ей кон-цеп-ции мы хо-те-ли бы по-ста-вить че-ло-ве-ка, ра-бо-таю-ще-го на зем-ле. Это оз-на-ча-ет со-вер-шен-но но-вую зе-мель-ную по-ли-ти-ку, пе-ре-во-рот во всем на-шем мыш-ле-нии. Мы стре-мим-ся на-чать ре-фор-му с воз-ро-ж-де-ния де-рев-ни, то есть с ре-ше-ния со-ци-аль-ных про-блем. Толь-ко так мож-но спа-сти от вы-ми-ра-ния це-лые ре-гио-ны, пре-дот-вра-тить вспыш-ки но-вых меж-на-цио-наль-ных кон-флик-тов.

И вто-рое. Го-то-вясь к Съез-ду, мы пы-та-лись под-хо-дить к раз-ра-бот-ке до-ку-мен-тов ком-плекс-но. То есть од-но-вре-мен-но про-ра-ба-ты-ва-лись за-ко-но-да-тель-ная ба-за и пол-ный "на-бор" ис-пол-ни-тель-ных до-ку-мен-тов. Ес-ли по-смот-реть спи-сок ма-те-риа-лов, под-го-тов-лен-ных к Съез-ду, то в нем сна-ча-ла идет се-рия за-ко-нов, а за-тем - по-ста-нов-ле-ния Со-ве-та Ми-ни-ст-ров РСФСР. Па-рал-лель-но про-ра-ба-ты-ва-ют-ся во-про-сы фи-нан-со-во-го и ре-сурс-но-го обес-пе-че-ния. Мы де-ла-ли так для то-го, что-бы здра-вые мыс-ли, за-ло-жен-ные в про-ек-тах, не ос-та-лись толь-ко до-б-ры-ми по-же-ла-ния-ми.

Еще один важ-ный мо-мент. Про-грам-ма раз-ви-тия де-рев-ни мно-го-ва-ри-ант-на. Вы-бор мо-де-ли бу-дет за-ви-сеть от кон-крет-ной си-туа-ции в рес-пуб-ли-ке, в кон-крет-ном ре-гио-не. По ны-неш-не-му за-мыс-лу, аг-рар-ная ре-фор-ма долж-на опи-рать-ся на но-вые струк-ту-ры, ко-то-рые воз-ни-ка-ют на се-ле, на кре-сть-ян-ские и фер-мер-ские хо-зяй-ст-ва.

Один из са-мых ост-рых во-про-сов - фи-нан-си-ро-ва-ние аг-рар-но-го сек-то-ра. Рань-ше и рас-пре-де-ле-ние бюд-жет-ных де-нег, и кон-троль за их тра-той со-сре-до-та-чи-ва-лись в Ми-ни-стер-ст-ве фи-нан-сов. Вер-хов-ный Со-вет, по су-ти, не кон-тро-ли-ро-вал рас-ход-ные ста-тьи бюд-же-та, про-сто не мог это-го де-лать. Мы счи-та-ем, что си-туа-ция долж-на из-ме-нить-ся.

- Со-ци-аль-ные про-грам-мы воз-ро-ж-де-ния де-рев-ни, соз-да-ние фер-мер-ских хо-зяйств до-ро-го-стоя-щи. Где взять на это день-ги? Рас-смат-ри-ва-лись ли на Вер-хов-ном Со-ве-те РСФСР во-про-сы за-ру-беж-но-го зай-ма, при-вле-че-ния ино-стран-ных ин-ве-сти-ций?

- Рос-сия сей-час ак-тив-но ус-та-нав-ли-ва-ет свя-зи с дру-ги-ми стра-на-ми. К нам при-ез-жа-ют де-ле-га-ции из ФРГ, США, Гре-ции, Фин-лян-дии, ко-то-рые про-яв-ля-ют боль-шой ин-те-рес к ре-фор-мам, пред-ла-га-ют соз-да-вать со-вме-ст-ные фир-мы.

Что-бы са-мо-стоя-тель-но ре-шать свои внеш-не-эко-но-ми-че-ские про-бле-мы, мы об-ра-зо-ва-ли рос-сий-ское ми-ни-стер-ст-во внеш-не-эко-но-ми-че-ских свя-зей и Внеш-эко-ном-банк Рос-сии. На-ла-жи-ва-ет свя-зи с ино-фир-ма-ми и на-ше Ми-ни-стер-ст-во сель-ско-го хо-зяй-ст-ва. Но я ду-маю, что и За-пад, и все ра-зум-ные лю-ди в во-про-сах эко-но-ми-че-ской по-мо-щи ис-хо-дят из од-но-го прин-ци-па: по-мо-гать на-до тем, кто сам ра-бо-та-ет, кто са-мо-стоя-тель-но и энер-гич-но дви-жет-ся к це-ли. Ес-ли рос-сий-ское пра-ви-тель-ст-во и пар-ла-мент Рос-сии су-ме-ют от-ла-дить эф-фек-тив-ный ме-ха-низм ре-форм, по-мощь бу-дет.

- Пла-ни-ру-ет-ся ли соз-да-ние Рос-сий-ско-го Зе-мель-но-го бан-ка?

- Есть та-кая идея. В ус-ло-ви-ях, ко-гда уже су-ще-ст-ву-ют ты-ся-чи ста-рых, сло-жив-ших-ся зем-ле-поль-зо-ва-те-лей, а на под-хо-де но-вая вол-на лю-дей, за-ин-те-ре-со-ван-ных в по-лу-че-нии зем-ли, не-об-хо-дим очень от-вет-ст-вен-ный ва-ри-ант дей-ст-вий, ко-то-рый учи-ты-вал бы сло-жив-шие-ся от-но-ше-ния. И од-ним из ре-гу-ли-ров-щи-ков зе-мель-ных от-но-ше-ний, я счи-таю, мог бы стать Зе-мель-ный банк. С од-ной сто-ро-ны, он не по-зво-лит раз-ба-за-ри-вать зем-лю, с дру-гой - даст воз-мож-ность тру-дить-ся на ней тем, кто спо-со-бен эф-фек-тив-но ее ис-поль-зо-вать.

- В Зе-мель-ном ко-дек-се впер-вые в ис-то-рии стра-ны за-пи-са-но пра-во ку-п-ли-про-да-жи зем-ли. Труд-но пе-ре-оце-нить сте-пень сво-бо-ды, ко-то-рую оно да-ру-ет, и... опас-но-сти, с этим свя-зан-ной. Ведь бес-кон-троль-ной про-да-жи зем-ли в ци-ви-ли-зо-ван-ных стра-нах дав-но уже нет.

- Воз-мож-ность сво-бод-но рас-по-ря-жать-ся зем-лей - не-отъ-ем-ле-мая часть пра-ва соб-ст-вен-ни-ка. Но в раз-ви-тых стра-нах оно обыч-но ог-ра-ни-че-но ус-ло-вия-ми, про-дик-то-ван-ны-ми на-цио-наль-ны-ми ин-те-ре-са-ми. Я ду-маю, что и у нас в во-про-сах ку-п-ли-про-да-жи зем-ли не бу-дет бес-кон-троль-но-сти. Но вот ка-ки-ми имен-но бу-дут ог-ра-ни-че-ния, ре-шат Съезд и Вер-хов-ный Со-вет.

- Ча-ст-ная соб-ст-вен-ность на зем-лю дик-ту-ет и рас-ши-ре-ние лич-ных сво-бод гра-ж-дан. Ка-кие за-ко-ны для это-го не-об-хо-ди-мо при-нять?

- Мы как-то за-бы-ли, что пра-во соб-ст-вен-но-сти - од-но из прав че-ло-ве-ка. Уве-рен-ность в не-зыб-ле-мо-сти прав и их со-ци-аль-ных га-ран-тий во мно-гом оп-ре-де-ля-ет на-строе-ния в об-ще-ст-ве. Я счи-таю, что во мно-гих слу-ча-ях и меж-на-цио-наль-ные кон-флик-ты по-те-ря-ют свою ост-ро-ту, ес-ли на-род по-лу-чит, на-ко-нец, не-пре-лож-ное пра-во рас-по-ря-жать-ся зем-лей по сво-ему ус-мот-ре-нию. Ко-гда ис-чез-нет глав-ная при-чи-на не-до-воль-ст-ва, бун-то-вать фак-ти-че-ски бу-дет не из-за че-го. За-то бу-дет сти-мул за-нять-ся де-лом, на-ла-жи-вать доб-ро-со-сед-ские от-но-ше-ния с дру-ги-ми на-ция-ми. Вот по-че-му пра-во-вым га-ран-ти-ям соб-ст-вен-но-сти в Зе-мель-ном ко-дек-се и дру-гих но-вых за-ко-нах уде-ле-но ог-ром-ное вни-ма-ние.

В свою оче-редь, ча-ст-ная соб-ст-вен-ность тре-бу-ет рас-ши-ре-ния и лич-ных сво-бод. Ве-ро-ят-но, нам нуж-но соз-дать Ко-декс за-ко-нов о пра-вах и сво-бо-дах гра-ж-дан РСФСР. То есть еди-ный ко-ди-фи-ци-ро-ван-ный акт, ко-то-рый бы раз-ви-вал и кон-кре-ти-зи-ро-вал со-от-вет-ст-вую-щие по-ло-же-ния Кон-сти-ту-ции. Там мо-гут быть раз-де-лы о сво-бо-де сло-ва, пе-ча-ти, о со-ци-аль-ной и пра-во-вой за-щи-щен-но-сти лич-но-сти.

Ны-неш-нее по-ло-же-ние ос-лож-ня-ет-ся тем, что мы вы-ну-ж-де-ны спеш-но из-да-вать нор-ма-тив-ные ак-ты, по-зво-ляю-щие за-кры-вать зияю-щие бре-ши в эко-но-ми-ке (на-при-мер, по-ста-нов-ле-ние о бан-ках) и од-но-вре-мен-но за-кла-ды-вать ос-но-вы для нор-маль-ной, куль-тур-ной пра-во-вой сис-те-мы, ре-гу-ли-рую-щей всю жизнь об-ще-ст-ва.

- Сколь-ко вре-ме-ни по-на-до-бит-ся на соз-да-ние этой сис-те-мы?

- Стар-то-вый пе-ри-од рас-счи-тан на два с по-ло-ви-ной - три го-да. За это вре-мя мы долж-ны прой-ти сле-дую-щие эта-пы: соз-дать за-ко-ны о воз-ро-ж-де-нии де-рев-ни и раз-ви-тии АПК, на сле-дую-щем Съез-де - ре-шить ост-рые со-ци-аль-ные во-про-сы, чет-вер-тый Съезд, по-ви-ди-мо-му, об-су-дит по-ли-ти-че-скую ре-фор-му, и, на-ко-нец, пя-тый бу-дет по-свя-щен пра-во-вой ре-фор-ме. Та-ко-вы пред-ва-ри-тель-ные пла-ны и на-мет-ки.

По-сле это-го на-ме-ча-ем пе-рей-ти на дру-гой ре-жим ра-бо-ты - ид-ти к ре-ше-нию про-блем не та-ки-ми вот те-ма-ти-че-ски-ми съез-да-ми, а кон-тро-ли-ро-вать дей-ст-вие уже при-ня-тых за-ко-нов. На дли-тель-ный срок за-тя-ги-вать пе-ре-ход-ный пе-ри-од нель-зя, ибо вряд ли нам от-пу-щен столь боль-шой кре-дит до-ве-рия.

- Эко-но-ми-сты раз-ных стран пред-ре-ка-ют, что в про-ве-де-нии аг-рар-ной ре-фор-мы спо-ткнуть-ся мы мо-жем, глав-ным об-ра-зом, на во-про-се о це-не зем-ли. Ведь да-же в цар-ской Рос-сии она фак-ти-че-ски не ус-пе-ла оп-ре-де-лить-ся. Про-ра-ба-ты-вал-ся ли этот во-прос на Со-ве-те Рес-пуб-ли-ки?

- Это од-на из са-мых слож-ных про-блем. С од-ной сто-ро-ны, по-нят-но, что зем-ля не мо-жет быть бес-плат-ной, с дру-гой - по-про-буй-ка оп-ре-де-лить ее ис-тин-ную це-ну. Слож-но не толь-ко тех-ни-че-ски, но еще и по-то-му, что у нас про-из-во-ди-те-ли сель-ско-хо-зяй-ст-вен-ной про-дук-ции на-хо-дят-ся в край-не тя-же-лом фи-нан-со-вом по-ло-же-нии. Мы дол-ги де-рев-ни спи-сы-ва-ем, а тут, вы-хо-дит, долж-ны за-ста-вить ее не-сти но-вые рас-хо-ды - пла-тить за зем-лю? Ре-ше-ние этой про-бле-мы по-ка не най-де-но, и слож-но-сти дей-ст-ви-тель-но боль-шие.

- А ка-кая судь-ба ждет кол-хо-зы и сов-хо-зы?

- Нель-зя сбра-сы-вать со сче-тов, что кол-хо-зы и сов-хо-зы - это ус-то-яв-шая-ся фор-ма зем-ле-поль-зо-ва-ния. Ху-до-бед-но, но ми-ни-мум про-пи-та-ния для на-ро-да они обес-пе-чи-ва-ли и обес-пе-чи-ва-ют. И уп-разд-нить их, не по-стро-ив ни-че-го вза-мен, мы не мо-жем. По-это-му та-кую фор-му хо-зяй-ст-во-ва-ния, без-ус-лов-но, нуж-но со-хра-нять и да-же под-дер-жи-вать. Но она долж-на до-ка-зы-вать свою эф-фек-тив-ность в че-ст-ной кон-ку-рент-ной борь-бе.

Кон-цеп-ция но-вой аг-рар-ной по-ли-ти-ки пре-ду-смат-ри-ва-ет, что в на-ча-ле ре-фор-мы кол-хо-зы и все дру-гие арен-да-то-ры вы-во-дят-ся на рав-ную стар-то-вую по-зи-цию, то есть объ-яв-ля-ют-ся вре-мен-ны-ми поль-зо-ва-те-ля-ми зем-ли. Пра-во пе-ре-офор-мить акт зем-ле-поль-зо-ва-ния да-ет-ся ме-ст-ным Со-ве-там. На это от-ве-дем вре-мя, ус-та-но-вим пе-ре-ход-ный пе-ри-од, в те-че-ние ко-то-ро-го на-до до-ка-зать эф-фек-тив-ность сво-ей ра-бо-ты. В про-тив-ном слу-чае они не по-лу-чат по-сто-ян-ный акт на от-вод зем-ли. Что же ка-са-ет-ся кол-хо-зов, то они мо-гут со-хра-нять-ся или рас-фор-ми-ро-вы-вать-ся не-за-ви-си-мо от это-го про-цес-са. Креп-кие хо-зяй-ст-ва на-вер-ня-ка вы-жи-вут, сла-бые - рас-па-дут-ся на ин-ди-ви-ду-аль-ных зем-ле-поль-зо-ва-те-лей.

- Что бу-дет пред-став-лять со-бой рос-сий-ское ма-ши-но-строе-ние, в осо-бен-но-сти сель-ско-хо-зяй-ст-вен-ное?

- Эта от-расль на-хо-дит-ся в край-не тя-же-лом со-стоя-нии. И вый-ти из кри-зи-са са-мо-стоя-тель-но не мо-жет. Пер-вые ша-ги кон-вер-сии по-ка се-бя не оп-рав-да-ли. Они при-ве-ли к за-мет-но-му удо-ро-жа-нию ма-шин, но при этом не вы-ве-ли их на уро-вень луч-ших ми-ро-вых об-раз-цов.

На стол Вер-хов-но-го Со-ве-та РСФСР по-ло-же-но пред-ло-же-ние о том, что-бы соз-дать свое рос-сий-ское ма-ши-но-строи-тель-ное ве-дом-ст-во, то есть про-ти-во-пос-та-вить рос-сий-ско-го ма-ши-но-строи-тель-но-го бю-ро-кра-та со-юз-но-му. Но я не ду-маю, что это пра-виль-ный под-ход. Вы-ход в дру-гом: раз-де-лить на-ших ма-ши-но-строи-тель-ных мо-но-по-ли-стов на не-сколь-ко фирм, ко-то-рые бу-дут друг с дру-гом кон-ку-ри-ро-вать, соз-да-вать эф-фек-тив-ную тех-ни-ку, за-вое-вы-вать ры-нок.

- Ка-кие еще до-ку-мен-ты бу-дут рас-смат-ри-вать-ся на сес-сии и Съез-де?

- Кро-ме па-ке-та за-ко-нов по аг-рар-но-про-мыш-лен-но-му ком-плек-су и воз-ро-ж-де-нию де-рев-ни (о ко-то-рых я уже ска-зал), мы го-то-вим за-ко-ны, свя-зан-ные с ор-га-ни-за-ци-ей ра-бо-ты Вер-хов-но-го Со-ве-та РСФСР (о Рег-ла-мен-те, о ста-ту-се де-пу-та-та, об от-зы-ве и т.д.), и па-кет за-ко-нов по эко-но-ми-че-ской ре-фор-ме.

Ко-неч-но, не-ре-шен-ных во-про-сов мно-го. Но Со-вет Рес-пуб-ли-ки об-ла-да-ет боль-шим по-тен-циа-лом. По тер-ри-то-ри-аль-ным ок-ру-гам из-бра-но 900 де-пу-та-тов, а па-ла-та вклю-ча-ет в се-бя 126 че-ло-век. По-это-му у нас боль-шой ре-зерв для ра-бо-ты в ко-ми-те-тах и ко-мис-си-ях.

Ес-ли су-дить по пер-вым ша-гам Со-ве-та Рес-пуб-ли-ки, то я его ра-бо-той до-во-лен. У нас по-доб-рал-ся удач-ный со-став ко-ми-те-тов и ко-мис-сий, там ра-бо-та-ют лю-ди с боль-шим про-фес-сио-наль-ным опы-том, пред-ла-га-ют ин-те-рес-ные идеи. Ес-ли они реа-ли-зу-ют свои пла-ны, это бу-дет за-мет-ным вкла-дом в об-нов-ле-ние на-шей Рес-пуб-ли-ки.

но-ябрь 1990 г.
http://new.hse.ru/sites/tp/isakov


Док. 297315
Перв. публик.: 01.11.90
Последн. ред.: 25.04.07
Число обращений: 333

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``