В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаков В. Б.: Мои книги - мои судьи Назад
Исаков В. Б.: Мои книги - мои судьи
Я родился на Урале в Нижнем Тагиле - городе металлургов, машиностроителей и химиков. Родители, инженеры-экономисты, ныне, увы, покойные, всю свою жизнь проработали на Нижнетагильском металлургическом комбинате.

В 1967 году окончил школу и поступил в Свердловский юридический институт. Большая часть моей трудовой жизни связана с этим институтом, позднее переименованном в правовую академию. В нем я получил диплом о высшем юридическом образовании, из него ушел в армию, затем продолжил учебу в аспирантуре, защитился, получил звание доцента, еще раз защитился, стал доктором наук и профессором. В стенах этого института я написал свои научные статьи, две книги и несколько учебников, стал победителем Всесоюзного конкурса молодых ученых и лауреатом Почетного диплома Академии наук СССР. Работа в юридическим институте дала мне ту базу, без которой я не смог бы стать депутатом и тем более - возглавить впоследствии палату Верховного Совета и парламентский комитет по законодательству.

Мое "попадание в политику", как я теперь понимаю, носит в достаточной степени случайный характер. По характеру я не лидер, не трибун, не оратор. Судьбе было угодно свести меня в библиотеке с Рафиком Исхаковым, тогда - заместителем редактора областной молодежной газеты "На смену!". Только что были опубликованы "Правила проведения митингов и демонстраций" - реакция тогдашней партноменклатуры на октябрьский пленум ЦК КПСС и выступление на нем Б.Н.Ельцина. Сидя за соседними столами, разговорились. Я изложил свою точку зрения на конституционность, а точнее - неконституционность этого документа, его противоречия, слабые места.

Рафик предложил:

- Напиши статью.
- Так ведь не опубликуете.
- Это моя проблема, пиши.

Статью я написал в преднамеренно солидном, тяжеловесном "партийном" стиле и она была полностью опубликована в газете под заголовком "Перестройка и законность". В тогдашней морозной идеологической тишине - напомню, шел только 1988 год - статья прозвучала достаточно громко и была замечена - в ксероксах разошлась по стране, в сокращенном виде ее перепечатал журнал "Юность".

Для меня эта акция закончилась практически без последствий - ну, обругали с высокой трибуны на пленуме горкома партии и отозвали приглашение перейти на работу в Академию наук. Не смертельно. Значительно хуже обернулась она для Р.Исхакова, которого, в конечном итоге, уволили из газеты.

А дальше - заработал "эскалатор". Меня стали приглашать на встречи, дискуссии, митинги, пошли за защитой люди, в той или иной степени обиженные режимом. Столкнувшись напрямую с фактами произвола, нарушением законов, стал, как мог, помогать обиженным властью, выступать в печати, в судебных процессах. Стал одним из учредителей и сопредседателей свердловской организации "Мемориал". Мой руководитель по кафедре, профессор С.С.Алексеев, пророчески заметил: "Теперь его не остановить."

В конце 1988 года были объявлены выборы народных депутатов СССР. Уже по самому тексту закона, который изобиловал многочисленными "фильтрами" - партийная "сотка", окружные предвыборные собрания и т.д. - было видно, что процесс выборов пытаются взять под партийно-административный контроль, направить в бюрократическое русло. А на местах и вовсе свести к видимости.

Мы, группа свердловской интеллигенции - В.Быкодоров, В.Волков, С.Иванов, Е.Королев, Б.Кустов, и другие - собрались морозным зимним вечером в зале областного лектория общества "Знание" и подписали обращение о создании Общественного комитета по подготовке и проведению выборов (материалы о том, как готовились и проходили выборы в Свердловске, ныне Екатеринбурге, я также включил в эту книгу).

Поскольку основной целью объединения был контроль за соблюдением законности и демократических принципов выборов, наша неформальная группа, по моему предложению, назвала себя "Движение за демократические выборы". Затем на ее основе сформировался свердловский "Демократический выбор", объединивший людей правозащитной, антиноменклатурной ориентации.

За прошедшие годы наш "Демократический выбор", как и вся страна, претерпел глубокую трансформацию, расслоился. Одни ушли в коммерцию, другие - в "демократическую" (здесь уже в кавычках) власть, третьи - в оппозицию. Весной 1991 года, после заявления шести руководителей Верховного Совета, в котором резко критиковалась политика Б.Н.Ельцина и высказывалось сомнение в его способности руководить страной, мне прислали выписку из протокола: из рядов "Демократического выбора" исключен.

Вступая в политическую борьбу, я не думал и не собирался участвовать в выборах лично. Но... эскалатор работал. И когда на предприятиях и в институтах стали выдвигать кандидатов в депутаты, всплыла и моя фамилия. На выборах в народные депутаты СССР я проиграл, уступив поддерживаемому райкомом партии "кандидату от рабочего класса" Андрею Захарову. Зато на выборах в народные депутаты РСФСР прошел в первом туре, набрав более пятидесяти процентов голосов.

Затем был первый Съезд народных депутатов РСФСР и первая сессия Верховного Совета, на которой меня избрали председателем палаты - Совета Республики Верховного Совета РСФСР. С этого момента, если быть точным, и начинается собственно "парламентский дневник" - дневниковые записи, хроника, документы, статьи, интервью о работе в парламенте. О том, что видел, чувствовал, пережил. А пережить пришлось многое...

"Парламентские дневники" писались параллельно с основной работой в Верховном Совете, а затем - в Государственной Думе. Независимо от того, много дел или мало, здоров или не очень - в выходные, в течение нескольких лет подряд, иногда ночью, чтобы утром в понедельник материал был в редакции газеты "Советская Россия". Порой это было очень трудно... Но еще труднее было бы держать все это в себе.

Перелистав рукопись книги, коллега-депутат заметил: "Критикуешь и коммунистов, и демократов. Непонятно, сам-то ты на чьей стороне?"

Отвечаю. Изменения в обществе полезны и благотворны, когда они происходят продуманно, сбалансировано, в рамках закона. Законность - естественный ограничитель, придуманный людьми, чтобы защитить себя от насилия, произвола, политического и экономического авантюризма, коррупции, да и просто неумелого администрирования. Так вот, я - "дежурный" у этого ограничителя. Именно за циничное отношение к закону я критиковал в свое время партийную номенклатуру. Именно нарушения законности стали причиной острых разногласий и расхождения с Б.Н.Ельциным и новой "демократической" властью. Я согласен принять и поддержать самые смелые радикальные идеи, но при одном обязательном условии: они должны быть законны.

Готовя материал книги для электронного издания, я вынужден был осуществить некоторые сокращения, исправить мелкие фактические неточности, устранить повторы. Но нигде не стал менять главного - своего понимания ситуации, своей оценки событий и людей. И пусть не обижаются на меня те, кто хотел бы выглядеть в этой книге иначе: я ничего не исправлял в ней задним числом. И прозрения - мои, и ошибки - мои.

В заключение обязан выполнить приятный долг - поблагодарить помощников, коллег и друзей Яна Лельчука, Валерия Хайрюзова, Наталью Култашеву, Марию Архипову и Любовь Лебедеву. Без их бескорыстной товарищеской помощи эти книги никогда бы не появились.

Не могу не сказать доброго слова о Валентине Васильевиче Чикине, главном редакторе "Советской России", выпустившем в свет на страницах газеты мои "Парламентские дневники". Сладкая каторга работы в газете была и остается одним из самых сильных впечатлений моей жизни.

В.Б.Исаков
25.04.2007

Док. 297260
Опублик.: 25.04.07
Число обращений: 399

  • Исаков Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``