В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исправников В. О.: Средний класс в России:у барьера теневой экономики Назад
Исправников В. О.: Средний класс в России:у барьера теневой экономики
Вопрос о роли среднего класса в обществе и государстве обсуждается не одну сотню лет. Ведь речь идет о механизмах достижения политической стабильности, об устойчивости власти, о благе государства, об общности деловых граждан, которые, образно говоря, являются двигателем всех прогрессивных преобразований в истории человечества.
    Еще Аристотель выделил три классовых элемента государственного устройства: во-первых, очень богатый класс; во-вторых, очень бедный класс; в-третьих - средний класс. Причем последний он считал наилучшим. Древний мыслитель справедливо подмечал, что то государство, где средний класс более многочислен и силен, чем другие два класса вместе взятые, наиболее стабильно и лучше управляемо .
    История и теория развития общества показали, что средний класс выполняет важнейшие функции: во-первых, политическую - гарантирует стабильность сложившейся системы власти; во-вторых, экономическую- создает новые и сохраняет имеющиеся рабочие места, обеспечивает платежеспособный спрос и сбор налогов; в-третьих, социальную - сглаживает общественные противоречия, предопределяя эволюционный характер развития. Это в известной степени расходится с основными постулатами теории марксизма-ленинизма, разделяющими общество на два диаметрально противоположных антагонистических класса: буржуазию и пролетариат. Впрочем, такие отличия вполне объяснимы. Судьбы среднего класса увязываются с эволюцией общества. Классы - антагонисты: движущая сила социальных революций.
    I.Есть ли средний класс в России? Данный вопрос и сегодня оказывается в центре общественного внимания. При его решении, как правило, руководствуются определенным набором количественных и качественных критериев.     
    Зарубежные аналитики зачастую при оценке принадлежности к среднему классу применяют три параметра: социальный статус: должность, профессия, а значит, и образовательный уровень; уровень доходов и структура потребления; наличие социальной самоидентификации: мировоззрение, структура ценностей, жизненные стандарты. Аналогичные критерии практически в методологическом "портфеле" и отечественных ученых. Правда, при этом учитывается и российская специфика.

Издательство "Университет
и школа" М.,2003.


Док. 297118
Перв. публик.: 24.04.07
Последн. ред.: 17.05.07
Число обращений: 550

  • Исправников Владимир Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``