В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Исправников В. О.: Итоги и перспективы развития экологической экспертизы в России Назад
Исправников В. О.: Итоги и перспективы развития экологической экспертизы в России
В 2005 году исполнилось 10 лет с момента принятия Федерального закона "Об экологической экспертизе". За эти годы страна прошла довольно большой путь от централизованной плановой экономики к развитию рыночных отношений. Этот путь сопровождался спадом промышленного производства, системным социально-экономическим кризисом, что не могло не сказаться на состоянии окружающей природной среды, на отношении государственных структур и населения к вопросам экологической безопасности.
Вместе с тем становится все более очевидным, что сложная экологическая обстановка - не столько результат кризисных явлений в экономике страны, сколько следствие накопленных за многие десятилетия структурных деформаций хозяйства, приведших к доминированию ресурсоемких и энергоемких технологий, сырьевой ориентации экспорта, падению технологической дисциплины, а также чрезмерной концентрации производства в наиболее экономически развитых регионах страны. Перечисленные факторы, а также недостаточное выделение в последние годы бюджетных ассигнований на природоохранную деятельность, нерациональная, а подчас хищническая эксплуатация природных ресурсов обусловливают реальную угрозу дальнейшего ухудшения экологической ситуации.
В начале 90-х годов, на старте экономических реформ, российская экономика оказалась структурно деформированной и малоэффективной. Негативное воздействие производства на окружающую среду в расчете на единицу производимого продукта было существенно выше, чем в технологически передовых странах, а за последние годы еще более возросло. Достаточно сказать, что значительная часть основных производственных фондов России не отвечает экологическим требованиям.
Начиная с 2000 года, система экологической экспертизы теряет свои позиции, нуждается в политической поддержке, требует совершенствования и развития. В настоящий момент состояние институциональной системы экологической экспертизы участники конференции оценивают как кризисное.
Сегодня экологическая экспертиза, несомненно, остается одним из ключевых направлений превентивного экологического контроля. С учетом быстро меняющейся социально-экономической ситуации на местах, глобальных природно-климатических изменений, ужесточения экологических требований в процессе интеграции России в мировое сообщество, оценка допустимости воздействия планируемой деятельности на окружающую природную среду становится одним из мощных рычагов в деле обеспечения рационального природопользования, экологической безопасности и охраны здоровья населения.
    Институт экологической экспертизы возник в Российской Федерации с момента принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 22 июня 1991 года No 348 "Об утверждении Положения о Государственной экологической экспертизе Государственного комитета РСФСР по экологии и природопользованию и Порядка финансирования и оплаты Государственной экологической экспертизы Государственного комитета РСФСР по экологии и природопользованию" и получил свое развитие с принятием Федерального закона от 23.11.1995 No 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе). Формирование данного института продолжается до настоящего времени, что нашло отражение в целой системе нормативных правовых актов: постановление Правительства РФ от 11.06.1996 No 698 "Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы", Приказ Госкомэкологии России от 17.06.1997 No 280 "Об утверждении Регламента проведения государственной экологической экспертизы", Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.10.2005 No 286 "Об утверждении Порядка подготовки документов при организации и проведении государственной экологической экспертизы в центральном аппарате Федеральной службы по надзору в сфере природопользования" и др.
Экологическая экспертиза в Российской Федерации формировалась как уникальный институт государственного управления, позволяющий ограничивать антропогенное воздействие на окружающую природную среду на стадии принятия решения о реализации объекта хозяйственной и иной деятельности с учетом общественного мнения при оценке допустимости экологических последствий планируемого уровня воздействия.
    Понятие "экологическая экспертиза" подразумевает два аспекта. Первый - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям (что должно являться функциями государственных органов, устанавливающих такие экологические требования) - и это государственная составляющая экологической экспертизы.
Второй - определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы (что должно являться деятельностью, осуществляемой при широком участии общественности, выступающей в роли независимой участницы процесса исследований, причем исследований как степени экологической опасности намечаемой деятельности, так и достаточности природоохранных мер, предусмотренных в составе планируемой деятельности с точки зрения их соответствия уровню наиболее эффективных технологий и современных достижений научно-технического прогресса в данной отрасли антропогенной деятельности), - и это ее общественная составляющая.
С течением времени стало понятно (и это отмечали участники конференции), что понятие "экологическая экспертиза" должно более тесно ассоциироваться с понятием "экологическая оценка планируемой или намечаемой деятельности", так как это более соответствует терминологии, применяемой в международном экологическом праве, где широко используются такие категории как "экологическая оценка" и "ОВОС".
При этом экологические оценки должны проводиться в отношении концепций, планов, программ и других стратегических документов, определяющих развитие соответствующих территорий и отраслей хозяйства, что ставит задачу совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей проведение ОВОС объектов планируемой деятельности с возможным трансграничным воздействием .
Анализ ситуации, сложившейся в этой сфере государственного регулирования, высвечивает целый ряд проблемных стратегических и тактических вопросов, от решения которых зависит будущее благополучие окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и здоровья населения, а в конечном итоге и место России в мировом сообществе.

Издательство "Университет
и школа" М.,2003.


Док. 297096
Перв. публик.: 24.04.07
Последн. ред.: 17.05.07
Число обращений: 523

  • Исправников Владимир Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``