В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Аграрный потенциал России огромен Назад
Аграрный потенциал России огромен
В марте этого года аргентинские власти объявили о том, что сроком на полгода вводят полный запрет на вывоз говядины из страны. Сделано это для того, чтобы остановить рост цен на мясо и тем самым предотвратить у себя социальную и политическую дестабилизацию.

Для многих в России эта заокеанская новость стала грому подобна. По данным российского Института конъюнктуры рынка, в 2005 году доля Аргентины составила треть российского импорта говядины, и восполнить эту нехватку крайне трудно. Один росчерк пера в далеком Буэнос-Айресе подарил нам тяжелейшую проблему.

Кризис с говядиной со всей очевидностью продемонстрировал полную несостоятельность тезиса, который на протяжении последних полутора десятилетий является, по сути, нашей государственной политикой: проще и выгоднее закупать продовольствие за рубежом, чем вкладывать средства в развитие отечественного продовольственного комплекса.

У продовольственной проблемы два важнейших аспекта. Первый - рост мирового производства продовольствия все более отстает от потребностей, а цены на него остаются высокими. Истоки этого положения: резкое увеличение народонаселения, исчерпание природных ресурсов для сельскохозяйственного производства, возникновение новых болезней пандемического характера ("коровье бешенство", "птичий грипп"), неблагоприятные изменения в климате и учащающиеся природные катаклизмы, ухудшение условий природопользования. Каждый десятый из ныне живущих на планете страдает от недоедания, а каждый пятый - от голода. На планете ежегодно погибает от голода, недоедания и связанных с ним болезней до 10 млн. человек.

Второй аспект продовольственной проблемы - ухудшение качества продуктов питания. Продукция полей и ферм становится небезопасной для здоровья, токсичной. Причина тому - широкое использование минеральных удобрений и ядохимикатов, нарастающее использование ГМ-добавок и т.д. Во весь рост встает дилемма: или утолить голод, или навредить здоровью - не только собственному, но и своих потомков. О серьезности положения говорит статистика. Так, в Москве, например, государственными органами наличие генно-модифицированных добавок зафиксировано в 70% колбасных изделий. В целом по стране, по мнению экспертов, практически каждый шестой продукт содержит в себе опасные добавки.

Сказанного достаточно, чтобы сделать основные выводы. Во-первых, продовольствие превращается в один из главных стратегических ресурсов, обладание которым будет играть все большую геополитическую роль. Нельзя исключить, что уже в обозримой перспективе мировой продовольственный рынок будет лихорадить не менее, чем нефтяной. Очевидно и то, что чем дальше, тем активнее продовольствие может использоваться как орудие политического шантажа, принуждения, экспансии.

Во-вторых, на фоне того, что мировое агропроизводство достигает предельных величин, по меньшей мере странно выглядит Россия с безбрежными землями, поросшими сорняками.

Исторически Россия принадлежала к числу ведущих производителей продовольствия. В 1910 году экспорт хлеба из страны достиг рекордной величины в 13,6 млн. тонн, а ее доля на мировом рынке составляла 26%. Впоследствии эти исключительные позиции были утрачены, а с 1962 года мы сами начали закупать хлеб за границей, доведя его импорт до 45, 6 млн. тонн в 1985-м.

Причины столь разительных изменений заслуживают отдельного разговора, но бесспорно одно: десятилетиями стратегический потенциал сельского хозяйства явно недооценивался. И уже современная Россия по инерции относится к аграрному сектору не как к источнику своего могущества, а как к обузе. Ставка делается на продовольственный импорт. Прирастая ежегодно на четверть, он в 2005 году достиг астрономической величины 16,3 млрд. долл. Россия - мировой лидер по импорту мяса птицы, сыров, сливочного масла, на втором месте по импорту свинины и говядины. Надо ли доказывать, насколько опасна такая зависимость?

Мы располагаем десятой частью мировой пашни, самым большим в мире клином черноземов, колоссальным потенциалом для производства полного набора сельхозпродукции умеренной зоны. Наш аграрный сектор, по самым скромным оценкам, способен прокормить полмиллиарда человек. Не сделаем это сами, по доброму побуждению, исходя из собственных интересов, рано или поздно это сделают за нас другие.

А значит, надо раз и навсегда понять: Россия обречена самым серьезным образом заняться своим сельским хозяйством. Это одно из условий не только обеспечения ее ведущих позиций в мире, но и элементарное условие выживания как целостной и единой державы.

Удручающие цифры

В этом году началась реализация национального проекта "Развитие АПК". Предусмотренные им меры, конечно, не рассчитаны на решение всего круга проблем, и, по словам первого вице-премьера Дмитрия Медведева, через два года у нас будет возможность ставить более амбициозные цели. Формулировать же их нужно уже сегодня.

В числе приоритетных государственных задач - выработка долгосрочной, рассчитанной на 20-25 лет государственной аграрной стратегии России.

И из всех проблем, которые переполняют сельскую Россию, на первое место следует поставить проблему восстановления человеческого капитала, состояние которого близко к катастрофе. На протяжении многих поколений человеческие ресурсы из села выкачивались на "великие стройки" в промышленности, на транспорт. Изменений последних лет еще более усугубили ситуацию на селе. Даже в таких массовых сельских профессиях, как механизаторы и доярки, идет массовая дисквалификация, качество трудовых ресурсов резко падает. Вхолостую работает система аграрного образования: из сельхозвузов до деревни доезжает в лучшем случае один выпускник из десяти, да и из них далеко не все задерживаются.

По подсчетам российских ученых, в 2003 году уровень самоубийств на селе превышал городской в 1,7 раза. Почти 40% смертей в трудоспособном возрасте происходит из-за несчастных случаев, отравлений и травм, т.е. по причинам, прямо не связанным с состоянием здоровья. Лишь в 14 регионах из 88 продолжительность жизни сельских мужчин превышает пенсионный возраст. В таких регионах, как Калужская, Курская, Новгородская, Рязанская, Смоленская, Тверская и Тульская области, смертность на селе превышает рождаемость в 3-4 раза, а в Псковской области - в 4,5 раза.

Вывод очевиден: человеческие, трудовые ресурсы села в нынешнем состоянии не способны обеспечить подъем аграрного сектора. Россия стоит перед выбором: или за решение этой задачи возьмется государство, или сельское производство, а в конечном счете и земля, перейдет в руки гастарбайтеров. Государственная аграрная стратегия России призвана противопоставить этой "ползучей колонизации" эффективную и целенаправленную политику возрождения сельского человеческого капитала, социального оздоровления сельского населения. А потому она в равной степени должна содержать и экономическую, и социальную, и культурно-нравственную составляющие.

Аграрная стратегия должна воплотиться в конкретные программы, с одной стороны, социальной реабилитации, с другой - поддержки тех, кто сохранил и развивает крестьянские навыки: работников агрохолдингов и акционерных обществ, фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств. Остро востребованы новые подходы к организации сельского образования, профориентации, преодолению информационного вакуума, охране правопорядка в сельской местности, социальной поддержке ветеранов, организации досуга сельской молодежи и т.д.

Ключевая проблема - развитие сельской инфраструктуры. Ведь сегодня лишь 40% сельских домов газифицировано, только треть имеет водопровод, центральное отопление, канализацию. Да и то в большинстве своем сети сельского ЖКХ находятся в ветхом, технически непригодном состоянии. Почти 75% сельского населения пользуется водой, которая не соответствует санитарным нормам и стандартам. Из-за бездорожья свыше 40 тыс. (почти треть) сельских поселений остается без автобусного сообщения.

Каков быт, таковы и нравы. Как государство борется с этим каменным веком, в котором прозябает более четверти наших граждан? Кране неудовлетворительно. Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" профинансирована едва ли на 70%.

В социальном портрете сегодняшнего села преобладает массовая бедность и нищета. Первая причина этого - безработица. Из более 21,6 млн. трудоспособных селян безработный - каждый девятый, а среди молодежи каждый третий, в межсезонье по отдельным регионам - каждый второй.

Вторая причина - мизерные заработки. Средняя зарплата на селе по-прежнему самая низкая в отечественной экономике - в 2,5 раза ниже средней по стране. Очевидно, что сельское население балансирует на грани выживания.

Только ускоренное развитие производства и инфраструктуры, усиленная социальная поддержка жителей села позволят сдвинуть с места эти проблемы.

Как поднять село

Важнейшей целью государственной аграрной политики должно стать превращение сельского хозяйства в привлекательную для инвестиций, эффективную и производительную отрасль экономики. Надо четко понимать - без масштабного государственного участия здесь ничего не сделать.

Первый пласт проблем связан с тем, что агросектор должен превратиться из убыточного в высокодоходный. Для этого потребуется ликвидировать явно несправедливое соотношение цен на аграрную продукцию и продукцию обслуживающих отраслей, прежде всего на энергоносители, которые дорожают в 5 раз быстрее. Механизмы есть, и сейчас они уже запускаются - это, в частности, выплата производителям сельхозпродукции компенсаций за рост цен на ГСМ, на химические удобрения и средства защиты растений. Но этого недостаточно.

Основной формой финансовой поддержки аграрного сектора должны стать льготные и доступные для всех, включая малых и средних предпринимателей, кредиты и лизинг. Разницу в процентных ставках необходимо возмещать за счет бюджетных средств. Приоритетными являются кредитование сезонных затрат, долгосрочное кредитование и финансирование затрат на приобретение либо взятие в лизинг техники и оборудования на льготных условиях.

Следует также упростить и уменьшить налогообложение аграрной отрасли. Ставка единого сельскохозяйственного налога должна работать и представлять собой часть потенциальной земельной ренты.

Кто, как не государство, призван оказать содействие в переводе сельского хозяйства на уровень новейших научных достижений и высоких технологий? Здесь тоже не обойтись без таких стимулов, как налоговые и таможенные послабления, лизинговые преференции и т.д.

Действенным средством повсюду в мире зарекомендовала себя практика субсидирования сельхозпроизводства.

Большинство проблем упирается в государственное финансирование. Сегодня оно абсолютно недостаточно. Это особенно очевидно в сравнении. Так, развитые страны на свое сельское хозяйство в последние годы тратили примерно 1 млрд. долл. В день. Мы - ту же сумму, но в год, хотя условия у нас гораздо суровее. Громадный разрыв очевиден, а потому расходы федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства должны быть увеличены в течение ближайших пяти лет не менее чем в 10 раз.

В прямой увязке с производством стоит сфера сбыта. Государство должно активнее участвовать в формировании конъюнктуры продовольственного рынка. Важнейшая и давно назревшая мера - это защита своего рынка от безудержного натиска продовольственного импорта. Повсюду в мире применяется такой набор средств, как введение квот, повышение таможенных пошлин, не говоря уж о строгом применении санитарных норм. Эту линию следует твердо отстаивать в условиях вступления России в ВТО.

Размещение госзаказа и государственные закупочные интервенции также находятся в ряду необходимых гарантий реализации сельхозпродукции.

Все меры по возрождению отечественного АПК останутся благими пожеланиями, если их не закрепить в аграрном законодательстве. Мощный старт может дать скорейшее принятие нового базового для отрасли закона. Сейчас в Государственную думу правительством внесен законопроект "О развитии сельского хозяйства и агропромышленного рынка в Российской Федерации". Это первая в современной России попытка сформулировать государственную политику в аграрной сфере. И она непременно должна получить продолжение. В частности, в законодательном закреплении нуждаются механизмы финансовой поддержки и правила распределения бюджетных средств, выделяемых на сельское хозяйство.

Другого пути у России нет. Ситуация в мире развивается так, что мы обязаны задействовать аграрный потенциал. Агропромышленный сектор может и должен стать мощным источником социально-экономического роста страны, повышения благосостояния граждан, укрепления влияния России в мире. Это и будет нашим ответом на глобальный продовольственный вызов XXI века.

http://www.agroparty.ru/releases/1/360/

03.07.2006 г.


Док. 297093
Перв. публик.: 03.07.06
Последн. ред.: 24.04.07
Число обращений: 564

  • Плотников Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``