В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Владимир Спасибо: Политика. Экономика. Далее везде... Назад
Владимир Спасибо: Политика. Экономика. Далее везде...
В Независимой газете 20.04.2007 опубликована редакционная статья "Президент определился с преемником". Главная мысль - имя будущего президента России - Сергей Иванов. Имя будущего премьера - Дмитрий Медведев.

По мнению редакции, курируемые Д.Медведевым нацпроекты, при всей стратегической важности содержательного улучшения условий для воспроизводства человеческого капитала, но размытости критериев их старта и финиша, являются скорее тактическим инструментом Кремля. Задача же диверсификации экономики и придания ей инновационного характера, возложенная президентом на Иванова, - стратегическая.
Так ли это, не так - рассудит время. Но давайте посмотрим, как же собираются решать задачу диверсификации экономики и придания ей инновационного характера?
С.Иванов предложил "создать условия, когда государство, органы власти могут не только поощрять предприятия за инновации, но и в определенных случаях наказывать за уклонение от них". "Наказывать нужно, наказывать финансово", - заявил С.Иванов на выездном совещании Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ в Екатеринбурге. (Известия, 19 апреля 2007 г.)
"Инновации - это всегда риск, а наш бизнес рисковать, просчитывать, вкладывать средства на длительную перспективу не привык и не любит. Получил прибыль - хапнул, и сижу дальше - вот их девиз...Поэтому нужен сбалансированный комплекс продуманных мер, которые бы стимулировали, а в иных случаях и вынуждали предприятия, организации, предпринимателей проводить модернизацию предприятий, осуществлять инновации".
"Речь идет не только о создании благоприятствующих трансферту технологий из ОПК в гражданский сектор и обратно, речь идет о разработке системы мер, направленных на создание в экономике такой среды, когда ключевую роль должен играть не капитал, а идеи и умение доводить их до коммерческой реализации". "Сегодня у нас деньги и идеи разъединены: по одну сторону - безденежные идеи, по другую - безыдейные деньги. Создание инновационной среды даст импульс их воссоединения. Основой такой среды должен стать механизм государственно-частного партнерства".
Первый вице-премьер уверен, что вложенные в техническое перевооружение предприятий оборонки деньги будут работать продуктивно. Через реализацию ряда госпрограмм, федеральных целевых программ "на техническое перевооружение предприятий и организаций нашей оборонки выделяются значительные финансовые ресурсы в последние годы". "Эти деньги уже работают и, уверен, что будут работать продуктивно". "Оборонная отрасль демонстрирует устойчивую динамику роста, увеличивает объемы и улучшает качество выпускаемой продукции."
С.Иванов поставил задачу перевести технические решения оборонки в гражданский сектор экономики на 20% и таким образом помочь в диверсификации всей экономики РФ.
Да...Маниловщина в чистом виде. Если кто помнит, нечто подобное декларировалось и реализовывалось в 80-е годы при еще одном "Манилове" - М.Горбачеве. С известным всем итогом.
Понятно, что С.Иванов озвучивает отнюдь не свои идеи и подходы.
Президент РФ В.Путин объявил программу экономических реформ: переход от сырьевой модели экономики к инновационной. Главным мотором диверсификации экономики будет государство: оно как "главный акционер значительной части промышленных активов должно активнее влиять на формирование новой промышленной среды", превратив госкорпорации в современные бизнес-структуры.
Для этого предложено разработать систему налоговых и кредитных мер, стимулирующих выпуск высокотехнологичной продукции. (Е. Трифонов. Окольными тропами - к промышленной революции./Деловые люди, No193, апрель 2007 г.).
Сторонники российского госкапитализма полагают, что для нашей страны эта модель оптимальна для осуществления рыночных реформ при проведении успешной модернизации России.
Их оппоненты полагают, что госкапитализм поднят на щит властной элитой прежде всего потому, что он видится ею в качестве самого надежного средства долговременного закрепления ее доминирования в политике и бизнесе. Он выгоден многочисленной государственной бюрократии, вовсе не помышляющей ни о какой модернизации, зато получающей право напрямую участвовать в наиболее прибыльном бизнесе.
И действительно, государство забирает в свои руки наиболее прибыльные предприятия, мотивируя это государственной необходимостью. Хотя общепризнано, что госкомпании во всех странах управляются менее эффективно, чем частные.
Вытеснение частного бизнеса из высокотехнологичных отраслей промышленности многими экспертами признается вредным для экономики. Если государство решило налогами и кредитами содействовать диверсификации, первыми на это отреагируют как раз частные компании. Огосударствление современных отраслей промышленности загоняет частный капитал в сферу обслуживания.
Диверсификация экономики, основанная на концентрации современных отраслей промышленности в руках государства, может привести к напрасной трате времени и огромных денег без серьезного эффекта.
Причем национализируются и сырьевые отрасли. Хотя в тех странах, где ранее нефтедобыча и продажа нефти на экспорт практически полностью находились под контролем государства, их руководство начинает постепенно пересматривать эту политику и отдавать направления нефтяного бизнеса в частные руки. Об этом свидетельствуют данные исследования специалистов Университета Райс в Техасе. (Ю. Сигов. Весы для черного золота/Деловые люди, No193, апрель 2007 г.)
Интересный пример - решением правительства Боливии о национализации нефтегазовой промышленности. Объявленное 1 мая 2006 года, оно было вызвано накопившееся у основной массы боливийцев разочарование итогами двух десятилетий неолиберальной трансформации, начавшейся в 1985 году. Боливия осталась беднейшей страной Южной Америки, а уровень социального расслоения только усилился. В этих условиях лозунги о необходимости прекратить разбазаривание национальных богатств и поставить их на службу не отдельным компаниям, а всему народу встретили поддержку большинства населения.
Хотя с экономической точки зрения приватизация отрасли прошла успешно. Капвложения в разведку, добычу и транспортировку нефти и газа в Боливии после 1997 года достигли почти 1,3 млрд. долларов, что составило 154,8% намеченных показателей. За счет этого частным компаниям удалось в 4,3 раза увеличить разведанные запасы нефти и в 8,5 раза - газа. Нефтегазовая отрасль обеспечивает более 30% поступлений бюджета. Нефтяники и газовики относятся к числу наиболее высокооплачиваемых категорий трудящихся, а компании вносят вклад в социальное развитие районов, в которых они действуют, участвуя в строительстве дорог и сооружении школ и больниц. (В. Таперман, Левый вираж. / Деловые люди, No193, апрель 2007 г.).
Согласно президентского декрета в ведение государственной компании YPFB перешел контроль над всей производственной цепочкой от разведки до транспортировки энергоносителей, а роль частных компаний свелась к оказанию услуг.
Доля отчислений в пользу государства увеличилась с 50 до 82%, оставляя в распоряжении частных фирм для осуществления инвестиционных программ и обеспечения прибыли 18% совокупного дохода. Государство приобрело контрольный пакет акций в пяти крупнейших компаниях.
То есть логика такая - ты поработай, вложи средства, обустрой, а мы потом возьмем и отнимем. Так проще. Но это тупик. Развития-то никакого не будет.
Поэтому те, кто полагает, что государство должно играть активную роль не только в социальной сфере, но и направлять экономическое развитие.(Р.Гринберг. Весь мир рукоплещет нашей примитивизации экономики. / Деловые люди, No193, апрель 2007 г.), забывают простую истину - только в конкурентной борьбе возможно совершенствование.
Правильно пишут, что России грозит опасность превращения олигархического капитализма в бюрократический.

Государство не исполняет главной своей функции - формулирование законов и их исполнение. Причем главная проблема кроется не в законодательной базе, а в правоприменительной практике. Сегодня любой бизнес можно остановить проверкой - если не налоговой, то санитарной, ветеринарной, пожарной или экологической. (А.Шохин. Мы не клуб олигархов, а союз работодателей. / "Деловые люди" (No193, апрель 2007 г.)

Очень много проблем с корпоративным законодательством. Нужно ликвидировать саму возможность для полулегальных захватов предприятий, рейдерских атак, недружественных поглощений, которые происходят в первую очередь из-за "дырок" в законодательстве.

Словом, история учит тому, что ничему не учит.

viperson.ru

Док. 296876
Перв. публик.: 23.04.07
Последн. ред.: 27.10.10
Число обращений: 1248

  • Спасибо Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``