В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Дедов` день Назад
`Дедов` день
Преступление в Челябинском танковом училище вновь поставило армию под огонь критики

Вчера информационные ленты взахлеб сообщали о новых случаях дедовщины в Российской армии. Всего за одни сутки их вскрыто уже 8. В Свердловской области один из пострадавших избит палками и находится в госпитале, а второй попал в психбольницу. В Екатеринбурге, как сообщила пресс служба Приволжско-Уральского военного округа, возбуждено уголовное дело по факту избиения военнослужащего... Заметьте, обо всех этих эпизодах, а также о многих других мы изначально узнаем не со страниц газет и не от правозащитников, а из документов Минобороны и Главной военной прокуратуры.

"Только в текущем году по фактам неуставных проявлений окончено свыше 1500 уголовных дел и более тысячи дел о рукоприкладстве. Судами осуждены 3200 военнослужащих, из которых более 400 офицеров", говорится в официальном сообщении Минобороны.

Все это вряд ли удивит тех, кто серьезно и ежедневно занимается проблемами армии.

Последние "вести с фронтов" могут свидетельствовать разве что о том, что после преступления, в котором пострадал Андрей Сычев, военные стали давать в прессу информацию буквально о каждом таком инциденте.

А ведь всего в результате преступлений и происшествий в Российской армии за минувший год погибли 1064 военнослужащих. Из них 324 в ДТП, 276 покончили жизнь самоубийством, 105 человек скончались от насильственных действий со стороны гражданских лиц и 50 из-за неосторожности и в результате нарушения правил обращения с оружием.

Можно, как это делают правозащитники, предположить, что немалая часть этих потерь как-то связана с неуставными отношениями. И тем не менее это несоизмеримо меньше, чем погибает на гражданке. Всего в минувшем году в Вооруженных силах совершено 20 390 преступлений, а в целом по России свыше 3 млн.

И все же с этим надо срочно что то делать. Но что? Те, кто прошел армию, знают, что совсем дедовщину изжить невозможно. Значит, надо добиваться того, чтобы она не принимала столь ужасные формы, характерные для современной России. Как верно подметил суть проблемы президент, армия это слепок общества, и оздоровление атмосферы в казармах будет происходить не раньше нашего общего выздоровления.

Выступая в Кремле на Рождественских образовательных чтениях, генпрокурор Устинов заявил, что российское общество утратило "понятие греха и стыда". "Порядок в таком обществе может поддерживаться только полицейскими, но и сам полицейский является не из пробирки, он плоть от плоти представитель общества, в котором нет совести. Отсюда и оборотни, мздоимцы, злоупотребители.

Необходим духовный заслон и поворот к истокам нравственности".

Идея создания военной полиции уже давно витает в военной и властной среде. Но, как считает генпрокурор, сейчас уже даже эта мера не поможет. Обращение к нравственности со стороны высоких чиновников в последнее время не редкость, хотя в исполнении господина Устинова звучит безусловно оригинально. И в то же время ужасающе. Если уж главный прокурорский начальник апеллирует к морали и библейским заповедям, в нашем обществе совсем все плохо.

"В отставку!" истошно кричат под стенами Минобороны представители неправительственных организаций. А офицеры не уходят, потому что знают, что на их место не придет никто, и России придется кормить чужую армию.

Стыдно, конечно, за тех, кто не пресекает дедовщину. Но правозащитники ведь тоже своей вины не признают. Вины нас всех в развале страны, армии, общества. Не министр же Иванов в 90-х годах посадил Вооруженные силы на голодный паек. Еще никто из авторов реформ, крупных и не очень политических деятелей не покаялся в содеянном. И не ушел по собственной воле в отставку.

Вместо демонстраций общественники могли бы взять под свою опеку допризывный контингент. Отучить 13 16 летних ребят употреблять наркотики, уберечь их от воровской культуры, накормить, заставить учиться в школе. Вчера министр обороны Сергей Иванов заявил, что ответственность за сокрытие фактов неуставных отношений в армии будет ужесточена. А из недр Общественной палаты поступила информация о том, что там будет создана специальная комиссия по борьбе с дедовщиной. Но поможет ли это радикально решить проблему? Разве что переход на контракт и сокращение службы по призыву до одного года с 1 января 2008 года сильно подорвут почву для неуставных отношений.

особое мнение

Виктор Заварзин , генерал-полковник, председатель Комитета по обороне Госдумы РФ:

Законодатели еще 10 лет назад предлагали принять закон о создании военной полиции. В проект Федерального закона закладывался принцип самостоятельности и независимости органов военной полиции от военного командования и федеральных структур исполнительной власти.

Предполагалось, что она будет формироваться непосредственно при главе государства при одновременном и постоянном гражданском контроле за ее деятельностью со стороны органов государственной власти обеих палат Федерального Собрания. Работа военной полиции должна была строиться во взаимодействии с аппаратом Уполномоченного по правам человека при президенте.

Проект закона предполагал организацию совместных посещений воинских частей, информирование общественности и населения о результатах ее деятельности. Законопроект о создании военной полиции вносился трижды.

Однако правительство не поддержало его. Кроме того, нам сообщили, что в федеральном бюджете денег на реализацию данного законопроекта нет. Мы видим, к чему привело игнорирование законодательных инициатив.

Сегодня, когда президент России заявил о необходимости создания военной полиции как института объективного и независимого контроля за ситуацией в ВС, нужно внимательно наработки, сделанные Комитетом по обороне.



Трибуна. Москва

3 Февраля 2006 г.


Док. 296707
Перв. публик.: 03.02.06
Последн. ред.: 23.04.07
Число обращений: 425

  • Заварзин Виктор Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``