В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Время простых решений позади Назад
Время простых решений позади
ЧЕГО НАМ ЖДАТЬ ОТ ДУМЫ

На вопросы "Красной звезды" отвечает председатель Комитета Госдумы РФ по обороне генерал-полковник Виктор ЗАВАРЗИН

- Виктор Михайлович , какие вопросы Комитет Госдумы по обороне выносит на весеннюю сессию 2006 года?

- В портфеле комитета более 30 законо-

проектов, над которыми предстоит работать в весеннюю сессию. Они касаются ряда ключевых направлений законодательного обеспечения деятельности Вооруженных Сил. Это вопросы прохождения военной и альтернативной гражданской службы, улучшения материального обеспечения и социальной защиты военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей, проблемы обеспечения военнослужащих жильем, вопросы военно-уголовного законодательства, дисциплинарной и материальной ответственности.

В перспективе законопроекты, которые касаются военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, мобилизационной подготовки и мобилизации и ряд других.

Кроме того, мы будем внимательно отслеживать рост тарифов на материальные ресурсы, от которых в значительной степени зависит обеспечение жизнедеятельности войск, боевой подготовки и т. д. И если он превысит прогнозируемый, по которым рассчитан бюджет 2006 года, будем добиваться его корректировки, как это было сделано в 2005 году.

- Глава государства на предновогоднем заседании Совета безопасности, подводя итоги 2005 года, особо выделил аспект модернизации Вооруженных Сил. В первую очередь речь шла об укомплектовании воинских частей. Каковы, на ваш взгляд, результаты работы по переводу частей на контрактный способ комплектования?

- Оптимизация состава и структуры Вооруженных Сил применительно к возлагаемым на них задачам- это действительно один из ключевых аспектов военного строительства и государственной политики в сфере обороны и безопасности. Основу Вооруженных Сил должны составить соединения и части постоянной готовности, причем с профессионализацией применительно к регионам дислокации и задачам. Так, например, уже начато обустройство двух горных бригад в Северо-кавказском военном округе.

Как вы знаете, Россия участвует в миротворческих и гуманитарных акциях. Поэтому наряду с уже имеющимися миротворческими контингентами российских войск в 2005 году на базе Приволжско-Уральского военного округа было завершено формирование первой отдельной миротворческой бригады.

И, естественно, продолжается частичный переход войск на контрактный способ комплектования. В рамках федеральной целевой программы в 2005 году на контракт были переведены 40 соединений и воинских частей постоянной готовности. В них доля военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, достигает 70 процентов от общей численности рядового и сержантского состава.

В 2006 году контрактниками будут укомплектованы еще 20 войсковых частей.

С 2008 года предстоит перевод Вооруженных сил на службу по призыву на один год. При этом должна быть решена сложнейшая задача - на этом переходном этапе и в дальнейшем надо поддерживать установленную степень боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил.

- Каким в конечном итоге должно быть соотношение числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву?

- На мой взгляд, в разных видах и родах войск такое соотношение должно варьироваться. Если, к примеру, в общем для Вооруженных Сил 50 на 50 будет достаточным, то для Пограничной службы доля контрактников должна быть больше. А Внутренние войска должны быть укомплектованы контрактниками практически полностью.

Но в этой сфере все зависит от целого комплекса проблем: здесь и возможности государства по призыву граждан, и необходимость глубокой реформы системы подготовки граждан к военной службе, и поддержание людских мобилизационных ресурсов в требуемом для мобилизации состоянии.

- Отсрочки от службы в Вооруженных Силах или, точнее, их ревизия. Этот вопрос волнует, наверное, всю российскую общественность...

- Как вы знаете, мы ожидали от правительства внесения законопроекта об отмене ряда отсрочек еще до окончания осенней сессии. Однако вопрос очень непростой, работа над законопроектом не закончена, и мы получим его лишь в нынешнем году.

Напомню, что с 1 января 2008 года планируется сокращение срока военной службы по призыву до 1 года, а это повлечет за собой увеличение призывного контингента почти в 2 раза.

Если учитывать, что сегодня призывается на военную службу чуть более 9 процентов граждан, состоящих на воинском учете призывников, то задача сокращения срока военной службы по призыву может быть решена только путем одновременного сокращения и количества оснований для освобождения и отсрочки от призыва на военную службу.

Это неизбежно, и Комитет по обороне считает эту меру необходимой. Однако подробно говорить об этом законопроекте можно будет лишь тогда, когда он официально поступит в Государственную Думу.

Хочу подчеркнуть, что Комитет по обороне уже сейчас уверен, что сокращение оснований для освобождения и отсрочки от призыва на военную службу не должно оказать негативное воздействие ни на одну сферу общественных правоотношений, тем более на науку и образование.

Мы также уверены, что изменения в законодательстве не должны касаться тех, кто уже будет пользоваться отсрочкой на момент вступления в силу соответствующего федерального закона.

Что касается отсрочки от призыва на военную службу для обучения, то к этому основанию мы проявляем особое внимание и ни в коем случае не намерены ограничивать возможности граждан по получению образования. Каждый будет иметь такую возможность, причем равную со всеми. Однако получение образования не должно быть способом ухода от исполнения воинской обязанности.

Все без исключения основания для отсрочки будут подвергнуты детальнейшему анализу на предмет определения возможности и целесообразности их изменения или исключения.

Но все это случится, как я уже сказал, только после того, как в Государственную Думу будет внесен соответствующий законопроект.

- Социальный статус военнослужащих. Как вы его сегодня оцениваете?

- Сразу перейду к тому, что сделано, чтобы его повысить. Государственной Думе удалось добиться от Правительства РФ решения - проиндексировать денежное довольствие военнослужащих (в том числе и военные пенсии) с 1 января 2006 года - на 15 процентов, с 1 января 2007 года - на 10 процентов. С 1 ноября 2007 г. - на 15 процентов, с 1 сентября 2008 г - на 15 процентов. Повышение денежного довольствия в 2006 году уже профинансировано.

Суммарно это поэтапное повышение позволит к 2008 году увеличить денежное довольствие военнослужащих и размер военных пенсий на 67 процентов. Если инфляция не превысит 17 процентов, то это повышение обеспечит выполнение решения Президента Российской Федерации о реальном увеличении денежного довольствия и военных пенсий в 1,5 раза.

Если инфляция будет выше, то в 2008 году потребуется несколько скорректировать индексацию денежного довольствия.

- Кстати, это правда, что теперь особенно выгодно быть кандидатом или доктором наук?

- Что, на наш взгляд, чрезвычайно важно - законодательное обеспечение повышения качества подготовки офицерских кадров. Ключом к решению этой проблемы стало формирование условий для научно-педагогического роста профессорско-преподавательского состава военных образовательных учреждений.

Многие годы эта проблема не решалась. Однако комитету удалось добиться согласия правительства на то, чтобы с 2006 года научно-педагогический состав военных училищ, имеющий ученую степень, мог получать воинское звание на ступень выше занимаемой должности до полковника включительно. Планируется, что ежемесячные выплаты за ученые степени теперь составят 3 тысячи рублей для кандидата наук и 7 тысяч для доктора наук. Кроме того, военнослужащие, занимающие должности доцента и профессора, получат надбавки к должностным окладам в 40 и 60 процентов соответственно.

- Квартирный вопрос по-прежнему остается одним из самых острых...

- Сегодня около 160 с половиной тысяч семей военнослужащих нуждаются в жилье. Из них 80 тысяч 600 семей - в постоянном, около 50 тысяч - в служебном и около 31 тысячи - в его улучшении.

Решение проблемы предусматривается по следующим направлениям.

Первое. Создание фонда служебного жилья на штатную численность личного состава. В 2006 году он увеличится на 19 тысяч квартир и достигнет уровня более 200 тысяч. Всего же необходимо на перспективную группировку войск (сил) примерно 480 тысяч служебных квартир.

Второе. Получение военнослужащими жилья по накопительно-ипотечной схеме. Все законодательные акты для реализации такого способа жилищного обеспечения разработаны.

В течение двух лет на индивидуальные накопительные счета военнослужащих, участников этой системы, поступит 77,6 тыс. рублей каждому. 37 тыс. рублей - в 2005 году и 40,6 тыс. рублей - в нынешнем. В 2005 году на эту программу было выделено 1 млрд., на 2006 - 3,3 млрд. рублей.

Третье направление - обеспечение военнослужащих постоянным жильем в обычном порядке, то есть предоставление жилья в собственность за счет покупки и строительства его Минобороны или через программу ГЖС.

К сожалению, объемы финансирования не обеспечивают требуемых объемов получения жилья.

На 2006 год на жилищное обеспечение выделено 10,4 млрд. рублей, что позволит получить около 7,9 тыс. квартир. Это незначительно превышает уровень 2005 г. В основном снижение эффективности прямого инвестирования на жилье связано с опережающим ростом цен на жилищном рынке по сравнению с уровнем инфляции инвестиций в основные фонды. В то время как показатель уровня инфляции по инвестициям в 2006 году относительно 2001 года возрос в 1,7 раза, средняя стоимость одной квартиры для военнослужащих выросла за этот период в 2,55 раза.

На жилищное обеспечение посредством ГЖС запланировано 6,2 млрд. рублей. Это примерно 7,8 тыс. сертификатов, что недостаточно для обеспечения всех увольняемых в 2006 году. Дополнительная потребность составляет примерно 3,2 млрд. рублей, или 4 тыс. сертификатов.

Частично проблема может быть решена за счет выпуска в IV квартале 2006 г. дополнительного количества сертификатов с погашением их в 2007 г. Подобная практика использовалась в 2004 г.

Как вы знаете, средняя рыночная стоимость квадратного метра жилья отличается от сертификатной. Если для небольших регионов эта разница несущественна, то в центре страны создает фактически непреодолимые проблемы в приобретении жилья. Для приближения стоимости сертификата к реальной цене жилья президент поставил задачу выделить в 2006 г. дополнительно 15 млрд. рублей.

- Виктор Михайлович, недостаток финансирования - это единственная причина бесквартирья в армии?

- Даже при существующих объемах финансирования за счет более рационального использования средств можно было бы получить более существенные результаты. В настоящее время значительная часть средств, выделяемых Минобороны, расходуется на содержание жилья, которое заселено гражданами, утратившими связь с военным ведомством. Нужна программа с соответствующим финансовым обеспечением ускоренной передачи такого фонда органам местного самоуправления...

Что еще огорчает? Во-первых, то, что запуск механизма накопительно-ипотечной системы наложился на существующие проблемы жилищного обеспечения. При недостаточности средств на предоставление жилья тем, кому по закону оно положено сейчас, государство начало откладывать весьма существенные средства для тех, права которых на жилье наступят не ранее чем через 10 лет, а для большинства - через 20 лет.

Во-вторых, нет гарантий, что цены на рынке жилья в обозримой перспективе позволят военнослужащим на накопленные средства приобрести достойное жилье.

В-третьих, не учитывается состав семьи. Пока нет механизма поддержки многодетных семей.

В-четвертых, не отработан механизм защиты средств, накопленных на индивидуальных счетах военнослужащих, от инфляционных процессов.

Продолжать не буду. Скажу только, что проблема жилищного обеспечения военнослужащих сложная и решать ее придется еще достаточно долго. Ждать легких побед и быстрых результатов, увы, не приходится. Но будем работать. Дорогу осилит идущий.

- Вопрос, который интересует всех военных пенсионеров. Так сколько же стоит продпаек?

- Мы и в 2006 году продолжим работу по решению проблемы исчисления пенсий военнослужащим с учетом стоимости продпайка. Фактически в этом вопросе комитет сегодня вызвал огонь на себя. Приходится вести постоянный диалог и с правительством, и с Верховным судом, и с Генеральной прокуратурой.

Вопрос очень сложный. Его цена около 60 млрд. рублей. Простого решения нет. Однако замалчивать эту проблему нельзя, и она, надеюсь, будет решена.

- Виктор Михайлович, наступивший год для депутатов будет особенный...

- ...юбилейный для Государственной Думы, для всей нашей страны. Год столетия парламентаризма в России. Учреждение 100 лет назад первой Государственной Думы России имело огромное значение не только для нашей страны, но и для мирового сообщества. В советский период нашей истории, несмотря на упразднение Госдумы, процесс развития парламентаризма не прерывался. Юбилейный год станет знаковым и для Комитета по обороне нынешнего созыва в плане законодательного обеспечения строительства Вооруженных Сил России. Мы будем добиваться дальнейшего решения социальных проблем военнослужащих и всех тех вопросов, которые напрямую касаются сферы военного строительства.



Красная Звезда. Москва

24 Января 2006 г.


Док. 296704
Перв. публик.: 24.01.06
Последн. ред.: 23.04.07
Число обращений: 451

  • Заварзин Виктор Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``