В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Аппетиты армии безмерны Назад
Аппетиты армии безмерны
Военные расходы финансируются по шести разделам федерального бюджета, в том числе ЖКХ, "Здравоохранение", "Образование", "Культура", отмечает председатель комитета по обороне Государственной Думы Виктор Заварзин

Виктор Михайлович , некоторые СМИ в последнее время сообщают, что предстоит очередное сокращение Вооруженных сил. Готов ли комитет по обороне Госдумы законодательно поддержать такие действия?

Да, такие разговоры ведутся в обществе. Скажем, говорят: мол, миллионная армия обременительна для страны и ее надо уменьшить до 600 800 тыс. военнослужащих. Но это, считаю, неприемлемо в принципе. Такое же мнение и у руководства Генштаба. Россия огромная страна, протяженность ее границ превышает 20 тыс. км. Надо иметь определенные минимально необходимые силы постоянной готовности для прикрытия этих рубежей. Мы не можем ориентироваться на пример западных государств, допустим, Германии или Франции, размеры которых на два порядка меньше РФ.

Минимальная численность Вооруженных сил России должна составлять 1 млн. 200 тыс. человек, что и определено указом президента Верховного главнокомандующего.

Многие ваши коллеги по депутатскому корпусу считают, что расходы на оборону должны составлять 3,5% от валового внутреннего продукта. Ваше отношение к этим требованиям? Как вы оцениваете военный бюджет страны на 2006 год?

На раздел "Национальная оборона" федерального бюджета 2006 года выделяется 667,3 млрд.

рублей. (15,6% от всех расходов).

Это очень много. По сравнению с текущим годом ассигнования на оборонные нужды увеличены более чем на 25%. Кроме того, военная организация страны финансируется еще по пяти разделам (ЖКХ, "Образование", "Культура и СМИ", "Здравоохранение и спорт", "Социальная политика"). В общей сложности это еще 132 млрд. рублей.

Крупномасштабных военных угроз для России сегодня нет.

Государству необходимо решать другие немаловажные задачи социальные, экономические, научно-технические и т. п.

Известна истина: сколько денег ни давай, всегда будет мало. В целом для Вооруженных сил, я считаю, бюджет-2006, так сказать, финансово более комфортный по сравнению с 2005 годом. Хотя проблем здесь все же хватает.

А какие именно вас особенно тревожат?

Несколько. В случае превышения фактической инфляции над расчетной, возможен дефицит средств на закупки ГСМ, оплату расходов ТЭК, воинские перевозки, продовольствие, закупки жилья. Поэтому мы предложили включить в закон соответствующую текстовую статью, которая давала бы правительству РФ возможность выделять дополнительные средства на этот случай.

В части социальной компоненты бюджета положительным является индексация с 1 января на 15% денежного содержания военнослужащих и соответствующий пересчет пенсий.

Кроме того, перспективным финансовым планом предусмотрено индексирование в 2007 году денежного содержания на 25%, а в 2008 году еще на 15%. Это в определенной степени компенсирует инфляцию, однако, к сожалению, не приведет к существенному улучшению материального положения военнослужащих.

Нужны более кардинальные решения для того, чтобы выполнить установку президента по повышению в течение 3 лет в 1,5 раза доходов в реальном выражении, или как говорят, жизненного уровня военнослужащих.

Другая нерешенная в бюджете-2006 проблема. По-прежнему в расчет пенсии военнослужащего-отставника вопреки действующему законодательству не включена реальная стоимость продовольственного пайка, который, по расчетам, будет стоить в будущем году 63,6 рублей.

Сейчас, напомню, для исчисления пенсий военнослужащим включается не стоимость продовольственного пайка, а размер суммы компенсации за продовольственный паек. Это всего 20 рублей. Для пенсионера эта разница ежемесячно составляет более 1 тыс. рублей.

Еще одна проблема оплата труда гражданских служащих структур Минобороны. Пока остается 20-процентный разрыв между размерами их зарплат и зарплат работников других ведомств. Есть также проблемы, связанные с возмещением транспортных расходов военнослужащим-контрактникам, с компенсацией им и членам их семей расходов на санаторно-курортное лечение.

Какие выводы сделаны на будущее комитетом по обороне и военными депутатами из операций органов безопасности и Вооруженных сил в Беслане и Нальчике?

В своем выступлении на совещании руководящего состава Вооруженных сил 9 ноября президент России отметил, что события в Нальчике показали, насколько эффективно действовали силовые структуры, в том числе части Вооруженных сил, нейтрализуя налет боевиков.

Бандиты получили достойный и жесткий урок. Это было достигнуто прежде всего в результате улучшенной координации между различными силовыми структурами. Оценка Верховного главнокомандующего свидетельствует о том, что после событий в Беслане в сентябре 2004 года были сделаны серьезные выводы прежде всего в плане координации действий силовых структур.

Тем не менее президент потребовал уделять самое пристальное внимание подготовке подразделений Вооруженных сил к участию в контртеррористических операциях. Проведенные в сентябре в Северо-Кавказском регионе командно-штабные учения дали ценный опыт в этой сфере, в том числе позволили глубоко отработать межведомственную координацию.

Вместе с тем серия терактов, совершенных в России в последнее время, потребовала выработки новой стратегии законодательного обеспечения противодействия терроризму, чтобы адекватно, своевременно и эффективно реагировать на возникающие угрозы. В этой работе мы учитываем международный опыт и новые подходы борьбы с терроризмом и, безусловно, ориентируемся на современную ситуацию в России и сопредельных государствах.

Для совершенствования законодательства необходимо сделать следующее.

Первое. Принять федеральный закон, имеющий самостоятельный предмет правового регулирования в сфере борьбы с терроризмом. Такой законопроект под названием "О противодействии терроризму" разработан при активном участии комитета по обороне, прошел первое чтение в Государственной Думе и готовится ко второму чтению. В документе устанавливается подробная законодательная регламентация механизмов принятия решений по участию войск и сил в контртеррористических операциях. В том числе во внутренних вооруженных конфликтах и миротворческих операциях.

Кроме того, регламентируется система управления Вооруженными силами и другими войсками при совместном решении антитеррористических задач в различных условиях обстановки.

Второе. Законодательством должно быть четко определено место каждого федерального органа исполнительной власти, участвующего в борьбе с терроризмом, сформулированы его задачи и четко обозначены функции, установлена система подчиненности при совместных действиях в различных ситуациях, последовательность и порядок координации действий. Поэтому система законодательства в сфере борьбы с терроризмом должна строиться на принципах обеспечения общегосударственных интересов, исключающих ведомственный подход.

Третье. Необходимо законодательно закрепить правовые механизмы безусловного и точного исполнения законов в сфере борьбы с терроризмом, включая механизмы четкого определения субъектов, несущих ответственность за результаты контртеррористических операций, установления их персональной ответственности.

Четвертое. Законодательно установить особенности прохождения военной службы в зоне проведения контртеррористической операции, а также создать государственную систему социальной медико-психологической реабилитации участников контртеррористических операций и жертв терроризма.

Это лишь основные направления совершенствования законодательства в сфере борьбы с терроризмом, которые должны получить соответствующее законодательное развитие.

Крупномасштабных военных угроз сегодня нет, а потому тратить на оборону 3,5% ВВП государство позволить себе не может



Независимая Газета. Москва

23 Декабря 2005 г.


Док. 296700
Перв. публик.: 23.12.05
Последн. ред.: 23.04.07
Число обращений: 408

  • Заварзин Виктор Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``