В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дебоширы в погонах Назад
Дебоширы в погонах
Законодатели спешат укрепить законодательную базу для наведения порядка в Вооруженных силах

Словно хроника боевых действий, приходят вести из воинских гарнизонов, причем далеко не всегда из неспокойной Чечни, а из мест несения воинской службы в мирной обстановке. Сахалин: солдат-срочник повесился прямо на территории части. Сибирь: в карауле по охране особо важного объекта часовой открыл стрельбу из автомата по сослуживцам, в результате чего один солдат получил смертельные ранения, а другой попал в больничную палату.

Российско-эстонская граница: двое солдат Псковского погранотряда, приняв "для храбрости" горячительный напиток, избили до полусмерти сержанта, прервавшего их незапланированное застолье, а затем с автоматами наперевес открыли стрельбу по автомашине, расстреляв трех гражданских лиц; при задержании вооруженных дезертиров один из них был убит У этих, как, впрочем, и других армейских ЧП, при разбирательстве найдется немало отличий, но в целом они отражают аксиому: в Российской армии с порядком не все в порядке. Ударим выговором Напасть, а именно так определяют отцы командиры с многозвездными погонами случающиеся в воинских коллективах громкие происшествия и преступления, пришла не вчера, да и уйдет, по всей видимости, не скоро.

А это означает, что с ней придется считаться, но не мириться. Напротив, как полагает председатель Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин , проблема воинской дисциплины и преступности военнослужащих уже вышла за рамки самих Вооруженных сил, сегодня она стала общегосударственной.

Эксперты, исследующие негативные процессы в воинских частях, давно пришли к выводу: дисциплина в армии показатель здоровья нации, внутренней устойчивости государства. Конечно, удобно ссылаться на наследие прошлого, которое и по сей день больно бьет по нынешним служивым, издержки воспитания, якобы имеющие корни еще с советских времен.

Еще недавно общество пытались убедить, что с приходом на воинскую службу бывалых контрактников не будет громких преступлений и происшествий. Их опыт, в том числе и житейский, как полагали, не позволит им в отличие от 18летних "сорванцов" идти против закона.

Но сегодня от этих оптимистичных прогнозов не осталось и следа. "Профи", как оказалось, не в меньшей мере склонны к правонарушениям. Причем по части поиска покупателей оружия, боеприпасов, других "товаров" из за гарнизонного забора они даже превзошли срочников.

Да и офицеры сегодня ударяются во все тяжкие гораздо чаще. По данным Главной военной прокуратуры, 10 преступлений в армии приносит офицерский корпус. В минувшем году, к примеру, два десятка командиров воинских частей пришлось привлекать к ответственности за хищения и злоупотребления должностными полномочиями, плюс 43 должностных лица из вещевых, финансовых, продовольственных и кадровых служб.

Выходит, профессиональная армия сама по себе не решает эту проблему. По словам Виктора Заварзина , нельзя "недооценивать отсутствие действенного механизма борьбы со всяким негативом в Вооруженных сила х". Дисциплинарный устав, кстати, писался во времена, когда о профессиональной армии шли лишь одни разговоры, отсюда и его упование исключительно на меры убеждения, которые требуется применять к нарушителям. Уже сегодня понятно, что без ужесточения дисциплинарной ответственности не обойтись, но только никак не пресловутыми выговорами. Контрактники, к слову, могут спокойно "коллекционировать" эти взыскания дюжинами, поскольку это никак не отражается на их службе.

Начальный этап формирования профи в любой армии еще не обходился без издержек. В США, к примеру, потребовался добрый десяток лет для того, чтобы наработать дисциплинарную практику в новых условиях, чтобы стабилизировать уровень преступности в армии. По этому же нелегкому пути, вероятно, предстоит пройти и нам, поскол ьку создание нормативной базы для службы отечественных профессионалов в погонах еще только начинается.

Арест до лучших времен Представим ситуацию, с которой реально сталкивается сегодня любой армейский начальник. Вечером в казарме обнаружился подвыпивший солдат, который "бузит ". Как усмирить такого рэмбо? С правовой точки зрения никак. Служивые с хорошей памятью могут, конечно, предложить изолировать буяна на пресловутой гауптвахте, от которой у многих бывших военных остались недобрые воспоминания. Но сегодня "губа" упразднена. Указом президента в июне 2002 года из Дисциплина рного устава исключено право на арест с содержанием на гауптвахте.

Конечно, это благо, что в армии наконец то восторжествовала Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в 1950 году.

Без судебного решения никто не может арестовать военнослужащего. Но этим же указом правительству было поручено в трехмесячный (!) срок представить законопроект, коллек касающийся применения к военным меры дисциплинарного взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте.

Прошло уже более 2,5 года, но законодатель молчит. Как пояснил глава думского Комитета по обороне, в Минюсте была сформирована рабочая группа по выработке правового соответствующего механизма, но каких то конкретных предложений до сих пор не появилось.

По мнению Виктора Заварзина , есть еще немало других "белых пятен", требующих незамедлительного законодательного вмешательства. Так, до сих пор в Уголовном кодексе РФ отсутствуют нормы наказания за совершение воинских преступлений в военное время или в боевой обстановке. Сегодня войска реально применяются в боевой обстановке в Чечне, в операциях по мандату ООН. Причем повышенный характер общественной опасности любого воинского преступления в этой обстановке очевиден. Однако действующие нормы "мирного" военно-уголовного законодательства этого не учитывают.

Более того, в УК хоть и есть глава "Преступления против военной службы", но она не в полной мере учитывает те преступления, которые совершаются должностными лицами с использованием своего служебного положения.

Парламентарии предлагают расширить УК за счет новых статей, где нашли бы отражение специфические виды должностных преступлений: отдача незаконного приказа, применение неуставных мер воздействия к подчиненным, превышение дисциплинарной власти, бездействие по службе. Кстати, законодательная инициатива не прошла мимо и новых веяний в армейской среде. К примеру, если командир не должным образом исполняет обязанности по реализации прав военнослужащего на социальные гарантии и компенсации, то это также предлагается считать преступлением.

Разумеется, верхом наивности будет считать, что в обществе, сотрясаемом разгулом преступности, можно создать чистую от этих же бед армию. Но если уж Россия не первый год строит правовое государство, то и создание правовых Вооруженных сил не будет лишним.

Наша справка

По данным Главного управления обеспечения деятельности военных судов, в 2004 году за различные преступления было осуждено 13 704 военнослужащих, что на 4,4% больше по сравнению с 2003 годом. Причем в Вооруженных силах отмечено увеличение количества осужденных на 9,9%, в Железнодорожных войсках на 2,9%, в Погранвойсках на 36,4%, в Федеральной службе охраны (с учетом ФАПСИ) на 20,3%. Меньше стало осужденных в погонах во внутренних войсках МВД России (на 3,2%), в МЧС и ГО (на 30,2%), в иных министерствах и ведомствах, где имеется воинская служба (на 20,5%).

***

Кстати

В Российской армии, к счастью, не выявлено порока, который захлестнул сегодня армию США, сексуальных преступлений.

Домогательства военнослужащих-женщин их коллегами-мужчинами стали бичом в подразделениях, расквартированных в Ираке и Кувейте. Да и в самих Штатах дамы в камуфляже вызывают не самые пристойные чувства у тех, кто служит рядом. Так, в одной из военных академий в Денвере зарегистрировано более 60 случаев домогательств. Пентагон для решения этой непростой проблемы и ведения профилактической работы вынужден был ввести должность специального координатора по проблемам сексуального домогательства. Главный борец за равные сексуальные права и достоинство по половому признаку должен в течение суток доложить "наверх" об имевшем место факте и с помощью многочисленного штата психологов и юристов принять все необходимые меры.




Россiя. Москва

31 Марта 2005 г.


Док. 296684
Перв. публик.: 31.03.05
Последн. ред.: 23.04.07
Число обращений: 364

  • Заварзин Виктор Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``