В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Заварзин: `Студенты, конечно же, должны служить. Но после окончания вуза` Назад
Виктор Заварзин: `Студенты, конечно же, должны служить. Но после окончания вуза`
Министерство обороны не намерено добиваться отмены отсрочек от призыва в Вооруженные силы, распространяющихся на студентов российских вузов. Об этом заявил министр обороны Сергей Иванов, выступивший во вторник в Госдуме в рамках "правительственного часа". В то же время именно Иванов перед самым Новым Годом весьма жестко высказался о необходимости ликвидации всех отсрочек от призыва. "Сейчас многие рассуждают по Шарикову, - говорил тогда министр, - на учет возьмусь, служить не пойду". По его словам, будет положен конец отсрочкам для "талантливых балалаечников, талантливых артистов". Был назван и срок принятия подобного решения - весна 2005 года. Разъяснить ситуацию с отсрочками от воинской службы в свете последних, весьма противоречивых высказываний представителей российского военного ведомства обозревателю Страны.Ru Никите Петрову согласился глава думского комитета по обороне Виктор Заварзин .
- Виктор Михайлович, количество отсрочек, судя по всему, будет сокращено, несмотря на то, что раньше министерство обороны уверяло, что этого не произойдет. Чем продиктована необходимость столь радикального решения?
- Дело в том, что если мы говорим о месте в мире, где сегодня находится Россия и вообще о крепости нашего государства, то мы не можем не говорить о Вооруженных силах как таковых, об их оборонной составляющей. Мы понимаем, какая сегодня сложная геополитическая обстановка в мире. Видим поползновения отдельных политических систем на постсоветском пространстве, что доказывает и Украина, и Грузия. Не можем забывать, что у нас впереди выборы в Кыргызстане, в Молдове, в Казахстане и так далее. В конце концов, в 2008 году выборы в самой России. Естественно, мы должны просто задуматься и как просто граждане, а депутаты еще и как законодатели: а что нужно сделать для того, чтобы все-таки мы были крепкими?
И здесь мы не должны забывать также и о том, а это еще с римских времен известно, что ни одно государство не подвергалось нападению, если оно было сильно изнутри, в том числе и в военном отношении. С этого я хотел бы начать.
Поэтому проблема укомплектованности Вооруженных сил солдатами, а также связанный с этим вопрос об отсрочках, уже давно являются для государства весьма и весьма актуальными. Сегодня на срочную службу призываются менее 10 процентов от числа молодых людей, подлежащих призыву. Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", принятым в 1998 году, предусмотрено 6 оснований для освобождения от призыва на военную службу и 15 оснований для отсрочки от призыва на военную службу. Еще порядка 10 оснований для отсрочки от призыва на военную службу в настоящее время предусмотрено указами президента. Итого набирается 34 категории граждан, законно не призываемых на военную службу. Без преувеличения скажу, что ситуация с призывом критическая, а количество отсрочек от службы неуклонно продолжает расти. Только за период 2000-2004 гг. в Государственной думе было рассмотрено более 30 законопроектов на эту тему! Мы считаем, что конституционная обязанность - проходить военную службу - должна выполняться всеми гражданами России призывного возраста. И из этого правила могут быть отдельные исключения. Сегодня же все наоборот - как раз исполнение этой обязанности и является исключением из общего правила. У нас по закону отсрочку имеют даже мужья престарелых и несовершеннолетних жен!
Кроме того, отсрочка от призыва на военную службу уже давно рассматривается многими как один из дешевых способов оказать дополнительную "социальную поддержку" слоям населения, находящимся в группе риска, или как возможность заинтересовать, привлечь гражданина в ту или иную отрасль экономики, в те или иные организации, решая тем самым их кадровые проблемы. В итоге - отсрочкой пользуется колоссальная по своему количеству армия граждан: это и сотрудники органов внутренних дел и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (ГУИН Минюста России), и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль), и таможенных органов, и налоговых органов, и МИДа России, и следователи органов прокуратуры.
Помимо них на военную службу не призываются ни сельские педагоги, ни сельские врачи, ни священнослужители, ни работники более чем 400 государственных организаций, перечень которых определен правительством. Возникает закономерный вопрос - кто должен служить в армии, ведь пока что военная служба по призыву не отменена? Учитывая все это, вокруг отсрочек постоянно ведутся споры, причем споры не безосновательные. Вывод один - пересмотр оснований для освобождения и отсрочки от призыва на военную службу назрел и необходим, как с теоретической, так и с практической точки зрения.
- Можно ли говорить, что в вопросах отмены отсрочек вы испытываете давление со стороны Минобороны?
- Нет. В прошлом году мы как никогда плотно поработали по вопросу изучения обстановки в армии. Провели 9 выездных заседаний. Проверили практически все Вооруженные силы, от тыла до Генштаба - нельзя, сидя в кабинете, изучить обстановку и сделать правильные выводы. У нас есть Конституция, где четко прописано, что каждый должен защищать Родину. У нас есть закон о всеобщей воинской обязанности, его никто не отменял, и поэтому мы не можем сейчас ставить вопрос: служить или не служить, такого понимания не должно быть. И я как председатель Комитета по обороне смело говорю: мы должны четко разобраться с этим положением и мы должны поставить все точки над "i".
- Давайте ставить точки. Студентов будут призывать в армию или нет?
- Давайте рассуждать спокойно. На мой взгляд, нецелесообразно "выдергивать" из вуза студента, проучившегося 1-2 курса, и призывать в армию. Безусловно, студент должен завершить учебу и потом пройти службу. Мы провели анализ в некоторых частях: до 40 процентов солдат до службы в армии нигде не учились и нигде не работали. Ну, а теперь посмотрим на то, что в армии есть высокоинтеллектуальные виды и рода войск: Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска, ВМФ, ВВС - им нужны грамотные люди. А где их брать?
Добавьте к этому, что, по данным Минобрнауки и Госкомстата, из выпускников вузов 1999-2000 гг. лишь 25 % получили направление на работу по специальности. Так это что значит? Получается, что остальным 75 % мы предоставляли отсрочку только для самого процесса обучения? Отучился, а потом мама, папа, правозащитники говорят: нет, тебя сейчас в армию заберут, ты берешь и поступаешь специально еще в какое-то заведение. А у нас положение таково, что только кандидат наук, доктор наук полностью освобождаются от призыва. Рационально ли это? Нет. С этой точки зрения студенты, конечно, должны служить, но после окончания вуза.
- Насколько известно со слов тех же военных, основной приоритет в комплектовании армии сегодня отдается не солдатам-срочникам, а военнослужащим-контрактникам. Зачем нам дополнительные солдаты в ситуации, когда, с одной стороны, армия и так сокращается, а с другой - часть ее переводится на контрактный принцип несения службы?
- На сегодняшний день сокращение Вооруженных сил уже завершено. Постоянный анализ проблем их комплектования, других войск, воинских формирований и органов, где граждане проходят военную службу по призыву (а это, прежде всего, пограничные органы ФСБ и внутренние войска МВД), убедительно свидетельствует о том, что комплектование должностей солдат, сержантов и старшин военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, пока еще остается основным способом комплектования.
Так, в 2004 году среди рядового и сержантского состава военнослужащие по призыву составили: в Вооруженных силах - 77%; в пограничных органах ФСБ России - 69%; во внутренних войсках МВД России - 83%. При этом реализация этого способа комплектования с каждым годом сопрягается со все большими трудностями, которые связаны с ограниченной численностью и низким уровнем призывного контингента. Это происходит по многим причинам, в числе которых: ухудшение состояния здоровья граждан (это и экология, и наркозависимость, и фактический развал системы профилактики заболеваемости, системы лечебно-оздоровительных мероприятий с подростками, развал спортивной инфраструктуры и отсутствие пропаганды здорового образа жизни вообще); резкий упадок престижа военной службы, который спровоцирован не только общим снижением уровня социального положения военнослужащих, но и в немалой степени развернутой в 90-х годах пропагандой отказа от военной службы любыми средствами (здесь принимали активное участие и средства массовой информации, и так называемые "правозащитные" организации, которые не только и не столько защищали и защищают призывников, сколько предоставляют им различные "услуги" для незаконного получения отсрочки от призыва на военную службу).
Наибольшую тревогу вызывают изменения в состоянии здоровья призывников. Как показывают итоги прошлого года, каждый третий призывник из числа явившихся на заседание призывной комиссии был освобожден или получил отсрочку от призыва по состоянию здоровья. Для сравнения: в 1998 году к таким относился лишь каждый пятнадцатый призывник. В числе призванных в прошлом году годные к военной службе по состоянию здоровья составили менее половины, остальные в силу их состояния здоровья не могли быть направлены на комплектование частей специального назначения, ВМФ, ВДВ, пограничных органов ФСБ России и ряда других.
При этом около четверти таких граждан до призыва на военную службу получили лишь начальное или основное общее образование и не могли быть направлены в учебные части для подготовки младших командиров и солдат-специалистов. А порядка 40 процентов до призыва длительное время нигде не работали и не учились.
Кроме того, по данным Госкомстата России, в Российской Федерации с 1988 года отмечен резкий спад рождаемости мальчиков: если в 1987 году их родилось 1 млн 250 тысяч, то в 1999 году - лишь 630 тысяч. Таким образом, уже в 2008 году мужчин призывного возраста будет еще в несколько раз меньше. И это при том, что, как я уже говорил, мы собираемся сократить срок службы по призыву. Я уверен, что российское законодательство должно более гибко реагировать на ситуацию с призывом. А сегодня, к сожалению, правовые нормы, влияющие на количество граждан, которые могут быть призваны на военную службу, совершенно оторваны от практики, не учитывают никаких изменений, но при этом постоянно развиваются.
- Какие виды отсрочек, на ваш взгляд, изжили себя вообще, а какие могут быть сохранены? Возможно ли, что законодатели ограничатся корректировкой формулировок предоставления отсрочек, ужесточат основания для их предоставления? Как, например, это было сделано в прошлом году в случае с "беременными женами" и "необходимостью ухода за престарелыми родителями"?
- Я не хотел бы сейчас опережать ситуацию и говорить о ликвидации каких-то конкретных отсрочек. Хотя есть среди них и совершенно абсурдные - я уже упоминал об отсрочке призывнику, имеющему престарелую и несовершеннолетнюю жену. Прежде чем говорить о конкретных отсрочках, нам еще необходимо проанализировать правоприменительную практику закона "Об альтернативной гражданской службе", который только начал действовать.
В 2008 году мы планируем сократить срок прохождения военной службы по призыву ровно вдвое - до одного года. Это неминуемо приведет к большей, в два раза, потребности в призыве на военную службу граждан. Закономерен вопрос: где мы их будем брать? В декабре на пресс-конференции в Госдуме я уже говорил о необходимости проведения законодательной ревизии существующих отсрочек. Как председатель комитета по обороне считаю, что, прежде всего, основанием для отсрочки от прохождения срочной службы должны стать медицинские показатели призывника.
Сейчас в комитете по обороне создана рабочая группа, которая изучает ситуацию, анализирует законодательство и будет предлагать пути решения проблемы. Вариантов много, но наша задача выбрать наиболее оптимальный путь пересмотра системы отсрочек. Конкретного законопроекта в комитете пока нет. Что же касается заявлений Сергея Иванова, то скажу, что ни Минобороны, ни правительство также не вносило в Государственную думу закон о ликвидации отсрочек.



Страна.Ru. Москва

24 Января 2005 г.


Док. 296661
Перв. публик.: 24.01.05
Последн. ред.: 23.04.07
Число обращений: 392

  • Заварзин Виктор Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``