В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
За Киотским протоколом - `оружие бедных` Назад
За Киотским протоколом - `оружие бедных`
Комитет Государственной думы по обороне рекомендует нижней палате ратифицировать протокол о запрещении или ограничении применения мин и мин-ловушек. Об этом сообщил во вторник Герой России, председатель комитета генерал-полковник Виктор Заварзин. Таким образом, Россия готовится поставить точку еще в одном длительном противостоянии с Западом и присоединиться к так называемой Оттавской конвенции 1997 года - международному договору, запрещающему применение, накопление запасов, производство и передачу противопехотных мин и требующему их уничтожения. "Ратификация протокола и вступление в силу не нанесет ущерба обороноспособности и безопасности страны", - заявил генерал. До этого официальная Москва придерживалась полярной точки зрения.

До недавнего времени ситуация вокруг противопехотных мин реально раскалывала мир на два лагеря. Это вызвано, в частности, тем, что сегодня по "минной" проблеме существуют два взаимоисключающих международно-правовых документа. С одной стороны, это "минный" дополненный Протокол II Женевской конвенции 1980 года, принятый в мае 1996 года, определяющий поэтапное и постепенное решение по ограничению и запрещению применения противопехотных мин. Силу закона конвенция имеет лишь для государств-участников, ратифицировавших ее. Участниками конвенции являются 68 государств, из которых 65 ратифицировали также Протокол II. В разработке этого документа Россия принимала активное участие. С другой стороны - Оттавская конвенция 1997 года, запрещающая применение, накопление запасов, производство и передачу противопехотных мин и требующая их уничтожения. На сегодняшний день Оттавский договор подписали 143 государства, в том числе и некоторые страны СНГ, и 123 - ратифицировали. Отметим, что многие нератифицировавшие документ государства, например, Украина сотрудничает по этой теме лишь в рамках программы Украина-НАТО по планированию и ликвидации последствий чрезвычайных катастроф, а также программы развития ООН.

К сторонникам незамедлительного запрета противопехотных мин относятся, как показывает практика, государства, для которых "минной" проблемы фактически не существует. Ну зачем эти мины, скажем, Канаде, у которой на одной границе - США, а на другой льды?! От запрета мин обороноспособность этой страны не снизится. А если необходимость в применении мин подобными странами вдруг появится - например, начнутся на ее территории масштабные боевые действия, то, как показывает опыт, отказаться от международного договора, ограничивающего возможности обеспечения национальной безопасности, не представляет особого труда. В этом же лагере - нейтральные страны, не производящие, не применяющие и не планирующие применять противопехотные мины, а также развивающиеся страны, например, в Африке и Латинской Америке, где за долгие годы войны и вооруженных конфликтов противопехотные мины применялись довольно широко и которые ожидают от международного сообщества помощи в разминировании.

По другую же сторону баррикад - те страны, которые в силу военных, геополитических, экономических причин пока не готовы на этот шаг. США, например, в случае полного запрещения ППМ столкнутся со сложной проблемой разминирования и последующего прикрытия другими средствами демилитаризованной зоны на Корейском полуострове. Военные специалисты министерства обороны США отмечают также, что в случае отказа от применения мин резко снизится эффективность боевого применения 35 других систем оружия, рассчитанных на их совместное использование. В частности, без сковывающего действия противопехотных мин снизится надежность поражения противодействующей группировки противника в районе ее сосредоточения дальнобойной артиллерией и высокоточными ракетными системами. Более того, по результатам моделирования боевых действий в Азиатско-Тихоокеанском регионе потери в случае отказа от применения противопехотных мин могут возрасти до 15 процентов в живой силе и до 35 процентов в технике, а в европейских условиях - до 35 и 40 процентов соответственно.

Кроме США, не подписали Оттавскую конвенцию и другие основные "минные" державы: Россия, Китай, Индия, Пакистан, Израиль. Это не значит, что, например, Россия отказывалась полностью запрещать противопехотные мины. Москва поддерживала эти процессы (реальный вклад - Россия объявила мораторий на экспорт ППМ, не оснащенных механизмом самоликвидации и не обнаруживаемых общедоступными миноискателями, в декабре 1994 года, в декабре 1997 и в 2002 года продлила его действие еще на 5 лет - ред.). Но при этом Россия выступала за поэтапное и постепенное продвижение к этой цели, считая, что немедленное присоединение к Оттавской конвенции, как того требуют некоторые государства, наиболее активно занимающиеся "минными" проблемами, нереализуемо. Прежде всего с оборонной, финансовой и технической точек зрения. Ведь даже утилизация вооружения требует очень больших финансовых средств...

К тому же, остается актуальным тезис, что немедленное запрещение противопехотных мин лишит Вооруженные Силы России одного из самых дешевых и эффективных видов оборонительного оружия, заменить который в настоящее время альтернативными системами не представляется возможным. По мнению экспертов, резко снизятся возможности по охране государственных границ от проникновения террористических групп, незаконного ввоза оружия, наркотических средств, а также по прикрытию важных военных и промышленных объектов.

Еще год назад предварительные оценки экспертов показывали, что на разработку альтернативных систем и накопление их минимальных запасов потребуется до 10 лет. Вот что говорит об этом сегодня председатель думского комитета по обороне генерал-полковник Виктор Заварзин: "Комитет рассмотрел проект закона о ратификации протокола о запрещении или ограничении применения мин. Несмотря на введение ряда дополнительных ограничений, протокол этот позволяет сохранить на вооружении российской армии противопехотные мины, являющиеся одним их самых дешевых и эффективных видов оборонительного оружия", - сказал генерал. Ратификация протокола, подчеркнул парламентарий, позволит России стать полноправным участником этого международного договора, а также обеспечить режим охраны границ России и некоторых стран СНГ. Кроме того, она облегчит разработку альтернативных противопехотным минам видов оружия, поможет избежать обвинений в адрес России при применении противопехотных мин в случае вооруженного конфликта.

Между тем после военных конфликтов, кроме мин, на земле и в земле остаются тысячи и тысячи неразорвавшихся снарядов, бомб. Их в десятки и сотни раз больше, чем мин. И они так же, как и противопехотные мины, обладают отложенным и неизбирательным действием, многократно увеличивают вероятность гибели и ранения гражданского населения. И большое число их жертв приходится на те регионы, где боевые действия уже закончились. В сложившейся ситуации мировое сообщество, и Россия здесь на первых ролях, предпринимает меры, направленные как на устранение последствий военных действий, так и на предотвращение несчастных случаев.

Специалисты из России содействуют гуманитарному разминированию в Боснии, Сербии, Хорватии, во Вьетнаме, Анголе, Эфиопии и других странах - это приносит нашей стране валюту. Российские военные инженеры и саперы не прекращают операции по разминированию, в частности, на территории Чечни и Дагестана. К тому же, до сих пор страдают от этого опасного наследия Второй мировой войны некоторые регионы России, в частности Калининградская область, где выезды саперов на очередное разминирование там являются обычным делом.

Однако отметим, что и в вопросах "минной проблемы", от которой гибнут тысячи людей и десятки тысяч остаются калеками, действуют двойные стандарты. Так, западные противники мин, требовавших присоединения России к Оттавской конвенции, почему-то уже более 40 лет отказываются рассматривать вопрос о запрете снарядов и бомб, не имеющих механизмов самоликвидации. Россия в одностороннем порядке в снарядах, в частности к пушке танков Т-72, Т-80, Т-90, применяет устройство, обеспечивающее обязательный подрыв снаряда после истечения нескольких десятков секунд. Ни один западный танковый снаряд таких устройств не имеет.

К странам с наиболее неблагоприятной минной обстановкой, имеющим на своей территории более 1 миллиона необнаруженных противопехотных мин, эксперты ООН относят Египет, Иран, Анголу, Афганистан, Ирак, Камбоджу, Боснию и Герцеговину, Вьетнам, Мозамбик, Судан, Сомали. Существует также большая группа стран, на территории которых установлено от нескольких сотен тысяч до одного миллиона активированных мин. По данным специалистов, в результате целенаправленных усилий международного сообщества за последние пять лет было уничтожено более 34 миллионов противопехотных мин. Однако еще более 230 миллионов единиц этого оружия до сих пор находится в арсеналах 94 государств. В результате безответственного применения этого вида оружия (отсутствие регистрационных документов о местоположении минных полей, данных о типах, количестве, способе и дате установки, наличии элементов неизвлекаемости и т.д.) затрудняется разминирование, становятся непригодными для использования огромные территории, задерживается экономическое развитие участвующих в военных конфликтах стран, осложняется репатриация беженцев, обостряются социальные проблемы.


Страна.Ru.Сюжеты дня. МОСКВА

5 октября 2004 г.


Док. 296617
Перв. публик.: 05.10.04
Последн. ред.: 23.04.07
Число обращений: 372

  • Заварзин Виктор Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``