В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Бандиты стреляют по детям сквозь бреши в законах Назад
Бандиты стреляют по детям сквозь бреши в законах
В конце августа - начале сентября первые лица государства назвали происходящие в России трагические события войной. Так определил цепь террористических актов президент страны Владимир Путин, добавив при этом такое беспощадно точное понятие, как "террористическая интервенция". Но законодательство наше создавалось в расчете на борьбу с бандитизмом в мирных условиях, и столь трагического поворота событий в нем явно не предусмотрено. Как закрыть те законодательные бреши, через которые бандиты стреляют в наших детей? С этим вопросом мы обратились к председателю комитета Государственной думы по обороне Виктору ЗАВАРЗИНУ

- Вы правильно обратили внимание на выступления первых лиц государства, определивших происходящее в России как войну международного терроризма против нашей Родины. И осенним наступлением террористы продемонстрировали не только попрание норм международного права и человеческой морали, но и создаваемую ими реальную, уже никем не оспариваемую угрозу национальной безопасности России. И законодатели обязаны в этих условиях предоставить тем, кто борется с террором, новые возможности для уничтожения его на всех стадиях.

Правовое поле России - это составная часть международного правового пространства. Поэтому несовершенство международного права адекватно проявляется в законодательстве Российской Федерации. Убежден, что комитету Государственной думы по международным делам и Министерству иностранных дел нужно сделать все необходимое, чтобы привести международное право в соответствие с реалиями дня и прогнозами их негативного развития. Для этого необходимо срочно создать специальную международную комиссию, наделенную мировым сообществом полномочиями по отнесению тех или иных организаций к террористическим, предъявлению к ним требований по самоликвидации и, если это необходимо, принятию решений на привлечение военной силы для их уничтожения. По-хорошему не понимают, поймут по-плохому.

К сожалению, и в российском законодательстве есть недостатки, не позволяющие эффективно бороться с терроризмом. Ведь объявление осенней террористической атаки на страну - это не метафора, а дефиниция. И очень точная. Я мог бы привести множество аргументов, подтверждающих этот тезис, но ограничусь двумя: во-первых, и воюющие в традиционных войнах стороны, и террористы используют схожие формы боевых действий, соединяющие в себе как элементы общевойскового боя, так и методы партизанских действий; во-вторых, и те и другие используют одинаковые силы (не по количеству, а по качеству подготовки) и одинаковые средства насильственных действий или вооруженной борьбы.

Такая постановка вопроса обязывает нас задуматься об отнесении борьбы с терроризмом к сфере обороны страны, а также о законодательном закреплении оценки международного терроризма как социально-политического явления, представляющего угрозу национальной безопасности России, с вытекающим отсюда правом применения Вооруженных сил Российской Федерации в антитеррористических операциях.

Срочно необходимо законодательно закрепить в качестве приоритетных такие принципы антитеррористической борьбы, как защита жизни и здоровья лиц, подвергшихся опасности в результате террористической акции и персональной ответственности руководителя контртеррористической операции за ее результат.

Есть еще одна проблема - пособничество. Увы, в нашем законодательстве пособничество в подготовке и совершении террористического акта не рассматривается как террористическая деятельность.

Принципиально ущербным, на мой взгляд, является отсутствие правовой оценки попустительства и терпимости к террористам, особенно со стороны должностных лиц или органов государственной власти и управления. Ведь на территории некоторых субъектов Российской Федерации до недавнего времени существовали чуть ли не санатории для террористов. А официальные лица в этих регионах делали вид, что им эта информация просто неизвестна.

На наш взгляд, настала пора определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять централизованное управление антитеррористической деятельностью и проведением антитеррористических операций. Он, как видится, должен иметь своих представителей в регионах России, причем представителей профессионально подготовленных для организации и проведения антитеррористических операций, способных взять на себя руководство штабом операции и нести ответственность за ее итог.

Мы срочно должны исправить еще один пробел в нашем законодательстве. Ведь у нас до сих пор не определены условия и пределы применения физической силы военнослужащими Вооруженных сил РФ, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники в период проведения контртеррористической операции. А все это значительно снижает ее эффективность.


Единая россия. Москва

13 сентября 2004 г.


Док. 296616
Перв. публик.: 13.09.04
Последн. ред.: 23.04.07
Число обращений: 406

  • Заварзин Виктор Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``