В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Фадеев. Надо думать, как объединить 300 миллионов человек из СНГ в силу, готовую конкурировать с Китаем и ЕС Назад
Валерий Фадеев. Надо думать, как объединить 300 миллионов человек из СНГ в силу, готовую конкурировать с Китаем и ЕС
Выступление Валерия Фадеева, главного редактора журнала "Эксперт" на Пленарном заседании: Реалистические итоги года революций и перспективы развития Евровостока в следующем политическом сезоне 1 июля 2005 года

Я хочу затронуть хозяйственный аспект того, что мы обсуждаем. Потому что хозяйственный аспект, экономическая мощь страны и экономика любой страны имеет непосредственное, а может быть и главное значение, является базой суверенитета, который мы обсуждаем второй день. Мы находимся в плену теорий, очень старых теорий, которые оказываются правильными только в устойчивой ситуации. Но как только ситуация меняется более или менее радикально, теории оказываются неверными.

Одна из главных теорий, на которой основывается якобы международная торговля и международное экономическое взаимодействие, это то, что называлось лет 200 назад фритредерством - теория свободной торговли. Это открытые границы и никаких таможенных пошлин. Совершенно всем ясно, якобы, что свободная торговля ведет к увеличению добавленной стоимости для каждой страны и, что все богатеют в результате торжества свободной торговли. Это концепция очень старая.

Есть и другая теория, о которой любили говорить лет 20 назад. Развитые в экономическом отношении страны, развились до такой степени, что теперь они будут переносить промышленное производство в развивающиеся страны, сбрасывая туда экологические риски, сбрасывая туда тяжелый физический труд, а управлять всем будут из развитых стран, потому что финансы все остаются в их руках, в их руках остается политическое влияние, влияние технологическое, влияние дизайна и так далее.

Вот свежая история из этой области. В январе 2005 года истек срок соглашения по текстильной продукции и тканям между объединенной Европой и Китаем. Срок соглашения истек, и Китай получил возможность поставлять в Европу все, что он хочет. За три месяца, за первый квартал этого года поставки китайской текстильной продукции и тканей увеличились примерно на 400%, в пять раз за три месяца. Особенно быстро выросли поставки мужского белья на 450%, а это полмиллиарда долларов. Совершенно ясно, что при таких темпах, при такой скорости экспансии все европейские мужчины будут ходить в кальсонах китайского производства. 200 миллиардов долларов - это емкость рынка в Европе. Эти 200 миллиардов долларов совершенно очевидно, в ближайшие пять, семь, может быть, десять лет будут захвачены китайцами. И сделать ничего нельзя.

Министр торговли Мендельсон посчитал своим великим достижением, что он сторговался с китайцами, что в ближайшие годы рост поставок текстильной продукции в Европу не будет превышать 7,5% в год. Рост поставок, хочу заметить, что это как раз темпы роста удвоения ВВП 7,5%. То есть, это минимум для них, они могут удвоить за 10 лет поставки. Могут упятерить, могут удесятерить. Перед нами колоссальная экономическая мощь и на фоне этой мощи все красивые теории начинают сыпаться, рушиться и никакое фритредерство не работает.

Никакие концепции о том, что кто-то якобы будет управлять этой гигантской экономической машиной извне, не работают. Там в стопочке лежат книга изданная издательством "Европа", книга Фридриха Листа вместе с добавлением Менделеева и Витте, обязательно возьмите, кто еще не взял, и прочтите книгу, написанную 140 лет назад. Все было известно 140 лет назад. Про протекционизм, про либерализм, про фритредерство, когда это работает, зачем это работает, кому это выгодно.

Когда мир переходит из фазы стабильности в фазу нестабильности, все красивые теории рушатся и вылезают вечные ценности - сила, деньги, влияние. Мы в России в плену старых теорий. Мы открываем границы, у нас красивые теории про развитие высоких технологий, про технопарки, про диверсификацию производства. Мы стесняемся того, что в России находится 30% мировых запасов сырья, мы стесняемся того, что Россия вышла на первое место в мире по экспорту нефти. Мы стесняемся, что в сущности Россия энергетическая сверхдержава. Это неудобно, это не прилично. Кальсоны китайские прилично, а энергетическая сверх держава не прилично.

Европейцы, когда говорят об интеграции, имеют в виду мощность, эту колоссальную мощность 500 миллионов человек и объединенных стран. И нам нужно говорить о мощности. Население Советского Союза составляло почти 300 миллионов человек. А если говорить об экономике, мы должны думать, как попытаться создать новую единицу, мировую, геоэкономическую единицу, как объединить наши страны, страны СНГ, эти 300 миллионов человек. Эта та мощность, которая позволит играть на равных с Европой и с Китаем, а в некоторых аспектах, и с Соединенными Штатами. И я считаю, что мы должны в связи с этой темой, попробовать вовлечь бизнес в наш общественный процесс, то есть тех, у кого есть жесткие, конкретные интересы, связанные с взаимодействием наших стран.

01.07.2005
http://www.europeforum.info/speech/99010767

Док. 296488
Перв. публик.: 01.07.05
Последн. ред.: 20.04.07
Число обращений: 390

  • Фадеев Валерий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``