В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Фадеев. Интервью Кремль.ORG Назад
Валерий Фадеев. Интервью Кремль.ORG
Валерий Фадеев, Главный редактор журнала "Эксперт", говорит об окончательной редакции закона "Об общественной палате" и проблемах, которые могут ожидать ее в ближайшем будущем.

- Удовлетворены ли вы окончательной редакцией закона "Об общественной палате"?

- Институт общественного проектирования, директором которого я являюсь, активно участвовал на начальном этапе разработки концепции этого законопроекта. Затем концепция поступила в Государственную Думу, где была создана рабочая группа при участии депутатов и представителей институтов гражданского общества, 30-40 человек. Уже в рамках профильного комитета, который возглавляет Попов Сергей Александрович, долго шли дискуссии, в которых я тоже участвовал. Концепцию законопроекта, уже подписанную президентом, передали в администрацию, они тоже участвовали в процессе. В целом, все были удовлетворены качеством документа, и президент внес его в Думу. Насколько я понимаю, после второго чтения концептуальных изменений в законопроекте не было, поэтому я, как один из разработчиков закона, вполне доволен.

- Что будет гарантией того, что Общественная палата не станет декоративным институтом?

- Гарантией будет активность и серьезность тех людей, которые попадут в общественную палату, ничего другого быть не может. Здесь нельзя уповать на законодательные гарантии.

- По мнению нашего президента, сверхзадачей Общественной палаты будет создание еще одного канала влияния граждан России на работу исполнительной власти. Разделяете ли Вы его точку зрения?

- Это будет канал влияния на законодательную и исполнительную власть. Очень важно, что президент сказал, что это будет еще одним из каналов, новый канал, и у этого канала есть шансы стать мощным. Сейчас часто говорят, что все остальные коммуникации будут закрыты и будет одно как бы Министерство по делам гражданского общества, но это ерунда, конечно. Есть надежда, что это будет новый мощный канал, посредством которого взаимодействие разных слоев общества, институтов гражданского общества с ветвями государственной власти - усилится.

- Вы сказали, что все будет определять активность членов палаты, значит ли это, что кадры будут решать судьбу этого органа?

- Почти всегда все решают люди. Сейчас важнейший момент, кого выберет президент, кто будут эти первые 42 человека в соответствии с законом.

- У Вас есть предположения относительно кандидатур?

- Разные люди готовят свои предложения, в том числе и в администрации президента, закон-то президентский.

- Какими качествами должен обладать член палаты?

- У этого человека, несомненно, должна быть гражданская позиция, интеллектуальная позиция относительно того, как развивается наша страна и какой она должна быть в перспективе. Этот человек должен глубоко понимать важнейшие процессы развития страны, и политические, так и экономические, в этом тоже придется разбираться. Они должны быть адекватны сложности процессов развития России, то есть, это должны быть очень глубокие и содержательные люди, это, во-первых. Во-вторых, они должны уметь донести свою точку зрения. Скажем, по закону палата должна подвергать экспертизе важнейшие законопроекты в Государственной Думе. Значит, мало того, что они должны разбираться в тех процессах, которые будут регулировать эти законы, они должны еще и убедить, в случае своего несогласия, законодателей в том, что надо что-то исправлять. То есть это должен быть "первый сорт" людей.

- Получается, они должны иметь четкое представление о национальной стратегии, которая пока что ни кем не сформулирована?

- Они должны сами участвовать в выработке этой стратегии. Как представители общественных сил они должны пытаться влиять на выработку этой стратегии.

- Как бюджетное финансирование отразится на независимости Палаты, и в какую сумму обойдется налогоплательщикам этот орган?

- Финансирование из государственного бюджета - наименее обремененное финансирование, наименее обязывающее, просто потому, что частное финансирование всегда обязывает больше. Кроме того, не к лицу членам палаты, с качествами, которые мы так пафосно описали, бояться, что какие-то чиновники смогут как-то повлиять на их убеждения и мировоззрения тем, что сократят финансирование палаты.

- То есть, кроме высоких моральных качеств, они должны к тому же быть богатыми?

- По крайней мере, они должны иметь свой кусок хлеба. Если состав будет такой, который будет думать: а что нам дадут чиновники в следующий раз, больше или меньше денег, больше или меньше денег мы сможем потратить на командировочные, то такая палата просто не нужна. Относительно бюджетных расходов. Сейчас идет подготовка, наброски регламента работы палаты, ведутся какие-то оценки бюджета, но я не думаю, что это большая сумма, это очевидно. Место расположения - Москва, но здание пока не известно.

- Как вы думаете, где самое слабое звено Общественной палаты, какие риски могут подстерегать этот проект?

- Главный риск я вижу в том, что палату попытаются увести в поле второстепенных проблем. Например, используя мощность потока законопроектов, которые проходят через Государственную Думу, а она очень велика, попытаются забросать палату незначительными законопроектами, заняв членов палаты второстепенной работой. Я думаю, что вот здесь может быть большой риск.

- На чем должна больше сосредоточиться палата: на экспертизе законопроектов или, все-таки, на контроле за исполнительной властью?

- Тут от ситуации будет зависеть. Скажем, в прошлом году было довольно много очень важных законов, например закон "О монетизации льгот", несомненно, подобными вещами палата должна заниматься. Законопроекты, связанные с избранием губернаторов - тоже прерогатива Палаты. Если в политическом поле будут законопроекты, серьезно затрагивающие жизнь людей, широкие социальные группы, политическую систему, тогда, конечно, палата должна акцентироваться на этих законопроектах. Если таковых нет, значит, больше контролировать. Я думаю, что упор будет сделан на обсуждении политических инициатив, которые потом выливаются в законопроекты, подобно монетизации льгот.

- А кто будет отделять первоочередность задач?

- По закону палата сама имеет право выбирать законопроекты для экспертизы. Но, учитывая плюрализм мнений, могут воспользоваться неразберихой и выводить палату на второстепенные вопросы. Мало ли групп, группировок, политических, хозяйственных, кому палата, если она будет серьезным проектом, может встать поперек горла.

- Придуман ли механизм пресечения этих попыток?

- Вы имеете в виду лоббирование и взятки? По возможности да, но политика - это же большая игра и её интересы наверняка распространятся и на этот новый орган. Это еще одна угроза.

- А Вы сами примете участие в ее работе?

- Я бы не хотел, у меня очень много другой работы. Я не рассчитываю, что меня кто-то позовет в Общественную палату. Я всего-навсего участвовал в подготовке законопроекта.

Беседовала Инесса Ульянова
07.04.2005
http://www.kreml.org/interview/83367529

Док. 296466
Перв. публик.: 07.04.05
Последн. ред.: 20.04.07
Число обращений: 391

  • Фадеев Валерий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``