В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Фадеев: Общественной палате угрожают атаки лоббистов Назад
Валерий Фадеев: Общественной палате угрожают атаки лоббистов
В Госдуму в ближайшее время может быть внесен законопроект об Общественной палате РФ, работа над которым началась в сентябре сразу после обнародования известных "антитеррористических" инициатив Путина. Об основных положениях будущего закона корреспонденту "Росбалта" рассказал член экспертной группы при комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, сопредседатель "Деловой России" Валерий Фадеев.

- Чем будет заниматься Общественная палата (ОП) и какими полномочиями предлагается наделить ее членов?

- Главная задача ОП - экспертиза законопроектов, в первую очередь тех, которые связаны с изменением Конституции и затрагивают права и свободы граждан. Также на палату будет возложена функция общественного контроля за деятельностью исполнительной власти. Члены ОП смогут участвовать в работе коллегий министерств и ведомств, направлять запросы в органы власти и приглашать их руководителей для обсуждения наиболее острых и актуальных проблем. Кроме того, рассматривается возможность создания общественных советов при федеральных министерствах. Наконец, третья задача ОП - поддержка инициатив гражданского общества и содействие развитию его институтов, в том числе через госфинансирование.

- В России уже существовала Общественная палата при президенте, однако работа этого органа была фактически парализована самой исполнительной властью. Будет ли обеспечена реальная независимость и дееспособность ОП? Не повторит ли она судьбу предшественницы?

- Это будет совершенно самостоятельный орган - ни при президенте, ни при парламенте. От модели 1994 года мы отказались сразу. Влиять на ОП не сможет ни исполнительная, ни законодательная власть. Членство в ОП госслужащих и представителей политических партий будет запрещено. Таким образом, концепция законопроекта предполагает максимальную деполитизацию деятельности палаты.

- А финансироваться она должна из бюджета?

- Да, но одно принципиальное уточнение: речь идет о финансировании аппарата и технических служб, сами же члены ОП будут работать исключительно на общественных началах, без зарплаты и каких-либо привилегий.

- Если новая ОП действительно станет, как вы утверждаете, независимым органом, означает ли это, что ни президент, ни Госдума, ни Совет Федерации не смогут напрямую участвовать в ее формировании?

- Почему же, смогут. Мы предлагаем такую схему: одну треть членов палаты (36 человек) по согласованию с парламентом и, возможно, правительством назначает президент. Вторую треть кооптируют в состав палаты уже назначенные члены из списка представителей от общественных организаций и объединений, зарегистрированных Минюстом и подавших заявки на участие в ОП. Оставшаяся треть членов палаты, скорее всего, будет избираться. Механизм выборов сейчас обсуждается. Возможен вариант учреждения неких ассамблей или конференций в каждом из федеральных округов. В состав этих ассамблей войдут представители региональных и межрегиональных общественных организаций, они и решат, кого делегировать в ОП. Но это пока только наметки, технологию проведения выборов еще предстоит прописать.

- Некоторые наблюдатели высказывают опасение, что ОП может стать удобной площадкой для парламентского лоббизма. Разделяете ли вы это мнение?

- Надо признать, что такая опасность существует. Площадка, где обсуждаются законопроекты, всегда может быть подвергнута атаке лоббистов. И чем влиятельнее и авторитетнее будет ОП, тем сильнее будет эта атака. Нужно быть готовым к такому повороту.

- Сможет ли ОП блокировать принятие каких-либо непопулярных или общественно опасных, с ее точки зрения, решений правительства или президента, накладывать вето на законопроекты?

- Однозначно нет. ОП не является органом власти; это структура общества, а не государственный институт. Сила общества - в мнении граждан, и ОП должна стать его выразителем. Поэтому ее решения будут носить, главным образом, рекомендательный характер.

- Критики президентских инициатив утверждают, что в большинстве демократических стран нет органов, подобных ОП, потому что представительскую и экспертную функции там осуществляют парламенты...

- Во-первых, во многих странах с развитой демократией есть институты такого рода - например, во Франции и Испании. Во-вторых, сильный парламент возможен только при широком народном представительстве, которое, в свою очередь, обеспечивают массовые и авторитетные политические партии. У нас пока что - за исключением, разве что, "Единой России" и КПРФ - таких партий нет. И неизвестно, сколько времени нам понадобится, чтобы через реформу партийной системы прийти к сильному и эффективному парламентаризму. Кроме того, не следует забывать, что парламент - это всегда политическая борьба. А ОП, как мы ее задумываем, должна быть вне политики.

- Когда и кем - президентом или депутатами - законопроект будет официально внесен в Госдуму?

- Скорее всего, это произойдет уже в декабре. Большинство разработчиков проекта считают, что было бы правильно, если бы его внес президент, поскольку именно он выступил с инициативой создания ОП.

18.11.2004
http://www.rosbalt.ru/2004/11/18/185659.html

Док. 296452
Перв. публик.: 18.11.04
Последн. ред.: 20.04.07
Число обращений: 387

  • Фадеев Валерий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``