В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Думские мысли о главном Назад
Думские мысли о главном
Призрак прошедшей сессии и в каникулы не дает отдохнуть

Если учащийся народ уже с грустью отсчитывает последние вольные недельки, то у парламентариев все наоборот: сессия только-только завершилась, а каникулы только начались. Но прежде чем отправиться в законный отпуск (куда - еще не придумал), депутат Госдумы РФ Владимир ЖИДКИХ нашел время и силы поделиться с читателями "Буфф-сада" некоторыми сведениями государственной важности и обычно не афишируемыми лично-столичными впечатлениями.

- Владимир Александрович, отчитайтесь о содеянном Думой IV созыва - как это выглядит в цифрах?

- Статистика первой сессии такова: принято 5 федеральных конституционных законов, одобрено 127 новых федеральных законов и ратифицирован 21 международный договор, из которых президент подписал уже 101 закон. Но главное, к чему Дума шла последние три года, - приняты законы о разграничении функций и полномочий между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления.

- А что из этого имеет особенный томский "колорит"?

- Удалось сохранить в Бюджетном кодексе положение о закрытых территориях.

Цена этого вопроса для Северска - 1,5 миллиарда рублей в год. "Продавить" интересы ЗАТО удалось только благодаря хорошей командной работе группы депутатов с томичами в том числе.

- Но приняты и законы, которые вместо аплодисментов в народе вызывают митинги протеста. Например, о монетизации - вы голосовали "за"?

- Я поддержал решение о переходе с натуральных льгот к денежным компенсациям.

Во-первых, потому что до сих пор подход к этому делу был дифференцированным. Там, где лучше экономические возможности (например, в Москве или Питере), льготники получали больше, чем в "бедных" регионах - а это несправедливо. Во-вторых, потому что считаю прежнюю систему очень криминализованной - никто не следил за ценообразованием, плохо контролировалось распределение "благ", так что выделенный на защищаемого человека рубль до него зачастую не доходил.

- Было плохо, а станет?

- Да, мы стремились максимально улучшить положение льготников. И это удалось: если в 2004 году бюджет планирует потратить на их поддержку менее 40 миллиардов рублей, то в 2005-м - свыше 170 миллиардов. А разделение армии льготников на "федеральных" и "региональных", которое так пугает, произошло потому, что распределились полномочия между центром и субъектами Федерации. Теперь самая насущная задача региональных властей - привести свое законодательство в соответствие федеральному так, чтобы объем "местных" льгот не уменьшился.

- Еще томичам не добавляют уверенности в завтрашнем дне ползающие вокруг слухи о грядущих укрупнениях. Вот пермяки же уже слились...

- Объединение Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области в Пермский край показало, что это очень сложный процесс с множеством подводных камней, а главное - росчерком пера запустить его практически невозможно. В данном случае на этот счет было волеизъявление граждан обеих объединяющихся территорий - большинство высказалось "за" на референдуме. Это конституционный процесс, и через самоопределение жителей переступить просто невозможно. У нас не тоталитарный, не унитарный режим, а демократическое федеративное государство: мы это декларируем всему миру, и мир начинает привыкать... Объединение Томской области с какой-то другой невозможно, пока мы сами не проголосуем за это. И даже если вдруг проголосуем, то процесс сразу не начнется - это как минимум пятилетка. Я считаю тему слияния территорий не просто преждевременной, а вредной даже. Народ по этому поводу волнуется и паникует, но ведь пока нечего обсуждать! Так же вредной я считаю тему объединения Томска с Северском и Томским районом. Вместо того чтобы приблизить власть к народу, глобализировать ее в своих масштабах? А смысл?

- В Томске у вас были свои, родные, союзники и противники. А там как?

- А там все по новой: коллектив в 450 человек, все очень амбициозные и разные.

К сегодняшнему дню я добился какого-то положения среди них: ко мне уже прислушиваются, предлагают выступать...Но я для них не "вновь ввалившийся", поскольку со многими знаком по прежней работе в Совете Федерации. У меня есть в Москве своя история - интеллектуальная и кредитная. В смысле кредита доверия...

- Но вот томичи - любители парламентских "телесериалов" как-то мало вас на экране замечали...

- Когда человек на пленарной части выходит к микрофону и задает вопросы по законопроекту, можно сделать три вывода: либо он отсутствовал в процессе его подготовки, либо он использует возможности парламентских СМИ для собственного пиара, либо (что не так уж часто бывает) его вот только что тут осенило. Я член центрального политического совета "Единой России", участник всех президиумов фракции, заседаний палаты Думы, парламентских слушаний. Там - вся предварительная работа, уточнения и корректировки. Результатом этого как раз и должен быть многократно перекроенный компромиссный вариант, за который я готов буду проголосовать.

Кстати, такая деталь: когда регламент жесткий, а вопрос большой, то слово предоставляется каждой фракции - по одному выступающему. Так у "Единой России" получается "большинство наоборот": времени нам дают столько же, сколько меньшей фракции - КПРФ, еще меньшей - "Родине", еще меньшей - ЛДПР, а кроме того, у нас есть пять независимых депутатов, и они имеют такое же право по любому законопроекту от самих себя выступать... Но эксперты отмечают, что в Думе IV созыва значительно более профессионально проходят документы, чем в предыдущей. А Кудрин мне сказал как-то: "Мы сразу после выборов радовались, что "Единая Россия" столько мест в парламенте получила, но никак не предполагали, что с вами так трудно будет работать...

- Кстати, как вам работается с коммунистами? У них к единороссам мало симпатии...

- Вы знаете, одним из первых меня поздравил с избранием Геннадий Зюганов - он рядом со мной сидит. Они выбрали определенный сектор политики и его обрабатывают. Единственное, что хорошо заметно, - большой дружбы в этой фракции нет. И это сильно им мешает в работе. Когда выступает с вопросами коммунист, видно, что человек, наверное, не готовился и законопроект, вероятно, не читал. Яркой оппозиционной аргументации нет. Сыплет заготовленными лозунгами: "Развалили экономику, разворовали страну..." К закону это ничего не прибавит, не убавит.

И вообще очень удобно, зная, что законопроект уже точно проходит, проголосовать "против". А потом приехать к своим избирателям таким белым и пушистым, повторяя: "Вот видите, какой плохой закон, я ведь это предвидел, против голосовал..." Таких и в нашей фракции 19 человек набралось. Ну что ж, каждый со своей совестью обходится по-своему...

- А дамы Думы интересные?

- Их 45 - всего 10 процентов. Но эта женская составляющая в российской Думе очень заметна. Там, где мужики не могут договориться, встает дама и очень аккуратно, спокойно, мягко развязывает узел. Я считаю, что на региональном и городском уровне должно быть не меньше 30 процентов женщин в органах власти.

- Как у вас выстраивается неформальное общение с коллегами?

- Как-то само собой получается, что люди группируются по прежней своей профессиональной принадлежности. Кобзон дружит с Розенбаумом - это невооруженным глазом видно. Бывший губернатор Алтая Коршунов - с другим бывшим губернатором. Мы в Сандуны ходим по воскресеньям с коллегами моими - бывшими первыми заместителями губернаторов Виктором Катауровым, Сергеем Алтуфьевым... Кроме того, активно общаемся по-соседски - с кемеровчанами, новосибирцами, иркутянами... Это не потому, что кастовость какая-то в Думе, а потому, что мы прежде много встречались и хорошо знаем друг друга.

- Значит, привыкнуть к новой работе депутату-провинциалу оказалось не так уж трудно?

- Самым сложным оказалось другое: когда твоя душа, вся личная жизнь (семья, друзья, родители, команда, привычное окружение) находятся в одном месте, а ты и твоя работа - в другом, на расстоянии 3,5 тысячи километров. Сегодня главная трудность моей жизни - это строить ее на два дома. Полтора года в отрыве от семьи для мужика моих лет уже не очень правильно. Вот в этот отпуск перевезу семью - будет полегче.

- А каким транспортом по столице разъезжаете?

- Я могу вызывать служебную машину из любой точки Москвы, но это не всегда целесообразно по затратам денег и времени. Пару месяцев назад я купил машину - часто езжу на ней. И знаете, в Томске я считал себя классным водителем, но когда попал на московские дороги!.. Ощутил себя просто чайником. Привык, конечно, со временем... А вообще самый шикарный и любимый мною транспорт - метро. Когда наверху жарко - там прохладно, когда слякоть или мороз - там тепло и сухо. Главное - добираешься быстро, если станции недалеко.

- Какие столичные виды отдыха и развлечений освоили?

- Отдыхается мало, но здорово. Никакие мичуринские или домашние дела меня в воскресенье там не повязывают. Садишься в машину - и в Загорск, в Пушкино, даже в Питер... Театры, концерты. На природу там выбраться приятнее и легче, чем у нас: никаких комаров и клещей, на Москве-реке все благоустроено. В Кунцево, к примеру, недалеко от моего дома сходни, прекрасный чистый пляж, воздух, купание, шашлыки... Зон отдыха очень много, и они комфортны.

Конечно, в Москве хорошо оттого, что там денег много. Но есть вещи и чисто организационные. Порядок? Так за каждым участком конкретный человек закреплен. Рядом со мной многоэтажку за пару месяцев возвели, и никто в микрорайоне этого не заметил: каждую выезжающую со стройплощадки машину мыли с ног до головы. Воду у меня тоже как-то отключали горячую - всего на 12 часов! По-другому там не бывает.


Буфф-сад. Томск

12 августа 2004 г.


Док. 296341
Перв. публик.: 12.08.04
Последн. ред.: 20.04.07
Число обращений: 224

  • Жидких Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``