В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Храм - под музей, склеп - под кафе Назад
Храм - под музей, склеп - под кафе
Краеведение

Прошло почти 80 лет после варварского разграбления большевиками фамильной усыпальницы графов Бобринских в поселке Бобрик-Гора, что недалеко от города Донского. В начале 20-х годов прошлого века новые власти перенесли останки дворян в братскую могилу, о местонахождении которой долгое время никто не знал. И лишь совсем недавно, чуть больше полутора лет назад, прах покойных наконец-то снова поместили родовой склеп...

Игрок

Судьба имения в Бобриках во многом повторяет судьбу многих других дворянских усадеб, уничтоженных в годы советской власти. Купленное в 1763 году Екатериной II для своего незаконнорожденного сына Алексея (отцом ребенка был граф Григорий Григорьевич Орлов, один из участников дворцового переворота 1762 года), имение, по замыслу императрицы, должно было стать фамильным гнездом всех Бобринских. Говорят, что, родив сына, Екатерина в сердцах воскликнула: "Богу - слава, жизнь - тебе!" Она, действительно, сделала для Бобринского очень многое: настояла на учебе в кадетском корпусе, подарила шикарное имение с 20000 душами крепостных крестьян (границы имения простирались от устья реки Дон до Куликова поля), даровала графский титул и даже сама придумала фамильный герб.
Еще при жизни Екатерины в Бобриках началось большое строительство: по проекту известного архитектора Ивана Егоровича Старова здесь возвели огромный двухэтажный дворец (по фасаду его длина составляла почти 110 метров) с оранжереей тропических растений, Спасскую церковь, заложили парк. Екатерина лично контролировала строительные работы и вносила коррективы в проект. Так, по ее настоянию дворец оборудовали не только модными европейскими "штучками" - ванными комнатами, но и столь любимой императрицей русской баней. Однако попариться в баньке царице не довелось - она ни разу так и не приехала в Бобрики.
После смерти матери Алексей Григорьевич стал в Бобриках полноправным хозяином. Однако и он не баловал свое имение вниманием: редко приезжал, не выделял деньги на внутреннюю отделку апартаментов. Впрочем, на последние нужды у него просто не было денег - Алексей Григорьевич был страстный игрок в карты, в азарте, сидя за зеленым сукном, он в один миг спускал целые состояния.

Последний приют

А вот на фамильную усыпальницу Бобринские средства нашли. В 1815 году ее построила жена Алексея Григорьевича, Анна Владимировна. Крепостной архитектор Василий Милинский спроектировал усыпальницу так, чтобы в нижней ее части - склепе - можно было производить захоронения, а в верхней - часовне - совершать поминальные службы. Изящные формы строения, полукруглый купол с крестом, позолоченные цветы и лепнина, украшающие свод здания, "легкие" колонны - усыпальницы была настоящим произведением архитектурного искусства.
Незаконнорожденный сын императрицы стал первым, кого похоронили в склепе с толстыми, полутораметровыми, стенами. В разное время в "каменной могиле" нашли свое последнее пристанище 4 поколения Бобринских: Анна Владимировна, сыновья Алексей, Павел и Василий Бобринские, а также их жены и дети - всего 10 человек.
Поминальные службы шли в часовне практически каждый день. Последняя из них состоялась уже после революции: в 20-х годах минувшего века.
Новая власть с останками дворян церемониться не стала: их вынесли из склепа и поместили в братскую могилу, о местонахождении которой до недавнего времени никто не знал. Досталось и усыпальнице: ее варварски разграбили, побили каменные саркофаги, кресты, а стены "украсили" похабными надписями. Одно время, в 30-40-х годах, местные жители рядом со склепом хоронили своих родственников, фронтовиков и стариков, - церковное кладбище рядом со Спасским храмом уже несколько лет как было переоборудовано под стадион.
Чтобы свято место не пустовало, партийные деятели надумали устроить в усыпальнице музей подмосковного угольного бассейна. Но потом все же решили, что под музей лучше выделить помещение попросторнее. А потому прописали очаг культуры в храм. Зато склеп, как говорят местные жители, отдали под ...кафе: постелили в нем полы, пристроили хозпостройку, соорудили неподалеку туалет типа сортир. Но пункт общественного питания просуществовал здесь совсем недолго - запротестовала общественность, мол, как это так, чтобы рядом с могилами фронтовиков кто-то пил и ел. О дворянах тогда никто и не вспомнил.

Смертельная любовь

В 2001 году сотрудники историко-мемориального комплекса "Бобрики" начали искать место, где захоронены Бобринские. Пригласили археологов, стали копать возле усыпальницы. Вскоре наткнулись на кости. Чтобы выяснить, кому они принадлежат, их отправили на антропологическую экспертизу в МГУ. Она подтвердила: это останки Бобринских. Кстати, во время археологически раскопок музейщики нашли много чего интересного: ножку и декоративные элементы от гробов, черепаховый гребень - как выяснилось, он принадлежал Лидии Бобринской, жене декабриста Василия Алексеевича Бобринского. Поразило ученых и другое: у одного скелета была распилена черепная коробка. Это окончательно развеяло их сомнения в том, чьи останки лежали в могиле. Дело в том, что 29-летний Павел Бобринский во Флоренции из-за женщины стрелялся на дуэли. И был убит. Для транспортировки тела в Россию требовалось провести бальзамирование. А чтобы осуществить эту процедуру по всем правилам, как известно, нужно сделать трепанацию черепа. Есть сведения, что когда большевики вскрыли гроб Павла Алексеевича, то увидели - на груди дуэлянта лежит белокурая коса, завернутая в шелковую материю. Коса, скорее всего, принадлежала той женщине, которую Бобринский любил и из-за которой умер.
После завершения экспертизы, руководство историко-мемориального комплекса, Департамент культуры приняли решение: несмотря на то, что начатая недавно реставрация усыпальницы, еще не завершена, останки Бобринских нужно вернуть в склеп. Православные погребальные каноны, к слову, не запрещают хоронить мертвых в усыпальницах, если те (усыпальницы) находятся ниже уровня земли. А склеп Бобринских уходит вглубь на 2,5 метра.
27 декабря 2003 года прах Бобринских наконец-то обрел покой. На захоронение из Москвы приезжал один из потомков фамилии Николай Николаевич Бобринский вместе с женой и сыном.
Кстати
В семействе Бобринских было очень много ярких, талантливых людей. Так, старший сын Алексея Григорьевича, Алексей Алексеевич, был инициатором строительства в России первой железной дороги, соединившей Петербург с Царским Селом. А также основоположником сахарной промышленности. Свой главный сахарный завод - Михайловский - он построил на реке Непрядва. Местные помещики учились у него варить сахар, потом открывали собственные фабрики. Это привело к тому, что к середине XIX века Россия резко сократила ввоз в страну импортного сахара. Известно, что Алексей Алексеевич был приятелем Пушкина, вместе они бывали на балах и приемах. Поэт даже посвящал Бобринскому стихи.
Неординарной личностью был и младший сын Бобринского Василий Алексеевич. Член Южного общества декабристов с 1824 года, он сумел избежать репрессий только потому, что не участвовал в восстании - возил в это время свою больную жену на воды в Балден-Баден. Большую часть жизни Василий Алексеевич провел в Бобриках: организовал здесь суконную фабрику, а потом по примеру своего брата и сахарный заводик, директором которого был внук Андрея Тимофеевича Болотова, Михаил.
Сын Василия Алексеевича, Алексей Васильевич, тоже многие годы жил в Бобриках. Одна из главных его заслуг в том, что он начал сажать в здешних местах леса. Урванковский лес в Новомосковске, лес "Каменная гора" в Донском - все это дело рук Бобринского. В Бобриковском парке, кстати, Василий Алексеевич разводил редкие породы деревьев - бархат амурский, пробковое дерево, которые растут до сих пор.
Последним Бобринским, который владел имением, был сын Алексея Васильевича, Алексей Алексеевич. Он не только продолжил дело отца по лесоразведению, но и устроил в Бобриках конный завод, где выращивал орловских рысаков, английских скакунов. В 1916 году Бобринский решил переехать жить за границу, а потому продал усадьбу местному земству с условием, что в ней будет открыта лесная академия. С собой он взял только библиотеку...

Оксана Николаева



Док. 296302
Опублик.: 20.04.07
Число обращений: 561

  • Коляскина Оксана Николаевна (Ксения Романова)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``