В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Пока господь не позовет...` Назад
`Пока господь не позовет...`
Репортаж из глубинки

Каждый их день посвящен Богу. Они не едят мяса, не смотрят телевизор, читают книги исключительно духовного содержания. Единственное, что они себе позволяют, - это рыбалка, купание в речке и новости по радио. ...Корреспонденты "НМ" побывали на днях в мужском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы, что в селе Анастасово Одоевского района.

Московская архитектура, тульский храм

Полтора часа по трассе, потом еще минут двадцать по не самой хорошей грунтовой дороге - и мы в Анастасове. День, когда репортерская группа "НМ" отправилась в село, выдался на редкость дождливым и хмурым. Местные жители потом еще долго удивлялись, как в такую непогоду мы смогли добраться до Анастасова. "Пятнадцать минут хорошего дождя, и глину на дороге развозит так, что уже не проехать, не пройти, - объясняли нам "аборигены". - Зимой такая же история. По неделе выбраться из деревни не можем. Так что вам здорово повезло. С божьей помощью к нам попали".
Анастасово - типичное тульское село, таких у нас сотни: маленькие низенькие дома, крепкое приусадебное хозяйство - возможность не только с пользой для дела провести время, но и элементарно - прокормиться, добрые, открытые люди. Сегодня здесь живут почти одни старики. Молодежь, кто куда, разбежалась из тихо умирающего села. И оно, действительно, перестало б существовать, если бы в начале нового века здесь не начали возрождать монастырь.
Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы - один из старейших в губернии. Он был создан еще XVI веке. К XVII веку деревянный храм сменила изящная каменная церковь. Краеведы говорят, что проектировщиком культового сооружения, построенного на деньги князей Воротынских, был игумен Иона. Именно ему храм обязан своей легкой воздушной и, как утверждают знатоки, чисто московской архитектурой. Уникальность церкви заключается еще и в том, что все оконные проемы здесь разной формы и размера, а в самом храме нет ни одного прямого угла - все линии округлые и плавные. Первым настоятелем монастыря был игумен Анастасий. И монастырь, и село по сей день обязаны ему своими именами.
Монастырская жизнь пошла под откос еще при императрице Екатерине II, которая начала упразднять обители, лишать их земель. Сам храм еще какое-то время действовал, но потом и он приказал долго жить - в советскую эпоху с культовыми сооружениями особо не церемонились. В 30-е годы прошлого века церковь порывались даже взорвать, но вовремя передумали и открыли здесь ...склад.
Не сложно догадаться, в каком состоянии был храм, когда в 2001-2002 годах в Анастасово приехали четверо монахов из Оптиной Пустыни. Они решили возродить монастырь и восстановить церковь Пресвятой Богородицы.
- Мы увидели здесь печальную картину, - рассказывает иеромонах, благочинный Корнилий. - В сводах зияли огромные дыры, дождевая вода лилась сквозь них прямо в храм, стены отсырели, заплесневели, повсюду валялись горы бытового мусора. Сразу стало понятно, что объемы предстоящих работ велики. Мы наняли бригаду опытных строителей, они трудились еще в Оптиной Пустыни. Знали, эти не подведут, качество гарантируют. Весь ремонт ведется на деньги, которые жертвуют церкви люди. Есть постоянные спонсоры. Сегодня даже не верится, как много сделано за эти три года...
Церковь на самом деле уже почти достроена: осталось оштукатурить половину здания, завершить "внутрянку". В планах более отдаленных - роспись стен фресками, строительство братского корпуса ("Это не дело, что монахи живут в обычных домах"), нанесение позолоты на купола. Решение всех этих вопросов упирается в деньги. Ведь только позолота на куполах потянет на 15-20 тысяч долларов.
Но уже сейчас пусть и не блестящие, но хрупкие и красивые храмовые купола и белоснежные стены видно за несколько километров от села - церковь стоит на возвышенности, на берегу Упы. Невесомая, воздушная, она, будто парит в воздухе. Жители Одоева ласково называют ее "лебедушкой". Иконы для храма Пресвятой Богородицы привезены из Оптиной Пустыни, это работы художников местной иконописной школы.
В церкви Пресвятой Богородицы каждый день идут службы. Прихожан пока не много, но, как говорят монахи, в этом нет ничего плохого и настораживающего - монастыри ориентированы, прежде всего, на внутреннюю жизнь.

Обед с Иоанном Златоустом

Внутренняя жизнь Анастасовского монастыря протекает плавно, неторопливо, без суеты. Ни один вопрос здесь не решается без благословения настоятеля, отца Парфения. Он определят, кого из путников приютить в обитатели, какую трудовую повинность кому назначить.
У каждого из монахов - своя келья (дом). День начинается с молитвы и утренней службы. В 12 часов - обед. Корреспондентов "НМ" пригласили за гостеприимный стол и вкусно и сытно накормили. Трапезник (это что-то вроде шеф-повара) Дмитрий подавал вегетарианские щавелевые щи, макароны и салат с рыбой. За стол монахи садятся по сигналу колокольчика. Второй сигнал означает, что трапеза закончена, надо вставать. Во время приема пищи мальчик-чтец постоянно декламирует отрывки из житий святых и поучений святых отцов. Репортерская группа "НМ" вкушала яства под писание Святителя - Иоанна Златоуста. Иеромонах Корнилий пояснил, зачем это нужно: "Во время трапезы надо питать не только тело, но и душу". Сам трапезник и чтец едят позже всех, когда монахи уже разойдутся.
С полпервого дня и до вечерней службы у братьев - свободное время. Можно сходить на рыбалку, помолиться, почитать, заняться строительством, хозяйственными делами. Огородом, например. В этом году монахи, большинство из которых коренные городские жители, при поддержке селян засадили маленький участок земли картошкой. На большее ни сил, ни времени не хватило. Главное ведь - завершение восстановления храма.
Кстати, в строительстве принимают участие не только мастера-профессионалы, но и так называемые трудники - люди, которые за тарелку супа и кров живут и работают в монастыре. Сегодня в Анастасовской обители нашли приют четверо странников. С одним из них мы познакомились поближе. 20-летний Василий из Суворова "гостил" уже в трех монастырях, в том числе Щегловском в Туле и Костромском. О монастыре в Анастасово молодой человек узнал из газеты, решил поехать, помочь. Юноша говорит, что здесь ему очень хорошо и благостно. Но сам расставаться с миром пока не собирается. Надо еще воплотить в жизнь заветную мечту - побывать в Африке (!). "А там, посмотрим, что дальше. Будет Богу угодно, останусь в монастыре..."
Вечером монахов вновь ждет служба. Потом ужин и сон.
- Мы приехали в Анастасово по собственному желанию, - продолжает иеромонах Корнилий. - Просто хотелось тишины, умиротворения. В Оптиной Пустыни стало тяжело находиться, в день обитель посещало по 20-30 автобусов с туристами и паломниками. Тут уж не до спокойствия. Конечно, в бытовом смысле у нас здесь много проблем - с водой, газом, дорогами. Во всем остальном лучше Анастасово и быть ничего не может. Места здесь красивые, светлые...
О том, как и почему пришли в монастырь, монахи говорят неохотно. О мирской жизни здесь вообще не принято вспоминать. Вот и Корнилий рассказал о себе только то, что всю свою жизнь может уложить в три слова: школа - Московский авиационный институт - монастырь.
- Многие думают, что человек уходит в монастырь после краха идеалов, серьезных разочарований, - откровенничает монах. - Это вовсе не обязательно. Я, например, крестился в 24 года. Постриг принял еще в более зрелом возрасте. Почему? Просто стало однажды понятно, что мирское не даст мне удовлетворения. И страшно стало: придет время умирать - а жизнь прошла впустую. Поэтому я и в монастыре. И это призвание Божье. Никто не оставит мир, пока Господь не позовет...

Оксана Николаева



Док. 296300
Опублик.: 20.04.07
Число обращений: 429

  • Коляскина Оксана Николаевна (Ксения Романова)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``