В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гуттаперчивый мальчик Назад
Гуттаперчивый мальчик
Таланты

Таких, как Алеша Голобородько, специалисты называют "человек-каучук", то есть резиновый. 11-летний тульский мальчишка гнется так, будто совсем не имеет костей: сворачивается "конвертом", растягивается на шпагате между двух стульев, имеет запредельную пластику. Впрочем, уникальные способности Алеши - не только результат природной гибкости, но и плод упорных тренировок. Каждый день по три-пять часов гутаперчивый мальчик проводит в гимнастическом зале...

"Я буду артистом!"

Обыкновенная квартира в центре Тулы. Одна из жилых комнат переоборудована под спортзал. Огромное зеркало во всю стену, балетный станок, шведская стенка, турник, шкаф со сценическим костюмами, диванные подушки - вместо матов. На дверном косяке ручкой отмечено, как растет Голобородько - его рост и вес. "Прирост" в весе за последние три годы - незначительный: артист должен держать форму, быть "сухим".
В импровизированном гимнастическом зале под руководством своего наставника (а он в одном лице и тренер, и режиссер-постановщик номеров, и просто друг) Владислава Родина занимается Алеша. Каждый день, по три-пять часов. Чтобы соблюдать особое расписание тренировок и питания Алексей не так давно перешел на индивидуальную программу обучения в школе. Учеба от этого, как говорят родители мальчика, не страдает. Напротив, Алеша стал более собранным, серьезным, дисциплинированным, не знает, что такое улица. И в отличие от большинства своих сверстников, мальчик не имеет сомнений относительно своей профессии. "Я буду артистом!" - уверен Голобородько.
В усиленном "режиме" Алеша изучает английский язык. Будущей мировой звезде он, несомненно, необходим. Для душевного здоровья ребенка, который подвергается серьезным физическим нагрузкам, преодолевает боль - личный психолог.
То, чем занимается Алеша, сложно дать определение одним словом. Это и спорт, и искусство, и особая философия жизни.
Владислав Родин называет это направление "танцующий каучук" - симбиоз танца, спорта, циркового искусства. Впрочем, цирк в его привычном для всех варианте наставник Голобородько не признает. Говорит, что туда можно сходить всего три раза в жизни. Первый - в детстве, пока маленький и глупый, второй и третий - чтобы "порадовать" своего ребенка и внука. Все, в большем количестве цирк противопоказан - вредно для здоровья, развивает дурной вкус. "Эти клоуны, этот специфический запах. ...Неэтична и позиция цирка по отношению к артисту. Я говорю о том, что люди и животные - выступают на одной сцене, друг за другом. И зритель не успевает настроиться на номер, даже если он очень художественный" - возмущается Родин. Другое дело, по словам Владислава, - цирк "новой формации". Например, канадский цирк-балет "Дюсалей", где выступают только лучшие артисты со вссго мира.
- Большой спорт очень суров, - рассуждает тренер. - Там четкие критерии оценки результатов спортсмена: сскунды, минуты, метры. То, что делаем мы, прежде всего, эстетично. И единственный показатель, который позволяет все это оценить, - это красота. Она во всем: в гибкого стройного тела, в пластике, в легкости движений, в эмоциях танца. Спортсмены в этом смысле люди более ущемленные и "бедные".
Классический балет, несомненно, тоже красив, изящен. Но он слишком правилен и предсказуем. И только в смешении всего этого возможна истинная красота и гармония...

Надежда Европы

Алеша и Владислав познакомились в 2003 году на занятиях циркового кружка в ДК Профсоюзов. Мальчишка "болел" тогда цирком, а тренер "от нечего делать" заходил в клуб, на общественных началах помогал ему в работе. Иногда брал с собой фотографии гуттаперчивых мальчиков. Дело в том, что до Алеши Родин тренировал еще двух пареньков: своего сына Алексея и туляка Володю Гагарина. Алеша Голоборотько смотрел на фото, как зачарованный.
Однажды мама мальчика робко спросила Родина: "А почему вы сегодня без "наркотиков" (значит, без фото - Авт.) - Вот бы с нами тоже кто-то позанимался..."
Владислав, серьезно подумав, дал согласие тренировать мальчика, причем, совершенно бесплатно.
- Вы же понимаете, какую ответственность я на себя брал, - продолжает Родин. - Если что-то делать, то надо делать хорошо. Поэтому перед тем, как дать свое согласие на просьбу мамы Алеши я десять раз все взвесил. Одно дело - самодеятельность в ДК, и совсем другое - серьезные профессиональные занятия "каучуком".
Конечно, опыт, как "делать" артистов у меня был, и не маленький. Достаточно сказать, что я воспитал сына-артиста. С моим Алексеем я начал заниматься чуть ли не с рождения. Сам разрабатывал методику тренировок, сам придумывал сценические номера. Учился по книгам, по видеокассетам, консультировался со столичными специалистами. Сам-то я по образованию - инженер-системотехник, правда, с хорошей творческой жилкой. Хотя в юности, признаюсь, я тоже занимался спортивной гимнастикой и бальными танцами, но больше чем увлечением все это для меня не стало.
Я был в гостях у легенды танца Махмуда Исамбаева. И он передал мне право назвать одну из своих композиций "Золотой Бог" - она была в стиле Махмуда. "Золотой бог" стал коронным номером моего сына.
Сейчас 30-летний Алеша выступает за границей, у него успешно складывается карьера, он - артист - цирка-балета. И он ничуть не жалеет, что однажды мы начали с ним заниматься. К слову, другой мой сын, Антон, далек от искусства. Жена в свое время, сказала, что этого нашего ребенка будет воспитывать "по-своему". Пожалела по-матерински парня, одним словом. Сегодня Антон работает в типографии печатником и... чуточку завидует своему брату...
О другом своем воспитаннике Владимире Гагарине Родин говорит с ноткой грусти в голосе. Володя был необычайно талантлив, пластичен. Его, как и Голобородько, Владислав увидел на занятиях циркового кружка в ДК Профсоюзов. Они начали тренироваться. Успехи были просто ошеломляющие. Мальчишка с каждым днем раскрывался все сильнее: прекрасно двигался, тонко чувствовал танец и музыку. Владимир участвовал в гала-концерте кубка мира по художественной гимнастике. В хореографическом конкурсе "Надежда Европы" был награжден призом Махмуда Иссамбаева. Награду ему вручала вдова танцора.
На цирковом фестивале, проходившем в Бельгии, Гагарина заметила арт-директор цирка "Дюсалей". Спустя два месяца Володя и его наставник отправились в Монреаль на съемки 13-серийного фильма о легендарном цирке.
- В фильм должны были войти сто лучших цирковых номеров, - вспоминает Родин. - Несложно понять, какой честью для нас было участие в этом проекте. Съемочный павильон представлял собой нагромождение конструкций, они каким-то непонятным образом двигались. Здесь же танцевали люди. Вспышки света, экстравагантные костюмы, немыслимые декорации - все это напоминало фантасмагорию, завораживало. Один из эпизодов назывался "Космос". Володя танцевал в нем. А в сцене "Хранитель реквизитов" Гагарин исполнил того самого "Бога солнца".
Мы приехали из Канады в Тулу, преисполненные надежд и планов. Перед 15-летним Володей открывались по-настоящему широчайшие творческие горизонты. Но... Володя под нажимом своей семьи принял решение оставить сцену. Он стал меньше заниматься, пропускал тренировки. И потом все тихо сошло на нет. Я не осуждаю Гагариных за ни что. Я просто сожалею о том, что одним большим артистом стало меньше.
Потом нам звонили из цирка "Дюсалей", просили продолжить сотрудничество и участвовать в спектакле "Биттлз". Семья Гагариных осталась непреклонной. "Бог солнца" предпочел стать автослесарем...
И раб, и господин
Понятно, каким разочарованием стало для Родина решение Володи. Столько сил потрачено впустую, столько планов остались неосуществленными, и столько надежд в одночасье рухнули. Владислав дал себе зарок не брать больше учеников.
Но, увидев Голобородько, "сдал" назад.
- Во-первых, его, как и моего сына, звали Алеша, - делится Владислав. - И в этом был какой-то символический смысл. Тот мне сын. Этот - стал внуком. А потом, Алешка смотрел на меня такими глазами, в его хрупком тельце чувствовалась такая сила, стремление идти вперед и только вперед, что я не устоял. Мы начали занятия...
По словам наставника, Алеша оказался действительно необычайно трудолюбивым человечком. Он выполняет все, что требует тренер. "Иногда я его ругаю, но он этого не заслуживает. Он - молодец!" - признается Родин.
Занятия проходят по привычному сценарию: тренинг каучуку (гибкости), классический балет, современная хореография, общефизическая подготовка, отработка полупальцевой и пируэтной техник, ушу, эквилибристика. Все это, конечно, не умещается в один день, но расписывается на неделю. Кроме того, нужно обсудить творческую часть, будущие костюмы, подобрать музыку. Несколько часов занятий пролетают, как одна минута.
Сегодня все силы Алешиной семьи отданы тому, чтобы сделать из него настоящего артиста. Папа обеспечивает доставку на занятия, мама участвует в создании номеров. И даже супруга Владислава Родина теперь тоже "в деле": она готовит для Алеши "правильную" еду, ведь мальчик проводит у наставника очень много времени.
Конечно, иногда Родину, специалисту широкого профиля, приходится обращаться за помощью к экспертам "со стороны", чтобы грамотно проводит тренировки с Алешей. Например, к хореографам. А их услуги очень дороги. Так, один час занятий с хореографом из Москвы стоит 50 евро, в целом постановка номера обходится - в 700. Чтобы экономить, Родин записывает "уроки" на видео, а потом занимается с Алешей под кассету. Родин сотрудничает с известными балетмейстерами. Идеи же композиций, как правило, рождаются, в голове у самого наставника. И сегодня Алеша танцует лиричного "Лебедя", озорного "Петрушку". В работе - композиция "Тяжелый рок". Слава о гуттаперчивом мальчике постепенно расходится по Туле и области. Алешу приглашают участвовать в концертах, в конкурах. Но Родин не торопится выводить Голобородько на "большую" сцену. Выступления почти всегда связаны с разъездами, дополнительными тратами, чего семья Алеши не может себе позволить. К тому же, по мнению Родина, мальчик еще развивается. И он еще успеет о себе заявить. "У Алеши - блестящее будущее!" - уверен Родин.
- Но ведь это же больно, - вырывается у корреспондентов "НМ" невольное восклицание, глядя на то, как гнется, тянется, складывается Алеша...
- Во-первых, уже не больно, - отвечает Родин. - Во-вторых, любой танцор одновременно и господин, и раб своей судьбы, своего высокого призвания. На сцене он - господин. В балетном классе - раб, который доводит свое тело до изнеможения. Только для того, чтобы опять блистать на сцене. Диалектика искусства...

Оксана Николаева.

Слова благодарности
Хочу обратиться со словами благодарности к депутату Госдумы Борису Давыдовичу Зубицкому за оказанную нашей семье помощь.
Мой сын Алексей занимается особым современным видом искусства, объединяющим классическую и современную хореографию, художественную и эстетическую гимнастику и даже ушу. Это новое развивающееся направление получило название "Contorsion". В Европе проводятся большие фестивали по данному виду искусства, и Россия тоже может достойно на них выступать. Но на все нужны деньги.
В течение длительного времени я писала письма с просьбами о помощи многим политикам. Но нигде я не получила реальной поддержки. Мои обращения переходили из одной инстанции в другую, везде я слышала одно и то же: помощь не возможна в связи с отсутствием средств.
Отчаяние и обида захлестнули меня. ...Чтобы сын мог продолжать заниматься, пришлось пойти на жертвы: продать кое-что из имущества. Однако денег все равно не хватало.
...И вот, читая газету "Новотульский металлруг", я увидела, что Борис Давыдович Зубицкий проводит "прямую линию", отвечает на вопросы читателей.
- Это твой последний шанс, - сказали мне сослуживцы.
И я решилась позвонить Зубицкому. Борис Давыдович вежливо поговорил со мной. Я подготовила диск с записью выступления Алексея. И вот оно чудо! Борис Давыдович принял решение помочь моему сыну.
Да, этот человек помогает не только больным детям, школам, интернатам, но и талантливой молодежи. А мой сын, несомненно, талантлив. И он теперь будет представлять Россию на фестивалях за рубежом.
Борис Давыдович вселил надежду в нашу жизнь. Дай бог ему и его близким здоровья и счастья.

С уважением, Людмила Борисовна Кожевникова.


Док. 296296
Опублик.: 20.04.07
Число обращений: 1467

  • Коляскина Оксана Николаевна (Ксения Романова)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``