В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Детство, которое хотели украсть... Назад
Детство, которое хотели украсть...
Общество

8 июня в России отмечается День социального работника.

Шестилетнего Кольку мама била при каждом удобном случае - ну, надо же было на ком-то вымещать обиду на судьбу-жестянку. Личная жизнь не удалась, молодость загублена беспробудным пьянством... Есть попросил не вовремя Колька - получай парень "хороший" подзатыльник, с вопросом к родительнице подошел - вот тебе оплеуха вкупе с площадным матом. А когда в гости к маме приходили ее дружки, Кольку вообще выгоняли из дома. И он, как котенок, свернувшись калачиком у подъездной двери, часами сидел и ждал, когда его пустят домой. Пускали не всегда...

Трудный хлеб

Историй, подобной этой, в областном специализированном центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, за годы его работы накопились сотни. Каждый ребенок, попавший в сюда для реабилитации после пребывания в своей же собственной семье, - это отдельная история о том, как взрослые хотели украсть у ребенка детство. Хотели, но у них не получилось.
Пятилетний Роман (имена детей в статье по этическим соображениям изменены) прибыл в центр несколько месяцев назад. Но все еще никак не привыкнет, что можно так шикарно жить: тут тебе и частая постель вместо грязного топчана, на котором мальчик обычно спал у себя дома, и всегда свежая и вкусная еда. А главное, много здесь еды - встаешь из-за стола, и больше уже ничего не хочется. Впрочем, хлеб Ромка из столовой все равно с собой прихватывает - впрок, мало ли вдруг еще перекусить захочется.
Раньше Ромке приходилось голодать. Спасало то, что сердобольные соседки подкармливали вихрастого паренька - кто печеньем, кто яблочком, кто бутербродом. Однажды мамкин ухажер дал Ромке десятку, чтобы тот купил себе чего-нибудь вкусного. В обмен попросил небольшую услугу: погулять немного на улице. Роман как человек хозяйственный тратить деньги на ерунду не стал. Купил хлеба и кваса (напиток этот он просто обожал). Принес домой. А мамка отобрала все и сама съела. Обиду эту мальчишка до сих пор помнит. "Ладно бы поделилась, а то ведь мне совсем ничего не оставила", - резонно замечает Роман.
А еще в центре Романа удивило, как здесь справляют дни рождения. На десятилетний "юбилей" своего лучшего друга Витька Ромка все ждал, когда же гости (работники центра) начнут пить водку, орать за столом блатные песни и драться. Дома этот праздник всегда сопровождался обильными возлияниями и мордобоем. Не дождался!
Братья 9-летний Данила и 7-летний Глеб в центр попали вдвоем, как и жили. Держатся они всегда вместе - наверное, привыкли, что в этом мире можно только друг на друга надеяться. У себя дома за ними никто не ухаживал, никто не ласкал, что такое материнская теплота и забота мальчишки не знали. Еду добывали сами. Питались в основном картошкой. Данька жарил ее на сковороде, получалось очень вкусно, особенно, когда удавалось добавить в блюдо зеленого лука или черемши.
Сестер Карину и Марину жестоко избивала мама - за то, что личная жизнь с их отцом не сложилась. Новый муж женщины в отместку поднимал руку на их совместных детей. В результате детский плач в этом доме никогда не прекращался. А это провоцировало новые всплески необузданной агрессии взрослых.
В центр девочки-школьницы прибыли в рваный платьях по моде 15-летней давности. В февральские морозы их ножки были обуты в хлипкие резиновые сапоги.
Вот еще несколько страшных историй. Недавно в центр приняли троих детишек из неблагополучной семьи: две сестры и брат. Других малышей этой фамилии, одного и двух лет, направили в дом ребенка.
Жизнь в отчем доме для всех этих малышей была невыносимой. Пьющие мама, папа, бабушка. Побои, унижения, издевательства. Старшие попрошайничали, младшие голодали. Самого маленького, годовалого Степу, родители кормили хлебным мякишем, растолченным в воде, а на ночь давали водки - чтобы ребенок не плакал и не мешал "культурно проводить досуг". Сейчас горе-родители лишены родительских прав, младшие дети нашли новых маму и папу. Старшие живут в сиротском учреждении. Конечно, это не дом. Но тепло, уютно, сытно.
Белокурого мальчонку, лет пяти на вид, милиционеры сняли с электрички "Серпухов- Тула". Документов при нем не было. Имя и невнятно произнесенная ребенком фамилия - единственное, что удалось узнать сотрудникам "органов" о малыше. Его направили в центр. Теперь Лешка - симпатичный, общительный, подвижный мальчишка. Человек - с документами. Правда, дата рождения в них записана не реальная, а та, что придумали сотрудники центра. Точные цифры уже, увы, уже не узнаешь.

Письмо собаке

7-летний Кирилл людям не верил с тех пор, как его, трехлетнего несмышленыша, родная мать выкинула на улицу. Ребенок бродяжничал, жил, где придется, питался, что найдет. Однажды в жизни ребенка случилось хорошее, у него появился настоящий друг - ...лохматая собака Белка. Кирилл с ней жил, с ней делил нехитрую снедь, ее посвящал в свои детские мечты и планы на будущее. Планов у него было много. А здорово было бы жить в квартире, а еще конфет купить столько, чтобы наесться от пуза, а еще ...чтобы мама стала доброй.
Мама доброй, увы, так и не стала. Сейчас решается вопрос о лишении ее родительских прав.
Кирилл в настоящее время находится в центре. И единственное существо, по которому он скучает - это его Белка. "Мне здесь хорошо, а она там, без меня... Может, возьмем ее центр", - долго переживал ребенок. В этом году мальчишка пошел в школу, научился писать. Теперь строчить своей Белке письма: "Белочка, милая, я здесь хорошо живу. Пошел в школу. Меня здесь кормят. Мы гуляем, ходим в бассейн. Зимой я тепло одет. Как ты там живешь, моя хорошая? Жди меня, я к тебе обязательно вернусь..."
Читая эти письма, сотрудники центра плачут и по просьбе мальчика носят послания на почту. А недавно, чтобы хоть как-то уменьшить боль от расставания друга, воспитатели купили мальчику большую игрушечную собаку, сделанную из мягкого и пушистого меха. "На Белку не похожа, но я назову ее Белкой!" - серьезно заявил Кирилл.
...Стоит ли удивляться, что после пережитого глаза ребят, только-только прибывших в центр, не светятся радостью. В них нет искринок-бесят и детской наивности. Эти дети смотрят на мир взрослыми глазами. Иногда даже кажется, что они - маленькие старички, сгорбленные под грузом проблем, решить которые малыши из-за возраста, а не опыта оказались не в силах. У этих детей хотели украсть детство их собственные родители. Вернули его - сотрудники центра.
Дорога из дома

- Они все к нам приходят практически одинаковыми, - говорит директор специализированного центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей Галина Ковалева. - Голодные, замаранные, больные, в волосах - вши. В восемь-десять еще не садились за школьную скамью, не умеют ни читать, ни считать.
Чуть резкое движение - вздрагивают. Разговорить - целая проблема. Думаете, они нам всю свою судьбу прямо сразу выкладывают. Конечно, нет. Сначала они человека проверят, поймут, можно ли ему доверять. И только потом откровенничать будут. И то не все. Малыши, конечно, более открытые. Расскажут, как мамка бутылкой по голове била, папа - пил, ругался. А "взрослые" дети (у нас ведь живут ребята от 3 до 12 лет) о прошлом вспоминать не любят. Что ж вспоминать, если плохого в нем больше, чем хорошего.
Как только ребенок попадает в центр (сейчас здесь - 41 воспитанник), с ним начинают заниматься специалисты: воспитатели, медики, психологи, логопеды, социальные работники. Наши повара становятся по настоящему родными людьми. После долгой вынужденной голодовки ребятки уплетают все за обе щеки. А кормим мы их очень хорошо - и фрукты на столах, и овощи, и мясное, и сладости, которые так обожают малыши.
И, знаете, потихоньку наши ребятки начинают "оттаивать". Смотришь, уже смеяться начали, шкодить, как все дети, участвовать в наших мероприятиях. Жизнь-то в центре очень насыщенная: утром - школа, потом уроки, затем занятия в кружках и секциях. Наши дети посещают бассейн, клуб восточных единоборств, девчонки учатся рукоделию. А какие у нас праздники! Пироги печем, устраиваем чаепития, концерты, дарим подарки на дни рождения. Причем, дни рождения у нас не одни на всех ребят и не по сезонам - для тех, кто появился на свет весной, осенью, зимой или летом. У каждого ребенка вне зависимости от того, дома он находится или в социальном учреждении, должен быть свой персональный праздник, когда он и только он оказывается в центре внимания.
Не стоит думать, что к нам попадают дети исключительно асоциальных родителей. Есть и такие ребята, мама и папа которых оказались в сложной жизненной ситуации и временно поместили своих детей в центр. К примеру, не так давно мы принимали малыша, которого воспитывала одинокая мама. Женщину на длительное время положили в больницу, оставить ребенка было не с кем, пришлось обратиться в наше учреждение. Малыш у нас пожил, а когда мама поправилась, взяла ребенка домой. Есть у нас и дети-сироты.
И все-таки "проблемных" детей в центре больше, их родители либо лишены родительских прав, либо этот вопрос решается. Последнее время увеличилось также количество детей, мамы (именно мамы) которых находятся в местах не столь отделенных.
К слову, родители нам немало сложностей доставляют. По закону, если гражданин лишен родительских прав, видеться с ребенком он не может. А если нет? Или если статус родителя только устанавливается? Вот тут-то проблемы и "всплывают". Мамы и папы приходят пьяными, угрожают, оскорбляют, однажды была попытка выкрасть ребенка из центра. Теперь во избежание неприятных сюрпризов мы поставили на железных дверях центра кодовые замки.
Да и с психологической точки зрения такие визиты неоднозначны: приедет мамочка, душу ребенка "разбередит", проблемами "нагрузит", а малыш потом переживает, скучает по ней. Это объяснимо: какая-никакая, а она - мать...
Галина Петровна признается, что о доме, о тепле семейного очага мечтают все здешние дети. Обычно ребята находятся в центре на протяжении нескольких месяцев, реже - лет, когда приходится устанавливать личность ребенка, оформлять документы. Потом судьба воспитанников центра складывается по-разному. Иногда над детьми оформляют опеку - родственники или чужие люди. Но чаще их отправляют в родную семью, вставшую на путь исправления, или в детское сиротское учреждение.
- Как бы хорошо у нас не было, дом есть дом, - резюмирует Ковалева. - Поэтому мы сейчас стараемся устраивать воспитанников в семьи. Развиваем такую форму жизнеустройства детей, как семейная воспитательная группа, при которой ребенок сохраняет за собой статус воспитанника центра, а живет в семье. С семьей заключается договор, согласно которому ее члены становятся воспитателями ребенка, получают за работу деньги и несут ответственность за маленького человечка. В настоящее время шесть тульских родителей приняли у себя детишек из центра. Кроме того, практикуем мы временное устройство детей в гостевые семьи - на каникулы, выходные, на праздники.
Еще двое братишек готовятся сейчас к отправке в приемную семью. Так хочется надеется, что все их жизни будет хорошо...

"С ними нужно дружить"

Говорят, что педагогом надо родиться, педагог - это не просто профессия, это призвание. Работать с детьми - огромная ответственность, с ТАКИМИ детьми - вдвойне.
Педагог специализированного центра Светлана Пахомова, сколько помнит себя, всегда мечтала работать с детьми - пример первой учительницы, в которую Света была буквально влюблена, заставил после школы поступить в педколледж, а потом и в педвуз. Подобное нередко случается в жизни. На первую практику Светлана была направлена в центр. Больше с ним она уже не расставалась.
- Знаете, как случается: берешься за какое-нибудь дело и сразу понимаешь - мое! - признается Пахомова. - Вот и я когда пришла в центр сразу почувствовала, что хочу здесь работать, что могу помочь этим детям. И вот уже почти восемь лет я - в центре.
Пришла "зеленой" девчонкой. Меня сразу назначили воспитателем в старшую группу, где ребятам было по 10-12 лет. Я сама девчонка, всего на несколько лет старше моих подопечных. Как завоевывала авторитет? Очень просто. Я поняла, что этих подростков не надо воспитывать. С ними просто надо дружить. А безудержную энергию направлять в нужное русло.
Я ходила с ними в походы, играла в футбол (однажды даже палец сломала). Специально для них научилась играть на гитаре, выучила их песни. Я не вела с ними заунывные беседы, а жила их интересами, как будто бы это были мои хорошие друзья. И мне было действительно интересно с ними.
Были и приятные случаи за годы работы и сложности, и неудачи. И моменты, когда хотелось разреветься. Разве можно оставаться спокойной, когда 5-летний мальчишка, недолюбленный, недоласканный, просто "приклеивался" ко мне, как только я входила в комнату. Он подбегал, прижимался, закрывал глаза и не больше двигался. Я однажды эксперимент поставила: сколько же он может так просидеть? Ребенок почти на час просидел рядом со мной - то ли любовью, то ли положительной энергией подпитывался. Я с таким больше никогда не сталкивалась!
Другой паренек-подросток влюбился в меня, записки трогательные писал. Приходилось вести себя так, чтобы, не бай бог, не оскорбить его чувства, но в тоже время определить четкую границу: он - воспитанник, а я - не молоденькая девчонка, я - педагог.
А однажды моя "взрослая" группа "разбушевалась" не на шутку: время четыре утра, дети не спят. Разговоры, смех, шутки... Утихомирить ребят - невозможно. Я не стала их уговаривать, чтобы успокоились, только сказала: "Если не спится, идите на улицу чистить снег". Мои слова подростки восприняли на "ура". Встали, оделись, взяли лопаты, вычистили все дорожки. Через час пришли в спальню и заснули как убитые...
Педагогический ход, достойный самого Макаренко! Не так давно Светлана была назначена заместителем директора центра. Говорит, что работу свою ни на какую другую не променяет. Единственное, что мешает Пахомовой, спокойно жить и трудиться - чувство бессилия от невозможности изменить мир. Мир, где родители так неправильно, так низко поступают со своими детьми. Где бросать своих "кровинок" почему-то не стыдно...
Кстати
Инициатива введения Дня социального работника как профессионального праздника всех работников социальных служб и системы социальной защиты населения впервые была закреплена в Постановлении ежегодной конференции Ассоциации работников социальных служб в 1994 году. Официально праздник был учрежден указом Президента России в 2000 году.
Дата 8 июня выбрана не случайно: именно в этот день в 1701 году Петр I подписал Указ, положивший начало созданию государственной системы социальной защиты, - "Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых".

Оксана Николаева


Док. 296295
Опублик.: 20.04.07
Число обращений: 400

  • Коляскина Оксана Николаевна (Ксения Романова)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``