В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В поисках земли обетованной Назад
В поисках земли обетованной
Репортаж из глубинки

Вот уже 15 лет, как в селе Архангельском Чернского района осела община духоборцев. За это время переселенцы из грузинской Джавахетии научились выращивать огурцы и помидоры, но так не привыкли запирать входную дверь на замок. И по-прежнему с ностальгией вспоминают "свою" Грузию. В гостях у тульских духоборов побывали корреспонденты "НМ".

"А поповство - это лишнее"

Село, как село, - Архангельское. Типовые блочные дома, магазин на центральной площади, чистые дворы, ухоженные улицы, многочисленная домашняя живность... Именно здесь в 90-х годах прошлого века нашла приют община духоборцев, христианская секта, отрицающая все церковное: таинства, иконы, мощи.
Духоборцы - поборники духа. Силой собственного духа они борются с грехом. Бог - это любовь, любовь - внутри каждого из нас. Правда, есть в этом что-то толстовское. Духоборы сами крестят детей, для этого читают над младенцами специальные псалмы, сами провожают умерших в последний путь. Креста на шее не носят, крестов на могилах не ставят. На кладбище - только строгие памятники. Им не нужны иконы и храмы. "Молиться можно всегда, когда просит душа, столько, сколько хочется. А поповство - это лишнее".
Духоборцы не раз страдали за свою веру. Созданную в конце XVIII века секту власти заметили сразу - слишком быстро разрастались ряды тех, кто объявил себя противниками всякой религиозной обрядности. И тут же на духоборов посыпались репрессии: их пытали, забивали до смерти, сажали в тюрьмы и сырые каменные "мешки", в которых люди обрастали мхом и сгнивали заживо. Александр I приказал переселить духоборов в Крым. Царь лично посетил духоборцев на юге и, приятно поразившись многому, распорядился выпустить всех духоборцев из тюрем и освободил их от присяги. С тех Александр I для духоборов почти, как святой. Впрочем, святых у общинников тоже нет.
Другой царь, Николай I, духоборов, напротив, невзлюбил, лишил былых привилегий, стал отправлять на жительство в отдаленные губернии России, отдавать в солдаты. А потом и вовсе сослал 20000 душ духоборцев в высокогорные районы Грузии, где были основаны русские села Славянка, Гореловка, Орловка, Калиновка, Спасовка. Люди шли на новое место жительства под вооруженным конвоем - этап, обозы с нехитрым скарбом, слезы, страх перед неизвестностью...

Вторая Сибирь

- В Грузии мы трудно жили, но за те полтора века, на которые там осели, ко всему привыкли, - рассказывает житель села Архангельское, председатель совета духоборцев России Алексей Кинякин. - Что такое Грузия? Солнце, море и виноград? Наша Грузия была совсем другой. Джавахетию называли "второй Сибирью": очень короткое лето, уже в сентябре начинались холода. Там почти ничего росло, разве что неприхотливые злаковые культуры. Виноград я начал только здесь, в Туле, выращивать. И огурцы с помидорами наши тоже на чернской земле стали сажать. В горах ничего этого не было, скудные земли.
В Грузии мы жили нашим обычным общинным укладом: молились, работали, растили детей, помогали бедным. Домики наши были такие красивые, их украшали ажурными деревянными реечками. У нас был свой сиротский дом, в котором всегда находили и стол, и кров все нуждающиеся. Мы вместе вели хозяйство. Животноводство поставили на такой уровень, что давали в два раза больше продукции, чем вся западная Грузия...
Но и из Грузии духоборам тоже пришлось уехать - спасались от антирусской истерии. В конце XX века она достигла своего апогея. В стране не нашлось для славян места. А ведь духоборы считали эти земли родными.
Так грузинские духоборы оказались в Архангельском. Районная администрация сагитировала приехать в нашу область около 700 общинников. У властей в духоборах был свой интерес - надо же было как-то "оживлять" село, кому-то работать. В Архангельском тогда обитали человек 15, все - старики.

Новая Родина

- Сначала в Тульскую область приехали две-три наших семьи, - вспоминает Кинякин, - Осмотрелись, обжились, вроде бы все нормально. За ними потянулись и остальные. Надо отдать должное, государство нас поддержало: за несколько лет из временных вагончиков мы все переехали в нормальные дома, в Архангельском открыли школу, детский сад. Началась новая жизнь. Кстати, первую сельскую улицу так и назвали - Переселенцев.
Нам в Архангельском неплохо живется. Никто нас не гонит, не притесняет. Да и климат намного мягче, чем в Грузии. Работа? Крестьянин всегда найдет, куда приложить свои силы. У всех участки, домашнее хозяйство. А наш колхоз-община им. Л.Толстого гремел в прежние годы на всю округу: скот держали, пшеницу, просо сеяли, кирпичный заводик поставили, открыли колбасный цех, молокозавод...
Правда, сегодня дела в хозяйстве идут не так успешно, как раньше: посевные площади уменьшаются, зарплату задерживают, техника разваливается. На новые машины, понятно, денег нет. Трактор с конвейера стоит ровно столько, сколько все поголовье скота нынешнего СПК им. Льва Толстого (слово община из названия хозяйства по настоянию властей пришлось убрать). Чтобы обновить технику, надо распродать всех животных. Молочный завод не приносит той прибыли, которую хотелось бы, и не покрывает всех затрат. А молодежь уже потянулась на заработки в Москву - тревожный сигнал, назад-то не все возвращаются. "Без государственной поддержки селу сегодня не обойтись", - резюмирует Алексей Киняхин.
И все-таки как бы хорошо и спокойно не было духоборцам в Архангельском, по Грузии они скучают. "Там жили предки, там могилы наших дедов и отцов". И поэтому, когда есть возможность, каждый старается побывать на "потерянной" родине.

Любовь превыше всего

Впрочем, в Архангельском сегодня редко встретишь "чистого" духобора. Это признают и сами общинники. Одни ходят в православный храм, другие хранят в домах иконы, третьи забывают молиться. Кинякина это расстраивает, но - что поделаешь...
Женятся духоборцы теперь не только на "своих" - любовь, как оказалось, сильнее устоев. Псалмы на память знают немногие взрослые, что уж говорить о детях. Хотя пожилые люди помнят по 60-100 молитв (всего псалмов около 400, они собраны в так называемой "Животной книге"). Все реже на улицах села появляются мужчины и женщины в духоборской одежде. Пышные юбки-круги, рубашки, платки, фартуки, картузы хранятся по сундукам. Одевают их только на престольные праздники, свадьбы, моления. Правда, многие женщины до сих пор не сняли с головы платка.
Так что, похоже, самой живучей оказалась традиция все делать вместе, сообща радоваться, сообща плакать, ходить друг к другу в гости на воскресные завтраки и обеды.
К слову, кухня у духоборов тоже особая. Общинники пекут огромные пироги, начиняют их картошкой и творогом, сверху обильно поливают маслом и сметаной. А еще духоборцы делают солодуху - горячее повидло из груш, пышки, варят наивкуснейшую лапшу.
- Ассимиляция, конечно, идет, - признается Киняхин. - Такова жизнь. Начали же духоборы в армии служить. Я сам бывший военный, дослужился до полковника. А то некоторые говорят, что духоборцы не исполняют воинского долга. Еще как исполняют. Больше половины всех духоборцев воевало на фронтах Второй мировой. И сегодня наши парни от армии "не косят", мы им всей общиной проводы устраиваем.
Даже в советские годы мы не таились. Вступали в партию, комсомол, а в душе жила вера. И если нам удалось сохранить нашу культуру в те времена, то теперь уж точно ее не потеряем.
В конце концов, главное-то в другом: не было такого случая, чтобы духобор убил кого или ограбил. Двери наших домов всегда открыты. Мы рады гостям, честно работам. Наши дети не забывают своих родителей-стариков. А супружеские пары не распадаются через год после свадьбы.
Вот только я до сих пор не пойму, за что такие гонения и мучения принял народ, который попросил так мало: права свободно молиться...

Кстати
Большая община духоборцев живет сегодня в Канаде. Тульские общинники поддерживают с ними тесные отношения. В XIX часть российских духоборцев выехала на жительство на Кипр, а оттуда - в Канаду - там обещали не призывать в солдаты. Писатель Лев Толстой пожертвовал на переселение часть гонорара за роман "Воскресенье". Этого хватило, чтобы зафрахтовать четыре парохода для перевозки людей. Всего за границу перебралось более 7 тысяч духоборцев. Сейчас в стране живет около 10 тысяч потомков тех переселенцев.

Оксана Николаева



Док. 296293
Опублик.: 20.04.07
Число обращений: 418

  • Коляскина Оксана Николаевна (Ксения Романова)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``