В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Недетский вопрос. Сын полка. Назад
Недетский вопрос. Сын полка.
Саша Корнеев из Ефремовского района остался без родителей около трех лет назад, когда ему было всего двенадцать. Мать и отца парню заменили солдаты и офицеры артиллерийского полка тульской 106 воздушно-десантной дивизии, взявшие на себя заботу о мальчике. "Такого количества родных ни у кого больше нет", - смеется сегодня 15-летний сын полка...

Моя семья

- Саша вместе со старшим братом Дмитрием попал к нам года два назад, - рассказывает заместитель командира полка по воспитательной работе Георгий Олейников. - В часть позвонили сотрудники районного органа опеки и попечительства, и предложили взять на воспитание двух ребят. Признаюсь, сначала мы раздумывали, брать мальчишек или нет. У нас ведь своих "детей" хватает. Призывники, знаете, какие служить приходят: "зеленые", только-только от мамкиной юбки оторвались. А потом решили, два парня полку обузой не будут. Тем более что опыт у нас, как делать из пацанов настоящих мужчин, ого-го какой. И мы дали "добро".
Когда мы увидели пацанов, слезы на глаза навернулись - худые, полуголодные. Парнишки жили в соседней с Ефремовом деревне, были предоставлены сами себе, школу пропускали, питались плохо. Ели рыбу, которую ловили в реке, грибы из соседнего леса и то, что растет на огороде...
Так у полка появились сыновья, а у самих ребят - большая семья. Началась новая, армейская, жизнь. Наставником братьев Корнеевых стал прапорщик Вячеслав Каменский. Как характеризуют его в полку, самый спокойный и ответственный человек. Мальчишкам выдали военную форму, учебники (от занятий в школе братьев, разумеется, никто не освобождал), определили место в казарме, поставили на довольство. Распорядок дня в части жесткий, и Корнеевым пришлось ему следовать: подъем в 6 утра (в воскресенье - в 7), зарядка, завтрак, занятия в школе, обед, выполнение домашнего задания, строевая и огневая подготовка, ужин, тренировки. В 22.00 - отбой. И так каждый день.
Братья Корнеевы обожают спорт. Могут целый день проводить в "качалке" или на спортивной площадке. По словам Александра, в часть он пришел совсем "дохлый", на турнике подтягивался не больше 5 раз. Сейчас может и 15, и 20 раз легко подтянуться. И по крепким мышцам Санька в это очень даже верится.
А вот учеба дается ребятам хуже - пробелы в знаниях, накопленные годами, за один день не восполняются. Не так давно Саша пытался поступить в суворовское училище. Не взяли - слабоват по предметам.
- Уроки мы помогаем ребятам всем полком делать, - продолжает Олейников. - Кто по русскому консультирует, кто математические задачки решает. Хорошая отметка - повод к какому-нибудь поощрению. Например, этой весной ребята засыпали нас "двойками". Мы сказали им: если дело пойдет так и дальше, останутся без каникул, не пустим к сестре в гости. После этого ничего, подтянулись...
Впрочем, Дмитрию Корнееву сегодня не до летних развлечений. Несколько дней назад его призвали в армию, будет служить в Туле. В "родной" части парня не оставили - в воспитательных целях. "Он нам, как сын, а мы будем с него требовать, три шкуры драть. По-другому настоящего солдата не сделаешь. Да и другим новобранцам было бы рядом с Димкой сложно - он ведь здесь, как "дед", - рассуждает замполит.

Дело молодое

И все-таки Олейников не отрицает, что поначалу с ребятами приходилось тяжеловато. Они не доверяли людям, с ними было трудно общаться, грубили. Частенько мальчишки выкидывали разные фортели. Например, однажды Димка пропал. Ушел с друзьями погулять и исчез. Искали его всей частью, прочесали город - нет нигде парня. Через день сын полка объявился. "Зависал" где-то с приятелями, с девчонками. Дело, конечно, молодое, и с девушками молодым людям встречаться никто не запрещал. Но юноше дома дали хорошую взбучку, объяснили: так поступать нельзя, за него волновались. Корнеев был изрядно удивлен, что кто-то о нем переживает.
Каменский подбирал ключик к парням долго, постепенно они оттаивали. Да и "срочники" принимали пацанов тепло. И это тоже облегчало их вхождение в большую "семью". "Деды" учили Корнеевых правильно, согласно всем тонкостям армейской науки, заправлять кровати, пришивать воротнички, гладить одежду. Все вместе ребята встречали Новый год - как и положено, с елкой и праздничным столом, отмечали дни рождения. Даже игре на гитаре Корнеевы учились у солдат. "Балуюсь понемногу", - так характеризует свой музыкальный уровень Саша. И еще одна маленькая деталь: у Александра в тумбочке просто идеальный порядок. Такого не встретишь у парней на гражданке. К слову, среди личных вещей юноши бережно хранится альбом с фотографиями друзей и милым девчачьим личиком.
- Без Димки мне, конечно, будет здесь хуже, - признается Александр. - Несколько дней прошло, как его со мной нет, а я уже скучаю. Договорились писать друг другу. О чем мечтаю? Вот окончу школу, мне еще два года осталось, потом служить пойду. А там видно будет. Может, на сварщика выучусь или на водителя. Да нет, наверное, все-таки останусь в армии. Здесь хорошо...
В августе артиллерийский полк меняет место постоянной дислокации, переводится из Ефремова в Наро-Фоминск. Командование полка твердо решило: Сашка поедет вместе со всеми.
Кстати, несколько месяцев назад полк на воспитание взял еще одного "бесхозного" мальчика. Но недавно объявилась мать ребенка, которая числилась без вести пропавшей. Состоялась трогательная встреча. И юноша вернулся к себе домой.

Авторитетно

Как сообщили нам в отделе социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Департамента образования Тульской области, воспитание несовершеннолетних в воинских частях - новая форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она была узаконена в 2000 году. И теперь в армию раньше срока могут попасть юноши 14-16 лет. Впрочем, все новое - это хорошо забыто старое. Помните, как в послевоенные годы воинские части брали на себя заботу о ребятах, у которых погибли родители.
К сожалению, сегодня желающих приютить пацанов, немного, так как это требует дополнительных забот. До недавнего времени в сынах полка числилось всего пятеро мальчишек: троих приютили в Ефремове, двоих - в тульском артинституте. Сегодня их осталось трое. Правда, в соседних регионах полковых детей еще меньше.
Между тем, в некоторых ситуациях, как считают педагоги, это единственный способ обеспечить ребенку нормальные жизненные условия. Трудных подростков неохотно берут в семьи, а в интернатах они с трудом находят общий язык с педагогами и сверстниками, часто бегут оттуда. И "сильная рука" в этом случае единственный способ воспитать достойного человека.

Оксана Николаева


газета "Новотульский металлург"

30 июня 2005 г.



Док. 296279
Перв. публик.: 30.06.05
Последн. ред.: 20.04.07
Число обращений: 365

  • Коляскина Оксана Николаевна (Ксения Романова)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``