В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Провинциальный репортаж Назад
Провинциальный репортаж
Турецкое село в тульской глубинке
Шестнадцать лет назад в деревне Головино Дубенского района обосновались переселенцы из солнечного Узбекистана - турки-месхетинцы. За это время тульские земли стали этим людям по-настоящему родными - здесь они работают, рожают и растят детей, как могут, берегут обычаи предков. На днях в гостях у турок-месхетинцев побывали корреспонденты "НМ"...
Клубника раздора
Поначалу, признаться, коренные дубенцы приняли турок настороженно. Уж очень были они похожи на цыган, поэтому и не знали местные, чего от них ждать. Теперь отношение к переселенцам в районе иное: люди как люди, живут хоть и закрыто, но по-честному, а уж тому, как работать надо, и поучиться у них не грех.
Сегодня в деревне Головино, где есть всего одна улица - Турецкая, проживает около сотни турок. Или пять фамилий: Мамедовы, Вейсаловы, Таксиновы, Гулиевы, Антанзия. Восточные семьи, сами понимаете, большие. Под одной крышей живут родители, их дети, невестки, внуки, правнуки. Турки говорят, что в их ячейках общества царит мир и благополучие, ведь живут они по строгим законам Корана. Старших почитают, детей не балуют, муж - глава семьи, жена - хозяйка. Разводы редки. Свадьбы часты. Словом, все просто.
О том, как и почему попали они на Дубенские земли, турки рассказывают немногословно - то ли вспоминать тяжело, то ли успели позабыть прошлое. Молодые - уж точно смутно помнят ту давнюю и печальную историю, когда в 1989 году на ферганском базаре турки и узбеки повздорили из-за первой клубники. Кто-то говорил, что цена на нее мала, другие утверждали, что завышена. Слово - за слово, завязалась драка. Потом она переросла в национальный конфликт. Узбеки пошли громить дома турок, грозили им смертью. Турки - дети, 90-летние старики, беременные женщины - спешно покидали насиженные места.
Впрочем, жизнь уже не раз била это народ. В советские годы государственная граница сделала жителей одного горного месхетинского села гражданами разных стран - Грузии и Турции. А потом и вовсе "грузинских" турок по указанию товарища Сталина высели в далекий и чужой Узбекистан. Так что мытарства этим людям не в новинку. За сто "трудных" лет успели ко всему привыкнуть.
Впереди - неизвестность
Для меня родина - это село Головино, - говорит турчанка Малика Мамедова, - Даже климат российский суровый уже не так меня смущает. Когда из Узбекистана сюда приехали, я совсем девчонка была, всего 10 лет. О той жизни помню немного: как родители на хлопковых полях работали, труд этот адский, а платили за него копейки. Жару помню, как чай в пиалах пилы, плов делали. А на узбекском базаре продавалось полно восточных сладостей и сочных спелых фруктов. Мы из них варенье варили. Есть и грустные воспоминания: о том, как мы сюда ехали, в вагоне было тесно, жарко, пыль, вещи, люди. А впереди - только неизвестность...
Здесь Малика немного лукавит. В Дубенский район турки ехали не просто так, "по наводке". В здешних краях служил в армии, а потом женился и осел один из родственников ее семьи. В письмах парень писал, что живется ему неплохо, мол, крестьянина земля везде прокормит.
Так родные Малики попали в Дубну. Следом подтянулись и остальные турки. Жизнь налаживалась: переселенцам дали дома, ветхие, правда, полуразрушенные, но в них после ремонта вполне можно было жить. Не возникло проблем и с трудоустройством: в местном колхозе для людей, не привыкших лежать на диване, работы нашлось много - устроились доярками, шоферами, трактористами, скотниками. Но главное, на душе теперь было спокойно, по ночам не вскакивали от каждого шороха, от страха, что уже никогда не проснуться.
Помня о тех узбекских событиях, турки до сих пор недоверчиво относятся к чужакам. Вот и корреспондентов "НМ" в жилище к себе не пустили, беседовали мы на улице, во дворе одного из домов. А, может, это национальный уклад такой. К чему зря людей судить.
На лугу пасутся ко...
Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь в турецкое русское село - большие печи, выстроенные под навесом прямо на улице. Турки называют их фурунами. Здесь женщины пекут ароматные, посыпанные специальной травой - седаной - лепешки. Уметь делать турецкий хлеб должна каждая девушка на выданье (наш они не едят). В день большая турецкая семья съедает по 10-15 лепешек. Через сутки - начинай месить заново. Без лепешек турки-месхетинцы кушать не садятся.
Есть еще одна примета турецкого села Головино - огромные стога сена в каждом дворе. Сразу понятно, на чем, а вернее на ком, держатся здешние хозяйства.
- У нас 8 коров, - рассказывает Мавжуда Мамедова, золовка Малики. - За лето успели заготовить 20 машин сена. Зимой все уйдет! А еще мы выращиваем овец, птицу. Как зачем нам столько живности? Себе на еду - семья-то большая, дети - мал мала меньше, да на продажу. Колхоз наш развалился, а жить на что-то надо. Вот и продаем на местном базаре молоко, сметану, творожок. Правда, к сыру нашему местные жители так и не привыкли, берут неохотно. Так мы его для себя делаем. Вкусный!..
Мамедовы обрабатывают и землю. Участок у них, как говорит глава семьи 30-летний Мансур, небольшой, всего-то один гектар. Выращивают картофель, морковь, свеклу, капусту. Словом все, что можно выгодно продать и оставить себе на зиму.
- Конечно, когда в колхозе трудились, было проще, - признается Мансур. - Пришел с работы, можно лечь на диван и отдыхать. Знаешь: в конце месяца - зарплата. Теперь все по-другому: ты сам в ответе за то, как будешь жить. Голова болит и о семенах, и о технике, и запасных деталях, и даже о том, кто на земле работать будет. В нашей семье - почти одни женщины, пацаны еще не выросли. Понятно, что мужские дела на дам не повесишь.
Одно спасение - трактор. Купили мы его несколько лет назад на последние деньги - колхоз распродавал свое имущество. Теперь уж и не знаю, как бы без него обходились. Одним словом, кормилец...
У женщин в турецких семьях свои четко определенные обязанности: на огороде похлопотать, за детьми присмотреть, из школы их встретить, постирать, еду приготовить. На столе, а вернее на суфре (это низенький такой восточный столик) - и русские, и турецкие, и узбекские блюда - плов, хенкал, манты, супчик, сладости, соленья-варенья разные. "Великое переселение" все-таки не прошло бесследно! Турецкие женщины научились у русских заготовки на зиму делать - огурцы, помидоры солят. Турецкие мужчины только в России стали выпивать. Пьют, правда, в отличие от наших совсем немного, только по праздникам, - религия запрещает бурные возлияния.
В общем, живут себе турки, в наших краях не тужат. Никуда уезжать не собираются. Ведь на самом деле родина у человека там, где ему хорошо и спокойно.

Оксана Николаева


Док. 296274
Опублик.: 20.04.07
Число обращений: 471

  • Коляскина Оксана Николаевна (Ксения Романова)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``