В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Шумейко В.Ф. Россия: от унитарного к федеративному государству. Исторические, ментальные и политические корни российского федерализма. Курс лекций. Назад
Шумейко В.Ф. Россия: от унитарного к федеративному государству. Исторические, ментальные и политические корни российского федерализма. Курс лекций.
С тех пор как восточнославянские племенные союзы, упомянутых летописцем в " Повести временных лет", полян, северян, древлян, кривичей, родимичей, полочан, дреговичей, вятичей, ильменских словен и другие, образовали Древнерусское государство, прошло более тысячи ста лет. За долгий путь своего развития российское государство укреплялось, расширяло свою территорию, объединяло в себе большие и малочисленные народы, превратившись в ХУ11 веке в могучую Российскую империю, которая в начале ХХ века в результате революционных потрясений прекратила свое существование. На ее месте почти в тех же геополитических границах образовалось "первое в мире государство рабочих и крестьян" - Союз Советских Социалистических Республик, который также распался через 69 лет после своего образования. Сегодня Россия оказалась в границах доимперского расширения начала ХУ111 века, одновременно вернувшись в русло общемирового развития. В первой статье действующей ныне Конституции говорится: "Российская Федерация - Россия есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления". Эта короткая, но очень емкая основополагающая статья устанавливает форму современной государственной власти нашей страны, а именно: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Если в самом общем виде рассмотреть формы организации государств и формы проявления государственной власти, то можно убедиться, что за всю историю человечества выработаны только две основные формы правления - монархия и республика. При монархии государственная власть принадлежит одному лицу - монарху, который получает ее по наследству или выбирается пожизненно. При республиканской форме правления государственная власть принадлежит выборному (на определенный срок) органу (парламенту). Естественно, эти формы правления могут объединяться, т.е. власть одновременно принадлежит и монарху и выборному органу. Такие государства, где монарх "правит, но не управляет", называются конституционной или ограниченной монархией.
Форма государственного устройства понимается как способ распределения государственной власти между ее центральными органами и органами власти отдельных территорий страны. Известны две формы государственного устройства - унитарная, когда центральные органы власти определяют полномочия власти на местах, и федеративная, когда отдельные территории (субъекты федерации) имеют свои собственные полномочия, которые центр не может изменить в одностороннем порядке.
Правовым является такое государство, в котором его граждане, обладая правосознанием, живут в соответствии с действующими законами, а сами законы принимаются и изменяются на законном (конституционном) основании.
Способ осуществления государственной власти по отношению к народу, к гражданам этого государства выражается понятием политический режим. И в этом случае многовековая история развития государств знает только два режима - демократический и авторитарный. Демократия (от Demos kratos -народ правит)
характеризуется не только наличием у граждан широкого спектра конституционных прав и свобод (в нашей Конституции правам свободам человека и гражданина посвящена целая глава), но и правом участвовать в формировании органов государственной власти и местного самоуправления. Все дееспособные граждане России имеют право выбирать главу государства - Президента, который воплощает собой единство государства и всех ветвей государственной власти и является гарантом Конституции.
Таким образом, Конституция определяет современную Россию как федеративную демократическую республику, представляющую собой федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей. 2 города федерального значения, автономную область, 10 автономных округов. В соответствии с конституционным законом "Об образовании нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" появился новый субъект федерации - Пермский край. В результате с 1 декабря 2005 года наша федерация объединяет 88 субъектов: 21 республику, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, автономную область, 9 автономных округов. Идут объединительные процессы Эвенкийского и Ямало - Ненецкого автономных округов с Красноярским краем и Чукотского автономного округа с Камчатской областью. После вступления в силу соответствующих законов количество субъектов Российской Федерации сократится до 85. Закрепленные Конституцией формы государственной власти соответствуют передовому мировому опыту государственного строительства и учитывают исторический и политический опыт нашего многонационального государства. Тем не менее, и раньше и сейчас многие ученые и политики выступают против федеративного устройства нашего государства. Сторонники "особого пути России" выступают за сильную "русскую державу", за унитарную государственность "в духе тысячелетней православной традиции", а "либералы- западники" готовы и дальше раздроблять Россию на пути "в цивилизованный мир".
Если обратиться к истокам российской научной мысли по проблемам федерализма, то наиболее фундаментальной в этой области, и по охвату материала не имеющей себе равных в российской историографии, является 800-страничная докторская диссертация русского правоведа и историка Александра Семеновича Ященко "Теория федерализма, опыт синтетического построения государства и права", которую он защитил в Московском университете в 1912году. Приведу лишь три цитаты из этой работы: первая - " Образование федерации соединено с жертвами, на которые народы соглашаются нелегко и вынуждаются обыкновенно насильственными событиями", вторая - " Появление жизнеспособного федерализма есть лишь выражение роста унитарной идеи. В России же федерализм мыслим лишь как раздробление единой суверенной власти, и поэтому, он должен быть безусловно осужден", и третья - " Россия, где области с нерусским населением составляют окраины и имеют ничтожное значение по сравнению с общей массой имперского населения, которое, конечно ни в каких федеральных и договорных отношениях с этими областями быть не может".
Однако уже через шесть лет после написания этих строк в 1918 году первая советская конституция закрепила федеративное устройство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, после того, как Россия вступила "в федеральные и договорные отношения", которых "быть не может". А еще через 80 лет, 31 марта 1992 года, между центральной федеральной властью и органами власти республик в составе России, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и национальных округов был подписан Федеративный договор, который заложил фундамент новой государственности России - Российской Федерации.
Российский федерализм уникален: и по количеству и составу многонационального населения, и по количеству субъектов федерации, и по способу своего образования. Именно он - Российский федерализм и является предметом предлагаемого вашему вниманию курса лекций. Мы рассмотрим, как и почему в процессе исторического развития на месте Российской империи, а потом Советского Союза, состоящего из пятнадцати республик, образовалась Российская Федерация. Обращаясь к нашей древней, новой и новейшей истории, мы будем рассматривать только те факты и действия только тех исторических личностей, которые прямо или косвенно, но в существенной степени повлияли на становление нашего государства, на развитие тех или иных форм государственной власти и управления, включая элементы федерализма и демократии. Одновременно мы рассмотрим, как формировались во времени моральные, интеллектуальные и духовные особенности нашего народа, совокупность которых называется духом нации. Именно дух и характер нации - душа народа, как синтез его истории, как наследство всех его предков и определяют его судьбу, его исторический выбор. Как говорится, какой народ - такое и государство.
Рассматривая все это, мы постараемся получить ответ на вопрос: каким государством должна быть современная Россия - унитарным или федеративным? Тем более что все мы хотим, чтобы наше государство было сильным, свободным и процветающим.



Док. 296140
Опублик.: 19.04.07
Число обращений: 661

  • Шумейко Владимир Филиппович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``