В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Еремеев: `Социальное партнерство - залог социальной стабильности в обществе` Назад
Олег Еремеев: `Социальное партнерство - залог социальной стабильности в обществе`
11-12 октября в Твери состоится семинар "Развитие социального партнерства в регионах России". Его организатор Координационный совет объединений работодателей России (КСОРР, преследует цель донести до работодателей, профсоюзов и местных органов власти ключевую, как считает КСОРР, идею реализации социальной политики и продвижения социальных преобразований - идею социального партнерства. О том, в чем она заключается, мы беседуем с председателем КСОРР, депутатом Государственной думы РФ Олегом ЕРЕМЕЕВЫМ .

- Олег Витальевич , что такое социальное партнерство и почему общероссийские объединения работодателей уделяют ему такое внимание?

- Социальное партнерство - это главное условие сохранения социальной стабильности в обществе. Оно основано на социальном диалоге трех важнейших сторон социально-трудовых отношений - работников, работодателей и государства. Согласитесь, что при всем разнообразии политических и прочих сил эти три стороны в условиях рыночной экономики существуют постоянно. И им всегда есть, о чем договариваться, дабы избежать радикальных методов решения трудовых споров, что мы наблюдали в 90-е годы. Социальное партнерство - объективный процесс. И успех государственной социальной политики зависит от того, насколько она согласована с интересами работающих и работодателей.

- Можно ли говорить о том, что социальное партнерство - достаточно новое явление для нашей страны?

- Это не совсем так. По большому счету, история регулирования трудовых отношений в России насчитывает уже сто лет. В 1905 году совершенно четко была обозначена грань во взаимоотношениях между работниками и работодателями, Именно во время первой русской революции появились первые коллективные договоры. Другое дело, что за последующее столетие социальное партнерство у нас не продвинулось так, как в других странах. В нем просто не было нужды. Однако с развитием рыночной экономики возникла острая необходимость в механизме, который позволял бы цивилизованным путем, без стачек и забастовок, разрешать трудовые коллизии. В 1992 г. была образована Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). В ней представлены все стороны социального партнерства: работники в лице Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), работодатели в лице Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР) и правительство. А в 2001 г. был принят Трудовой кодекс, предписывающий решать все спорные вопросы социально-трудовых отношений в рамках переговорного процесса. Кстати, и сам кодекс стал во многом плодом компромиссов, на которые шли КСОРР и ФНПР, дабы не сорвать переговоры и добиться принятия этого важнейшего закона, определяющего взаимоотношения работников и работодателей в условиях рыночной экономики.

- Насколько Трудовой кодекс отвечает требованиям времени сегодня?

- Решены не все проблемы регулирования социально-трудовых отношений. Кодекс нуждается в ряде уточнений и поправок. Изменения в него вносятся в ходе совместной работы депутатов Госдумы, представителей профсоюзов, работодателей и правительства. В частности, стороны единодушно одобрили поправки, направленные на дальнейшее развитие принципов социального партнерства, расширение коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Была поддержана поправка работодателей о процедуре учета мнения РТК при подготовке правительством проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Уточняются процедуры проведения коллективных переговоров и забастовок. Необходимо проводить дальнейшую работу, направленную на развитие рынка мобильной рабочей силы. В частности, КСОРР активно выступает за расширение практики применения срочных трудовых договоров.

- Социальное партнерство разворачивается только на федеральном уровне?

- Нет, у социального партнерства есть несколько уровней, на каждом из которых существует вполне определенный предмет партнерства. На федеральном - профсоюзы, работодатели и правительство каждые три года подписывают генеральное соглашение, где оговаривают общие принципы социально-трудовых отношений и свою согласованную позицию в области социально-экономической политики России. На уровне регионов и отраслей заключаются коллективные договоры, где субъектами выступают объединение профсоюзов и работодателей, а также администрации республик, краев и областей. На уровне предприятий социально-трудовые отношения регулируются трехсторонними соглашениями и коллективными договорами. Существуют трехсторонние соглашения и на уровне федеральных округов. Хотя здесь нет четко выраженных субъектов социально-трудовых отношений, такие соглашения способствуют развитию социального партнерства тем, что дают сторонам возможность формулировать свои позиции с учетом региональных особенностей, которые очень важны для развития партнерства на федеральном уровне.

- О чем идет речь в таких трехсторонних соглашениях?

- Чтобы в буквальном смысле далеко не ходить, возьмем трехстороннее соглашение, заключенное в Центральном федеральном округе. В нем социальные партнеры среди прочего совместно обязались "провести комплексный анализ состояния занятости населения на территории ЦФО и выработать предложения по улучшению ситуации с учетом возможной миграции рабочей силы". Кроме того, предусмотрено осуществлять контроль за своевременной и полной выплатой заработной платы, содействовать развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения и сотрудничать во многих других социальных аспектах. На региональном уровне социального партнерства, например в Тверской области, существуют договоренности, которые конкретизируют рамочные соглашения, достигнутые на уровне федерального округа. В частности, работодатели и профсоюзы обязались проводить согласованные действия в случае массового освобождения рабочей силы.

- А государство решать все эти вопросы не в состоянии?

- Согласитесь, затруднительно реализовывать эффективные программы занятости без работодателей, потому что именно они нанимают людей на работу. Урегулировать потоки трудовой миграции (как правило, из стран СНГ) тем более нереально без учета интересов социальных партнеров. Миграционная и любая другая государственная политика должны строиться таким образом, чтобы они участвовали в ней, находя свою эффективную нишу. Государство понимает, что без привлечения мигрантов нам не решить демографическую проблему: в условиях стремительного старения населения Россия столкнулась с нехваткой рабочих рук. Работодатели также нуждаются в привлечении рабочей силы для увеличения объемов производства и уже сегодня активно используют услуги трудовых мигрантов. Бизнес не может развиваться без хорошо подготовленных кадров. Именно работодатели сегодня являются главными потребителями системы профессионального образования. Хотелось бы, чтобы они стали и ее реальными заказчиками, участвуя в разработке образовательных программ и стандартов. И это лишь некоторые точки соприкосновения интересов работодателей и государства. От того, насколько они согласованны, зависит социальная стабильность в обществе в целом и в конкретном регионе, в частности.

- Получается, что государству выгодно привлекать работодателей к участию в социальной политике. А в чем интерес работодателей?

- Думаю, что точнее было бы сказать не "привлекать", а "заинтересовывать". Никакое привлечение не дает такие же эффективные результаты, как заинтересованное осознанное участие. Работодателям социальное партнерство интересно, в частности, тем, что позволяет участвовать в процессе выработки и принятия решений, от которых зависят благополучие граждан, стабильность государства и, как следствие, успех самого бизнеса, поскольку трудно осуществлять долгосрочные проекты в социально нестабильном обществе. С другой стороны, государству сложно добиться этой самой стабильности при неразвитом бизнесе. Если государство обязывает компании нести непомерную социальную нагрузку, то они становятся неконкурентоспособными, терпят убытки, сокращают работников, в бюджет не поступают налоги, а в социальные фонды - необходимые отчисления. И в такой ситуации говорить о социальной стабильности уже не приходится. В том же трехстороннем соглашении, подписанном в Центральном федеральном округе (ЦФО), предусмотрен интересный стимулирующий механизм, основанный на закупках продукции из бюджетных источников. При проведении конкурсов администрации субъектов ЦФО обязуются учитывать участие претендентов в системе социального партнерства и исполнение ими обязательств по региональным трехсторонним, отраслевым и данному окружному соглашениям. Мы видим, что заинтересовать бизнес в решении социальных проблем можно и без административного давления и разнарядок. Достаточно обозначить правила игры, при которых все социальные партнеры, включая бизнес, будут принимать активное участие в развитии социальной политики в России. Тогда это участие приобретает характер осознанных действий, а не выполнения оброка, назначенного местной администрацией. Следовательно, эффект от него во сто крат больше.

- Почему вы проводите семинары в регионах, а не в Москве?

- Именно в регионах осуществляется социальное партнерство. Именно там данные конкретные трудовые коллективы ведут переговоры с данными конкретными работодателями при участии региональных властей. Для нас очень важно детально изучить опыт такого диалога и выработать механизм социального партнерства на всех уровнях, чтобы та позиция, которую мы отстаиваем на федеральной площадке, отвечала интересам всех объединений работодателей. Для этого нужно глубже понять специфику регионального и федерального уровней социального партнерства и наладить их взаимодействие. Кроме того, КСОРР считает, что необходимо не только вертикально интегрировать объединения работодателей, но и развивать их "горизонтальные" связи. Это способствует более активному продвижению социального партнерства в территории. Следующее наше мероприятие - "круглый стол" "Взаимодействие бизнеса и власти: социально ответственное партнерство" - тоже пройдет в регионе. КСОРР организует его 25 октября в Архангельске. Мы планируем обсудить наиболее острые проблемы диалога работодателей и государства и разграничения их ответственности. В Архангельск приглашены представители всех заинтересованных сторон: министерств и федеральных служб, объединений работодателей, профсоюзов, администраций субъектов Федерации. Темы диалога власти и бизнеса мы обязательно коснемся и на предстоящем семинаре в Твери.




СМИ: Тверская Жизнь. Тверь

5 Октября 2005 г.


Док. 296011
Перв. публик.: 05.10.05
Последн. ред.: 19.04.07
Число обращений: 352

  • Еремеев Олег Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``