В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
По закону, по справедливости ипо совести Назад
По закону, по справедливости ипо совести
Депутат Государственной думы С.А.Елисейкин ежемесячно приезжает в родную Магаданскую область. Здесь он встречается с избирателями, проводит личный прием граждан, бывает в трудовых коллективах, участвует в работе областной Думы, в совещаниях и мероприятиях, проводимых исполнительной властью региона. Я встретился со Станиславом Агафоновичем в разгар майских праздников, но разговор у нас получился далеко не праздничный.

- Станислав Агафонович, прошло полгода с момента Вашего избрания депутатом высшего законодательного органа страны, Вы являетесь первым заместителем председателя Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Госдумы РФ. Удалось ли вам как-то осмотреться за минувшие 4 месяца в новой должности, оцениться, определиться в том, какую все-таки реальную роль играет ваш Комитет в решении проблем северных территорий России? Ведь еще совсем недавно мы, депутаты Магаданской областной Думы, и вы в том числе, испытывали определенное неудовлетворение деятельностью Комитета по проблемам Севера Госдумы РФ, тем, что его работа, как нам казалось, оторвана от реальных вопросов, заботящих северян. Как вы теперь оцениваете работу Комитета, глядя на нее "изнутри"?

- К Комитету по проблемам Севера и Дальнего Востока Госдумы России можно по-разному относиться. Можно испытывать чувство удовлетворения от его работы или наоборот - разочарования. И я, будучи в свое время депутатом областной Думы, а потом и ее председателем, действительно испытывал и те, и другие чувства. Сегодня же я вижу, что этот Комитет - единственный в Госдуме орган регионального ориентирования, да еще и - это особенно важно - по проблемам северных территорий. Более того, это вообще единственный орган на федеральном уровне, который занимается вопросами Севера.

Ведь вы же знаете, что раньше были Госкомсевер, Министерство по Северам, - сейчас они упразднены. И наш Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока - единственная структура в федеральном центре, которую по настоящему заботят проблемы Северов. Нашу работу осложняет то, что у нас нет соответствующего координирующего органа в исполнительной власти. Другие профильные комитеты Госдумы имеют параллельные или аналогичные структуры в правительстве, взаимодействуют с ними.

Генеральный совет партии "Единая Россия", кстати, уже обращался в правительство с предложением все-таки восстановить какую-то управленческую структуру по Северам, но пока решение не принято. Но и мы не можем сидеть и просто ждать, когда правительство раскачается. Нужно безотлагательно решать назревшие проблемы северных территорий.

- Какие из них вы считаете наиболее важными? Что лично вы взяли под свой контроль?

- Я не занимаюсь какими-то надуманными вопросами. В Госдуму я пришел с целым пакетом проблем, которые мне в качестве наказов дали мои избиратели. В большей части этими наказами я занимался еще будучи депутатом Магаданской областной Думы.

Возьмем, к примеру, во-просы выделения жилищных субсидий - это чрезвычайно острая проблема не только для магаданцев, но и для других северных регионов. Жилищные субсидии и так-то в мизерном количестве в нашу область поступали - подсчитано, что для удовлетворения всех потребностей в субсидиях в Магаданской области, если они будут поступать прежними темпами, потребуется 180 лет. А в этом году объем субсидий по сравнению с 2003 годом еще и сократился в 2,5 раза.

В порядке законодательной инициативы я разработал и внес на рассмотрение депутатов законопроект об изменениях в уже действующий Закон о жилищных субсидиях для лиц, отъезжающих из районов Крайнего Севера в центральные районы страны на постоянное место жительства.

- В чем же заключаются эти изменения?

- Прежде всего они касаются самого порядка выделения жилищных субсидий. Сегодня в Магаданской области, да и в других северных регионах, создано 5 очередей на получение субсидий: первая очередь касается граждан из ликвидируемых поселков, вторая - инвалидов, третья - пенсионеров, длительное время проживавших на Севере, четвертая - обычных пенсионеров, не пользующихся какими-либо льготами, и пятая - остальных жителей области, решивших выехать в ЦРС на постоянное жительство. Так вот, финансирование из центра выплат жилищных субсидий, пусть и крайне незначительное, идет в последние годы только для очереди, в которой находятся инвалиды. Причем правительство выделяет эти субсидии целевым порядком.

Я считаю это несправедливым по отношению к остальнымм категориям наших земляков, находящихся на учете в иных очередях. Территории, как я полагаю, должно быть предоставлено право на пропорциональное распределение выделенных средств одновременно по всем очередям.

Второй, тоже весьма деликатный вопрос, касающийся жилищных субсидий, относится к тем или иным изменениям внутри самих очередей. Здесь много путаницы, недовольств, жалоб. Люди буквально заваливают меня письмами, в которых спрашивают, почему их очередь на получение субсидий не только не двигается вперед за последние годы, а даже наоборот - отодвигается назад? Тень подозрений ложится на глав местных администраций, на всех, кто имеет отношение к распределению субсидий.

А объясняется все очень просто: человек, стоявший в очереди как простой гражданин, нуждающийся в субсидии, по состоянию здоровья вдруг получает инвалидность. По действующему законодательству он имеет право на перевод в очередь, где находятся инвалиды, причем попадает не в хвост этой очереди, а на номер, соответствующий дате подачи им первого заявления, отодвигая тех, кто уже стоит в очереди, но заявление подал позднее. По-моему, это несправедливо по отношению к другим очередникам: переходишь в очередь инвалидов - становись в ее конец. Так будет и по справедливости, и по совести.

- Достаточно серьезный вопрос относительно личного жилья. Сегодня закон устанавливает порядок, согласно которому каждый житель области, получивший жилищную субсидию, обязан сдать свое жилье в муниципальную собственность, и не имеет значения, получил он жилье бесплатно от государства или купил его за свои деньги.

- Я ставлю вопрос таким образом: если ты на сегодняшний день получил жилищные субсидии, то муниципальное и приватизированное жилье, которое дало тебе государство бесплатно, ты должен сдать. В то же время, допустим, дом или квартира, которые ты приобрел за свои личные деньги, остаются в твоей частной собственности, ты можешь в соответствии с законом их продать, получить за них деньги. Вот в чем разница между приватизированным и приобретенным в собственность жильем.

Ведь в приватизированное жилье, которое было государственным и в строительство которого ты лично не вложил ни копейки, не является в этом случае твоей собственностью, ты по сути просто меняешь жилье на такое же, но в другом городе. А муниципалитет практически выкупает у тебя жилье для других нуждающихся в нем граждан. Разве мало у нас тех, кто даже сегодня, в рыночных условиях, не может дождаться благоустроенного жилья, ютится в хибарах, бараках, не имея средств для его покупки? А приватизированное государственное жилье, за которое владельцы получают еще и жилищные субсидии, выбрасывается на вторичный рынок жилья. Это можно понять, но это несправедливо.

В вопросе выделения жилищных субсидий есть еще один проблемный аспект. Он касается очереди номер один на получение жилищных субсидий - я об этом уже говорил: это очередь для жителей поселков, закрывающихся по совместному решению областных органов власти и правительства РФ. В нашей области таких населенных пунктов нет, соответственно, нет и первой очереди, и деньги на нее не выделяются. Финансовый ручеек из федерального центра для выплаты жилищных субсидий, выделяемый в северные регионы, уходит в первоочередном порядке согласно законодательству на очередь инвалидов. А для населения фактически закрывающихся поселков средств в этом плане практически не выделяется. Я не имею в виду пилотный проект, касающийся Сусумана, - здесь разговор отдельный.

- А почему не выделяются средства для закрывающихся поселков?

- Потому что на уровне правительства, я считаю, не решен вопрос приоритетности выделения денег. Сейчас они скудно, но все же выделяются. Но выделяются чохом, сразу на все очереди, а по закону попадают только на очередь инвалидов. Я считаю, здесь должна быть адресность, определено целевое назначение выделенных средств: это - на закрывающиеся поселки, это - инвалидам, это - пенсионерам-льготникам и т.д. Ни одна из категорий очередников на получение жилищных субсидий не должна страдать от недостатка средств.

Глав районов нашей области ведь еще что беспокоит: в регионе у нас сегодня действует программа по переселению людей из непер-спективных поселков, утвержденная областной Думой. На все эти поселки дается примерно по 30 млн рублей в год из региональных источников. На семью приходится примерно до 100 тысяч рублей. А жилищная субсидия, выделяемая государством из федерального центра, значительно больше - она доходит до 500 тысяч рублей на семью. И люди в неперспективных поселках, получив 100 тысяч из области на переселение, как правило, никуда не переселяются, а сидят и ждут выделения средств из федерального бюджета. Замкнутый круг получается: положенные деньги область на переселение выдала, а население - его основная часть - никуда не движется. Области, как и прежде, надо завозить в поселок уголь, содержать котельную, сети, обеспечивать жизнедеятельность населенного пункта - людей ведь не бросишь.

Все эти вопросы, я считаю, должны быть прежде всего урегулированы на уровне федерального центра. Я сделал письменный запрос министру торговли и экономического развития Герману Грефу на этот счет, получу ответ и будем думать с губернатором области Н.Н. Дудовым и областной Думой над тем, как с наибольшей эффективностью использовать деньги центра и региона, для того чтобы все очереди на получение жилищных субсидий более или менее двигались вперед.

- Вы сказали, что подготовили законопроект об изменениях в Закон о жилищных субсидиях для лиц, отъезжающих из районов Крайнего Севера. Когда ожидать его рассмотрения и принятия Госдумой?

- Законопроект уже рассмотрен Комитетом по проблемам Севера и Дальнего Востока и получил его поддержку. Сейчас он официально зарегистрирован в Думе и проходит установленную процедуру согласования. Надеюсь, что осенью этого года Госдума приступит к его рассмотрению.

- Станислав Агафонович, я бы хотел, чтобы вы каким-то образом обозначили свое мнение о проблеме оплаты дороги на материк для неработающих пенсионеров. Этот вопрос задевает сегодня интересы очень многих людей, которые в свое время отдали лучшие годы жизни освоению Северо-Востока и сегодня не могут даже свои вещи отправить в центральные районы страны...

- Это очень больной вопрос, Иван Михайлович. Это вопрос восстановления справедливости по отношению к уважаемой категории северян. Здесь надо различать два аспекта: один касается тех неработающих пенсионеров, которые не собираются покидать нашу область, но хотят выехать на отдых, на лечение в ЦРС. В этом случае законодательство, как известно, предусматривает оплату дороги пенсионеру один раз в 2 года за счет средств Пенсионного фонда. Но весь парадокс заключается в том, что в Положении о Пенсионном фонде ни строки нет о том, что он может тратить деньги на эти цели. Естественно, что в бюджет Пенсионного фонда средства на это не закладываются.

Я вижу свою задачу в том, чтобы как можно быстрее ликвидировать этот пробел в законодательстве. Второй аспект касается неработающих пенсионеров, выезжающих в ЦРС на постоянное жительство. Постановление правительства по этому вопросу, принятое в начале 90-х годов прошлого века, предписывает, что проезд отъезжающим пенсионерам должен оплачиваться из региональных источников, а в случае нехватки средств федеральный бюджет выделяет соответствующие субсидии. В постановлении также указывается, что порядок выделения субсидий определяется правительством. Но правительство в силу каких-то причин порядок так и не разработало. И до сегодняшнего дня наша область не получает никаких финансовых вливаний на оплату дороги, контейнеров для отъезжающих пенсионеров.

Все эти годы руководство области как-то выкручивалось за счет собственных средств. Денег, естественно, не хватало, и уже накопился долг в 6 млн рублей. На этот год и на 2005-й требуется уже 35 млн рублей для отправки стоящих в очереди пенсионеров, желающих в связи с выездом в ЦРС отправить контейнеры с вещами, приобрести билеты.

Как депутат я вижу свою задачу в том, чтобы в законодательстве поставить точку и в этом вопросе.

- Нашим читателям наверняка интересно узнать вашу точку зрения на ряд проблем, поднятых в Салехарде на выездном заседании Президиума Госсовета России, где в присутствии Президента РФ были озвучены острейшие вопросы северных территорий. Одна из них - необходимость районирования российского Севера...

- Председатель госдумовского Комитета по Северам Валентина Пивненко принимала участие в работе Президиума Госсовета, выступила на нем, и текст ее выступления перед поездкой в Салехард мы очень активно обсуждали на заседании Комитета. Что же касается районирования северных территорий, то, наверное, необходимость в принятии соответствующего закона на этот счет все же есть. Все-таки 16 регионов относятся в районам Крайнего Севера, 11 - к приравненным к ним территориям, какая-то корректировка "расстановки сил", возможно, нужна.

Но я бы подходил к этому вопросу крайне осторожно. Нельзя сегодня огульно охаивать то районирование северных территорий, которое было произведено при советской власти, и одним росчерком пера перекраивать карту Крайнего Севера, приравненных к нему регионов, говорить, что в отдельных районах сидят "нахлебники" на шее федерального бюджета и их надо лишить северных надбавок, коэффициентов и т.д. Все это уже было в истории нашей страны. Да и потом, дифференцированный подход к различным территориям по климатическим показателям имеется и сегодня. На Чукотке - одни северные надбавки, в Магадане - другие, в Приморье - третьи.

Необходим учет всех факторов - географических, медико-биологических, социально-экономических. В Салехарде, возможно, холоднее, чем у нас, но оттуда до Москвы 3 часа лета, от Магадана до столицы - 8 часов. Огромна разница в часовых поясах, а это серьезно отражается на здоровье людей. Или возьмите Мурманск и Магадан. Коэффициенты северные у нас примерно одинаковы, но от Мурманска до Москвы можно доехать на поезде, о самолете я уже не говорю. А отсюда и разность в решении экономических, социальных задач для регионов.

Я знаю, что в недрах правительства уже подготовлен проект районирования северных территорий. В октябре этого года он будет вынесен на рассмотрение Госдумы. Предстоит нелегкая борьба за отстаивание интересов Крайнего Севера и в частности нашей Магаданской области.

- В Салехарде поднимался вопрос об упорядочении законодательства по Северам. Имеющиеся законы противоречат друг другу, вносят путаницу и неразбериху...

- Основополагающий Закон о гарантиях лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, был принят, как известно, в 1993 году. И вот с тех пор он выдержал со стороны правительства немало атак, общий смысл которых сводится к тому, чтобы переложить финансовую сторону северных льгот на плечи регионов. Это касается и детских пособий, и выплат ветеранам по Закону о ветеранах, и оплаты дороги пенсионерам, о чем мы уже сегодня говорили. Или возьмите во-просы регулирования заработной платы на Севере, оплаты дороги отпускникам, работающим в негосударственных предприятиях. Сегодня в себестоимость продукции у нас закладываются проезд в отпуск, надбавки, другие северные льготы. Из-за этого теряется конкурентоспособность наших негосударственных предприятий. Почему у нас не развивается рыбоперерабатывающая промышленность? Почему мы, сидя на рыбе, плохо занимаемся ее переработкой? Да потому что сегодня выловленную рыбу проще вывезти в ЦРС и продать ее там, чем создавать предприятия здесь, организовывать новые рабочие места... Из-за северных льгот, переложенных на плечи предпринимателей, идет удорожание продукции. Поэтому магаданцы и возмущаются: как же так, в Москве красная рыба стоит дешевле, чем в Магадане! Действительно, парадокс и несправедливость.

Поэтому, если правительство хочет рассматривать Север только как сырьевой придаток ЦРС, - это один подход. А если мы хотим, чтобы северные территории динамично развивались, - это другой подход. Президент России ясно сказал, что человек на Севере не должен жить хуже, чем в развитых районах страны. Вот из этого нам и надо исходить.

Это же относится и к теме "похорон северных льгот", о которых говорила в Салехарде Валентина Пивненко. Действительно, некоторые горячие головы в правительстве пытаются замахнуться и на северные льготы. Но я думаю, что Президент России на заседании Президиума Госсовета им четко дал понять, что жизнь людей, проживающих в экстремальных условиях Крайнего Севера, не должна быть ухудшена. Думаю, что это отрезвит тех, кто хотел бы сегодня в погоне за сиюминутной выгодой "отрезать, перекраивать, ломать". Да и мы - депутаты Госдумы от северных территорий - не позволим этого сделать.

- Станислав Агафонович, вам наверняка известна раздающиеся в адрес Госдумы РФ критические замечания о том, что благодаря парламентскому большинству партии "Единая Россия" в ней нет сегодня настоящих дискуссий, что Дума превращается в бездушную машину для голосования...

- Я думаю, что в принципе в парламенте, конечно же, должна быть система сдерживания и противовесов. Поэтому, с одной стороны, это хорошо, если Дума достаточно быстро принимает качественные законы, которые подготовлены в правительстве, проработаны в комитетах, прошли апробацию в заинтересованных организациях. Но ведь истина рождается в споре. Поэтому внутри самой фракции "Единая Россия" все чаще возникают серьезные дискуссии. Свобода высказывания и отстаивания мнений по обсуждаемым законопроектам полная. Здесь и левые суждения, и правые, и центристские. Целый спектр мнений в рамках одной фракции. И это нормально. Тем более что "на публику работать" нужды нет - каждый говорит то, что думает. Так что жизнь кипит.

- Спасибо за беседу.



КОЛЫМСКИЙ ТРАКТ. МАГАДАН

9 июня 2004 г.


Док. 295949
Перв. публик.: 09.06.04
Последн. ред.: 19.04.07
Число обращений: 246

  • Елисейкин Станислав Агафонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``