В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Станислав Елисейкин: `Я вновь окунулся в большую политику` Назад
Станислав Елисейкин: `Я вновь окунулся в большую политику`
Есть поговорка, что дважды в одну реку войти нельзя. Образно говоря - можно, если очень захотеть. Станислав Агафонович Елисейкин уже избирался от Магаданской области депутатом Верховного Совета РСФСР, а через десятилетие колымчане вновь доверили ему депутатский мандат теперь уже Государственной Думы. Конечно, политическая река и русло поменяла, и вода от бурных жизненных потоков чище не стала, и менталитет наш стал иным, а вот Елисейкину большинство избирателей верность сохранили, что бывает нечасто.

О сегодняшней работе депутата Госдумы С. А. Елисейкина, его первых шагах в большой политике, о надеждах при отстаивании интересов северян в парламенте России беседа нашего корреспондента.

ГОСДУМА В СОСТОЯНИИ ОЖИДАНИЯ

- Станислав Агафонович, прошло несколько месяцев, как вы приступили к работе в парламенте. Как вам, бывшему председателю Магаданской областной Думы, видится роль депутата нижней палаты в решении и государственных, и региональных проблем?

- Я вновь окунулся в большую политику - принимаю участие в работе парламентского Комитета по делам Севера и Дальнего Востока, являясь первым заместителем его председателя В. Н. Пивненко.

- Вы сейчас пристальное внимание уделяете региональной политике. Почему?

- Не секрет, что пока Госдума, в моем понимании, находится в состоянии ожидания значительного законодательного реформирования. Часть законопроектов правительство уже внесло, так что май и последующее время будет достаточно напряженным в Госдуме.

Что меня смущает и беспокоит в проведении региональной политики? То, что и предыдущими составами Госдумы и правительства, и нынешними недостаточно внимания уделяется Северам, в том числе и Магаданской области. Создается впечатление, что правительство да и большинство парламентариев забыли, в какой стране и за счет каких территорий существует Россия. До сих пор государство не имеет четкой политики по отношению к своим самым дорогим, труднодоступным и обширным землям. Такое отношение к людям, населяющим северные территории, безответственно.

ПЫТАЮСЬ НАЙТИ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

- В северных регионах России производится до 20% валового внутреннего продукта - здесь основной экспортный потенциал страны, не говоря уже о ее стратегических интересах. Так почему же депутаты от северных территорий не проявляют должной активности в парламенте, а члены Совета Федерации - в верхней палате?

- Откровенно говоря, меня это тоже беспокоит. Депутатов от Северов - от Мурманска до Чукотки и Магадана - не так уж и мало в Госдуме, а вот в Комитет по делам Севера и Дальнего Востока записалось всего ничего - он самый малочисленный. Северные депутаты почему-то предпочитают комитеты по бюджету, собственности, обороне, безопасности, труду и социальной политике.

- Но эти же направления работы касаются и вашего комитета?

- В Магаданской области, как и на других северных территориях, эти проблемы возведены в степень - здесь самые трудные условия жизни людей. В то же время эти территории располагают основными природными ресурсами, за счет которых живет вся Россия.

- Невнятная политика государства в отношении Северов, возможно, и является результатом разобщенности депутатов от этих территорий?

- Самому хотелось бы это понять. И мое участие в апреле в региональном совещании парламентской ассоциации Дальнего Востока и Забайкалья подтвердило: консолидации депутатов даже нашей ассоциации, которой 10 лет, явно недостаточно. А ведь там рассматривались серьезные вопросы - поддержка инициативы Магаданской областной Думы по продлению режима ОЭЗ, о районировании северных территорий, о федеральном законе о Северах... Поехал я в Хабаровск еще и потому, что многие обсуждаемые проблемы созвучны с моей позицией по их решению. Мои поправки, которые вносил в Бюджетный кодекс, в закон о Северах по отъезжающим и неработающим пенсионерам, в законодательство о жилищных субсидиях, совместно с областной администрацией - в положение о Пенсионном фонде - все они созвучны с вопросами, которые коллеги поднимают и в других регионах.

Меня, как первого заместителя председателя Комитета по делам Севера и Дальнего Востока, пригласили сахалинцы на парламентские слушания о социально-экономической политике на северных территориях. В середине мая полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе К. Б. Пуликовский собирает региональных депутатов Дальнего Востока и Забайкалья, а также пригласил депутатов Госдумы от этих территорий. Все это можно считать попытками выработать общую политическую стратегию в федеральном округе.

В то же время замечу, что на парламентской ассоциации в Хабаровске, где ставились весьма серьезные вопросы, из десяти субъектов РФ Дальневосточного федерального округа, в каждом из которых избрано по одному, а в некоторых и по нескольку депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, нас, парламентариев, было всего трое: бывший председатель Хабаровской краевой Думы, а ныне член Совета Федерации Озеров, член Совета Федерации от Сахалина Третяк и я. В основном приехали депутаты региональные. Вот такая пока консолидация депутатов и сенаторов от территории, где очень схожие, а то и одинаковые проблемы, которые сообща надо бы решать на федеральном уровне.

- А как консолидация политиков разного уровня видится вам на нашей территории?

- Есть у меня желание консолидировать наши силы и на территории Магаданской области. Пока эти вопросы прорабатываю, веду переговоры. Должен быть, на мой взгляд, координационный общественный совет законодателей - назвать его можно и по-другому. И в него должны войти не только депутаты - важно собрать тех людей, которые могут ставить вопросы компетентно, выражать идею региона, его идеологию и помогать формировать законодательное мнение перед Госдумой. Вот это сейчас одна из первостепенных задач, потому что одному депутату без помощи общественной структуры, исполнительной и законодательной власти территории сложно решать наши проблемы в парламенте. Думаю, что нам удастся объединить корпоративные интересы северян через наш комитет в Госдуме. Пока же нет координации усилий, а она крайне необходима.

Сейчас на территории области политическая обстановка благоприятна. И я, и В. А. Пехтин, вице-спикер Госдумы, находим общий язык с законодательной и исполнительной властью региона.

- Станислав Агафонович, большинство законодательных инициатив от субъектов РФ в Госдуме не проходит. Почему?

- Проблема серьезная, о ней на одной из встреч с депутатами говорил и Президент РФ В. В. Путин. Примерно 80% законопроектов от регионов отметается в парламенте. Причины могут быть разные, но, считаю, главная из них - слабая подготовка документов. Региональные политики действуют на федеральном уровне узкоместнически, разрозненно, интересы одних субъектов РФ противоречат другим. За первый квартал этого года я не видел ни одного законопроекта от регионов, который был бы поддержан в Госдуме. Наряду с улучшением работы законодателей нужно совместно с парламентариями создавать на местах общественные советы, чтобы вместе отрабатывать законодательные инициативы. Тогда их будет больше и выход продукции окажется более высокого качества.

ТАМ, ГДЕ ЗАКРЫВАЮТ ШКОЛУ, РАСПАДАЕТСЯ И ПОСЕЛОК

- В новом качестве вы, Станислав Агафонович, проехали недавно по "золотому кольцу" нашей территории, побывали в поселках Ольского побережья. Как видятся проблемы Колымы и их решения с высоты государственного деятеля?

- Поездка по Ольскому побережью у меня, как депутата парламента, была одной из первых. Чуть раньше, вместе с губернатором Н. Н. Дудовым, проехал по "золотому кольцу" Колымы. Цель была не та, чтобы узнать, в каком состоянии находятся поселки побережья - я об этом был хорошо осведомлен и прежде, будучи председателем областной Думы. В большей степени сейчас пытаюсь понять для себя глубину этих проблем, чтобы вооружиться и вдохновением, и, может быть, злостью: как же себя вести в Госдуме при проведении социально-экономической политики на уровне государства.

- И что вас вдохновило или что разозлило?

- Состояние образования, например. Поселки там невелики, школы по составу учащихся маленькие. Финансирование на их содержание ограничено. Типичный пример - Балаганное, где в школе всего 40 детей. Встал вопрос о реорганизации этой школы: оставить лишь начальное образование, а старших детей возить на занятия в Тауйск, до которого 18 километров.

Я провел там встречу с избирателями, на которой обеспокоенные родители и учителя заявили: "Там, где закрываются школы, практически ликвидируются поселки...". И практика прошлых лет подтверждает, где ликвидируют школу, там распадается обжитый поколениями поселок. Полагаю, что о закрытии населенных пунктов южного побережья Магаданской области, имеющих исторические традиции, вопрос не стоит. Там неплохие природно-климатические условия, люди занимаются рыбодобычей, земледелием, охотой. Зачем же искусственно создавать условия для развала этих поселков?

ИЗ ПИСЬМА ДЕПУТАТА ГОСДУМЫ С. А. ЕЛИСЕЙКИНА НАЧАЛЬНИКУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ Т. А. ИСАЕВОЙ

"Во время моего пребывания в селе Балаганное ко мне обратилась группа жителей с жалобой на предстоящую реорганизацию школы. При изучении вопроса на месте я выяснил, что намерения о реорганизации школы из основной в начальную органами управления не отработаны, нет четкого представления, какие средства понадобятся для подвоза учащихся в Тауйск и каким образом будет организован сам подвоз, какие средства будут сэкономлены в результате реорганизации и т. д. Население не информировано о сущности предполагаемых мероприятий. Складывается впечатление, что решение этого важного вопроса целиком отдано на усмотрение администрации Ольского района. Но вопрос образования детей относится к области государственной политики, и любые недоработки, неясности, игнорирование интересов граждан недопустимы".

- Станислав Агафонович, ну написали вы в письме Т. А. Исаевой, что "игнорирование интересов граждан недопустимо". Но она же не сидит на мешке с деньгами, игнорируя школу в Тауйске. Ведь то же можно сказать о школах в Солнечном, Мадауне и других? Что же делать?

- Если будет продолжена жесткая политика с финансированием, когда не согласовывается выделение средств под те же малокомплектные школы или маленькие больницы, то мы должны будем убедить правительство, что к Северу с его спецификой нужен другой политический подход. Или нам уже сегодня надо думать, как брать на собственное содержание те же малокомплектные школы за счет области, районов, других муниципальных образований.

Сложная ситуация со зданием Арманской школы - оно находится в плачевном состоянии. Областная и районная администрации изыскивают возможности найти деньги, чтобы укрепить стены, подштопать, подкрасить. А что дальше? Строить новую - надо более 100 млн. рублей. Для региона это очень серьезный вопрос - новое строительство. Будь то котельная, школа, клуб... Надо искать пути для консолидирования средств территории и федерального бюджета. А для этого, я вновь возвращаюсь к своей идее, необходимо создать координационный экспертный совет, который мог бы заниматься инвестиционной и строительной политикой на территории. Он должен решать: какой объект необходимо строить или реконструировать в первую очередь, какой позднее. Ведь на все объекты средств не хватает, а если давать на каждый понемножку, то все и будет идти вялотекущим образом и неизвестно к какому финалу.

У меня есть письмо из микрорайона Солнечный - там тоже собираются закрывать школу. Это первая ласточка уже в самом городе.

- Станислав Агафонович, вы сейчас работаете над поправками в ряд законопроектов. Это тема отдельной беседы, но сейчас хотя бы перечислите их.

- Среди них закон о жилищных субсидиях (у меня много жалоб от колымчан по этим проблемам), внес поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы, готовлю поправки в законопроект по пенсионному обеспечению авиаторов, совместно с администрацией области работаем над изменениями и дополнениями в федеральный закон о Северах - это касается выезда в ЦРС на отдых неработающих пенсионеров.

- Как вы относитесь к закону о шествиях, демонстрациях и пикетах, который принят Госдумой в первом чтении?

- В такой редакции данный законопроект я не поддерживаю. Знаю, что большинство депутатов и сами поняли, что демократическому парламенту притеснять или ограничивать демократию негоже. Я за закон не голосовал, так как находился в своем округе.

- Станислав Агафонович, Первомай уже стучит в окно. Как вы относитесь к тому, что в нашей области, одной из первых в России, бывший губернатор В. И. Цветков возобновил первомайские демонстрации?

- Я человек с солидным жизненным стажем, как и вы, воспитывался в Советском Союзе. И раньше всегда ходил на праздничные демонстрации сам и привлекал других. Не из-за идеологической подоплеки, а для того, чтобы в первомайских колоннах встретиться с друзьями, пообщаться, почувствовать атмосферу единения людей. И хорошо, что у нас в области, а потом и в других регионах России возобновились праздничные шествия. Все мы ощущаем, что Первомай - это весна, пробуждение природы и радостные лица людей.

Пользуясь случаем, хочу тепло и сердечно поздравить колымчан и магаданцев с Первомаем и пожелать всем благополучия и уверенности в завтрашнем дне.



МАГАДАНСКАЯ ПРАВДА. МАГАДАН

30 апреля 2004 г.



Док. 295947
Перв. публик.: 30.04.04
Последн. ред.: 19.04.07
Число обращений: 225

  • Елисейкин Станислав Агафонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``