В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Калининград: индикатор партнёрства между Россией и Западом Назад
Калининград: индикатор партнёрства между Россией и Западом
Эта проблема возникла как результат геополитического отступления России в Европе в конце XX #8213; начале XXI века и естественных действий Запада занять освободившееся пространство в Европе. Выход стран Балтии из СССР осенью 1991 г. превратил Калининградскую область в российский эксклав. После вступления в 1999 г. Польши, а в 2004 г. и стран Балтии в НАТО область стала российским анклавом в окружении стран, входящих в Североатлантический альянс. С превращением области 1 мая 2004 г. (после вступления Польши и Литвы в ЕС) в анклав внутри Евросоюза её проблемы ещё больше усложняются, поскольку она попадает в зону действия Шенгенских соглашений. А точнее, будучи анклавом ЕС, выпадает из этой зоны, что создаёт проблему транзита людей и грузов между Калининградской областью (КО) и остальной территорией России. Расширение ЕС на Восток обусловливает и ряд других новых внешних проблем развития КО. Среди них #8213; транспортная, энергетическая, таможенная. С вступлением Польши и Литвы в ЕС под вопросом оказались нынешние условия приграничного сотрудничества, взаимовыгодные и довольно тесные связи между КО и соседними регионами.
С этих пор проблема КО стала точным и безошибочным индикатором готовности обеих сторон #8213; и России, и ЕС #8213; перевести совместные политические заявления о партнёрстве в плоскость реальных практических шагов. А если это действительно так, то партнёрство между Россией и ЕС на сегодняшний день #8213; не более чем красивая декларация. Впрочем, как и разговоры о четырех общих пространствах Большой Европы.
С 1 января 2005 года не только калининградцы, но и все граждане России, не имеющие на руках загранпаспорта, уже не могут ни приехать в регион, ни выехать из него. С этого момента по существу перестала действовать Конституция РФ, гарантирующая своим гражданам свободное передвижение от Камчатки до Калининграда, и жители самой западной территории России выпали из реального российского правового пространства.
Если называть вещи своими именами, то это означает следующее: ни в 2002 г., когда спецпредставитель Президента РФ Д.Рогозин постоянно колесил в Калининград и светился на экранах телевидения, ни в 2003 г., когда Калининград посещал сам Президент РФ и эта проблема обсуждалась на саммитах "Россия-ЕС", ни позже #8213; не сделано было ровным счётом ничего. И все эти пресловутые УПД-ЖД (упрощённый проездной документ на железной дороге), УТД (упрощённый транзитный документ) оказались не более чем эвфемизмом консервативного и жёсткого визового режима.
Конечно, в 2002-2004 гг. были проведены некоторые бюрократические мероприятия. В частности, при Администрации Президента РФ долго заседала "Комиссия Шувалова", включившая калининградскую проблему в число шести приоритетных проблем национального экономического развития. Осенью 2004 г. была создана межведомственная рабочая группа по вопросам КО при помощнике Президента РФ С.Ястржембском и т.д. Но никакого серьёзного прорыва в результате деятельности этих органов не произошло. КО осталась такой же бесхозной территорией, как и раньше. Проект обновлённого "Закона о Свободной экономической зоне" по-прежнему (вот уже пятый год!) лежит в Государственной Думе, что блокирует привлечение в область как отечественных, так и зарубежных инвестиций: ведь постоянные разговоры и ожидания некого нового нормативного порядка регулирования инвестиций и системы налогообложения, льгот и преференций не могут не отпугивать серьёзных инвесторов. Плохо выполняется и Федеральная целевая программа "Развитие Калиниградской области на период до 2010 года". Жизнеобеспечение области, как и раньше, не гарантировано, ибо "рубильник" по-прежнему находится в Вильнюсе, и, случись что, в любой момент самая западная область России может оказаться в энергоизоляции. Наконец, соглашение об упрощённом транзите через Литву на деле свелось к принятию неуклюжего механизма регулирования перемещения тех лиц, которые едут поездом из КО в остальную часть России и обратно. Между тем Генеральный консул ФРГ К.Зоммер вот уже более года живёт в калининградском отеле в ожидании помещения для проживания и для работы визового отдела. И кто хочет попасть из Калининграда в Германию, должен по-прежнему за визой ехать в восточном направлении #8213; в Москву или в Санкт-Петербург.
В начале февраля с.г. КО неожиданно посетили министр экономического развития и торговли РФ Г.Греф и полпред Президента РФ в Северо-западном федеральном округе И.Клебанов. Если первый устроил форменный разнос местному руководству за неготовность к предстоящему юбилею (его официальный символ #8213; Королевские ворота #8213; должны быть восстановлены к 1 июля с.г.), то второй вызвал прямо-таки изумление и жителей КО, и зарубежных обозревателей своим заявлением о том, что Калининград (даже не область!) должен получить особый статус "зарубежной территории" по аналогии с территориями Франции в Карибском бассейне. Даже депутат областной Думы С.Гинзбург, известный своими весьма радикальными либеральными взглядами, назвал это заявление несерьёзным. Всё это лишний раз, к сожалению, подтверждает, что в головах у наших чиновников высокого ранга #8213; полная каша...
Бодрые реляции об успехах переговоров между Россией и ЕС не могут скрыть и того факта, что обсуждаемый на них и находящийся на слуху транзитный вопрос #8213; далеко не главный. Это лишь верхушка айсберга. Главная же проблема #8213; выработка единого понимания роли и места КО в процессе интеграции России в общеевропейское пространство (а эта цель заявлена в качестве важнейшей совместной цели России и ЕС) #8213; по-прежнему остаётся в тени. В условиях публично декларированного партнёрства между Россией и Евросоюзом урегулирование политических, правовых и экономических проблем КО технического характера, возникающих в связи с расширением ЕС, должно осуществляться быстро и эффективно, поскольку это является не самоцелью, а лишь предпосылкой к формированию условий для ускоренного экономического развития КО как региона сотрудничества России и ЕС в ХХI веке. Сегодня же складывается впечатление, что не возникни в связи с расширением ЕС визовой вопрос, об области вообще никто бы не вспомнил. А сама тема используется политиками исключительно в риторических целях.
Как это видно из хода реализации программ развития области, Федеральный центр ещё не определил, какие функции должна выполнять область в общероссийском разделении труда, насколько она может обеспечивать внешнеэкономические связи страны, какие меры следует предпринять для её развития. При этом у Москвы нет ни геополитического понимания роли КО, ни долгосрочной экономической стратегии, ни чётких военных интересов. Между тем, очевидно, что без чёткого определения места области в экономике страны и федеральной поддержки формирования соответствующей специализации региона нельзя обеспечить его устойчивое и динамичное социально-экономическое развитие.
Понятно, что в этих условиях основные страны ЕС занимают выжидательную позицию. Впрочем, многие справедливо полагают, что время в данной ситуации работает на ЕС: если Москва и в дальнейшем ничего не будет делать, то КО, как созревший плод, сама упадёт в руки Евросоюза.


Док. 295706
Опублик.: 18.04.07
Число обращений: 237

  • Кортунов Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``