В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Конкурентоспособность как национальная идея Назад
Конкурентоспособность как национальная идея
В своем майском (2006 г.) Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.Путин вновь поставил вопрос о конкурентоспособности России. При этом конкурентоспособность понимается Президентом РФ в очень широком плане: пару лет назад он говорил о том, что "конкурентоспособным должно быть все - товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура". В своем выступлении перед доверенными лицами накануне президентских выборов 2004 г. В.Путин выразил мнение, что в достижении конкурентоспособности и состоит так называемая национальная идея.
Экономическая составляющая этого проекта должна сводиться к двум ключевым идеям: национальная модернизация в условиях перехода к постиндустриальному обществу, включая в первую очередь обеспечение гражданам должного качества жизни и политических свобод, и осторожная, но достаточно быстрая интеграция России в мировое экономическое пространство на правах равного партнера наиболее развитых стран. Эти две задачи неотделимы друг от друга: решение ни одной из них невозможно без решения другой.
Первая задача напрямую связана с переходом России к инновационному типу развития (в противовес мобилизационному типу, который сегодня уже невозможен), а в чисто экономическом плане - с переходом к "экономике знаний", которая определяет сегодня развитие постиндустриального мира. Вторая - с обеспечением конкурентоспособности России, ее экономики, отдельных отраслей, компаний.
Между тем сегодня по основным показателям конкурентоспособности Россия занимает последние места. В целом по индексу текущей конкурентоспособности она пока занимает 75-е место в мире. Проблема заключается в том, что Россия не обладает прогрессивными организационными и социальными технологиями. Так, в управлении предприятиями низка общая квалификация менеджеров, особенно финансовых. Слабые конкурентные позиции у нас и по маркетингу, эффективности производственных процессов, контролю за издержками, управлению че-ловеческими ресурсами, общему управлению компаниями. В сфере технологии низка способность к восприятию инноваций, практически отсутствует защита интеллектуальной собственности, не налажен технологический трансферт посредством прямых иностранных инвестиций и лицензирования иностранных технологий. Инфраструктура отличается слабым развитием современной связи и недостаточными инвестициями в телекоммуникации, в то время как последние, наряду с информационными технологиями, представляют собой магистральные направления технологического развития. Деятельность Правительства страдает от воздействия на нее групп влияния, от неэффективности государственных расходов.
И все же экспертные оценки конкурентоспособности России порой излишне пессимистичны. В стране имеется совокупность экономических, социальных и политических факторов, отражающих на-копленный конкурентный потенциал, его материальное и интеллектуальное богатство, поэтому России необходимо определить стратегию повышения конкурентоспособности и выработать механизм ее реализации. Основными конкурентными преимуществами российской экономики являются, наряду с природными ресурсами и достаточно образованной и квалифицированной рабочей силой, накопленный научно-технический потенциал, транспортные возможности, транзитный потенциал, относительно емкий внутренний рынок.
В России примерно 12% ученых мира (имея в виду не только технические, но и гуманитарные дисциплины), и вместе с тем ее доля в мировом инновационном рынке составляет 0,3%. Это чудовищный разрыв. И он говорит о том, что в России нет того механизма (который существует в развитых странах, в Америке, в Европе, в частности, в Германии) преобразования идей, высоких технологий, инноваций в рыночный продукт. Т.е. отсутствуют эффективные центры инновационного развития. Еще один фактор - подготовка кадров, которые в состоянии осуществить трансферт технологий. На сегодняшний день в России по сути дела нет менеджеров, которые способны заниматься инновационной деятельностью как в составе ВУЗов и НИИ, так и на производстве.
Если раньше главным для общества было образование, затем инвестиции, то сегодня в экономике знаний главным является формирование творческих личностей. Потому что именно они составляют основу современных обществ. И сейчас одним из наиболее ценных активов любой компании являются контракты с людьми, которых знает мир. Они повышают капитализацию этой компании. И если в России не будут понимать принципов функционирования экономики знаний, она не сможет разработать стратегию перехода к такой экономике.    
В России есть интеллектуальный потенциал. Он существует в виде квалификации, репутации и знаний. Но на инновационном рынке ценится не это. Необходимо этот потенциал трансформировать в капитализированные активы. Т.е. квалификация на рынке реализуется в виде сертификатов и лицензий, репутация - в виде брэндов, а знания - в виде прав интеллектуальной собственности. Иначе на рынок выходить не с чем.
Поэтому надо создать механизм, который бы преобразовывал потенциал в капитал. Этого механизма в России нет, а в развитых странах - есть. Для перехода к экономике знаний России не хватает ключевых фигур, которые являются инновационными менеджерами. И механизма в виде технологического брокера, который смог бы продвигать новые разработки на рынок. Первоочередные шаги, которые необходимо сделать: внести поправки в законодательство; обеспечить всемерную поддержку инновационного менеджмента; развить систему технологического брокерства.
Необходима разработка программы "создания равных условий конкуренции для всех предприятий", предусматривающей многократное увеличение расходов на стимулирование НТП, создание механизмов долгосрочного кредитования производственных предприятий и рефинансирования банковских кредитов под развитие производства, предоставление гарантий под экспортные кредиты, введение компенсационных пошлин и других защитных мер против недобросовестной торговой практики со стороны импортеров.
Сценарием для современной России не может быть "догоняющая модернизация". Ей необходима стратегия прорывного, "опережающего развития" за счет форсированного перехода к "экономике знаний". Эта стратегия должна заключаться в переходе к модели радикально-инновационного типа экономического развития. Только такая модель позволит России войти в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, использовать преимущества глобализации и иметь необходимые экономические и политические ресурсы, чтобы противостоять ее рискам и вызовам. Реализация этой модели позволит решить поставленную Президентом РФ задачу по обеспечению конкурентоспособности страны.


Док. 295704
Опублик.: 18.04.07
Число обращений: 316

  • Кортунов Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``