В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Грузия во мгле Назад
Грузия во мгле
2006 год многим запомнился резким обострением российско-грузинских отношений. Именно в этот год антироссийская истерия в Тбилиси стала откровенной государственной политикой. Одновременно грузинское руководство резко активизировало военно-политическое давление на Южную Осетию и Абхазию. Похоже, Саакашвили и его ближайшее окружение всерьез стали рассчитывать на то, что при помощи американцев (при молчаливом согласии Москвы) они, вслед за Аджарией, легко вернут и эти регионы под юрисдикцию Тбилиси.
Однако авторитетные политики и эксперты высказывают глубокие сомнения на этот счет. Аджарцы в массе своей, в отличие от абхазов и осетин, считают себя грузинами и вместе с остальными грузинами (мингрелами, сванами, кахетинцами и др.), видимо, готовы строить новую Грузию на развалинах Советской Грузии. Понятно, что совсем не то с абхазами и осетинами. При этом наблюдатели справедливо подмечают, что М. Саакашвили и его ближайшие соратники сами усугубили свои взаимоотношения с Цхинвали и Сухуми.
Стоит напомнить, что 4 января 2004 года в президентских выборах в Грузии (вернее, в той части, которая осталась от бывшей ГССР) абхазы и осетины участия не принимали и соответственно не признали их результатов. Следовательно, юрисдикция нового президента с этого момента не только де-факто, но уже и де-юре не распространялась на Абхазию и Южную Осетию. Выборы, не проведенные и не признанные в этих бывших частях Грузинской Советской Социалистической Республики, по существу сделали их самостоятельными, независимыми от Грузии субъектами международного права. Соответственно, тот, кто продолжает сегодня говорить о соблюдении территориальной целостности Грузии, имеет в виду советские границы, а значит, следует тактике двойного стандарта. Ибо, позволительно спросить: с каких это пор мировые демократии стоят на защите границ, начертанных преступным сталинским режимом? И не пересмотрен ли успешно мировым сообществом ряд из них после роспуска Варшавского пакта, распада ЧССР, СССР, Югославии, ликвидации ГДР и объединения Германии?
М.Саакашвили занял пост президента в результате выборов, которые бывшие автономии бывшей Грузинской ССР не признали. И если новые лидеры Грузии на это закрывали глаза, значит, они сами де-факто отделили автономии от территории Грузии: таковые стали уже не "мятежными республиками", а независимыми государствами. Нельзя было назначать выборы на пост высшего руководителя страны, не договорившись о проведении таковых на всей территории бывшей ГССР. И после 4 января махать кулаками было уже поздно: выбранный в Тбилиси президент не был признан ни в Абхазии, ни в Южной Осетии. И если до выборов президента военные операции Центра против "мятежной" периферии (при всей физической невозможности их осуществить) все же могли иметь хотя бы видимость легитимности (Центр "усмиряет" мятежников-сепаратистов), то после них уже никто - ни Европа, ни США, ни ООН, ни ОБСЕ, ни одна другая организация - уже не вправе была согласиться с "законностью" возможных военных действий Тбилиси против уже де-факто независимых государств.
В скобках уместно заметить, что некоторые круги стараются использовать Россию в качестве дубинки для подавления "сепаратистов" в мини-империях, шантажируя ее беспросветной чеченской проблемой. Одновременно России навязывается по большому счету надуманная проблема сохранения ее территориальной целостности с требованием неадекватного участия в подавлении т.н. международного терроризма - взамен реально стоящей перед российским государством проблемы мирного восстановления в разумных границах ее территориальной целостности, нарушенной в советское время и незаконно закрепленной (того, что осталось от России, России равной РФ)) в Беловежских соглашениях. Однако приступить к восстановлению подлинной целостности России не дают прежде всего "чеченские путы" и то, что она поддается шантажу тех, кто грозит ей якобы неминуемым распадом при любом изменении ныне существующих границ (на деле, как уже было сказано выше, многократно подвергавшихся изменениям и в послевоенное время). Между тем, Россия при урегулировании ситуации на Северном Кавказе, включая Чечню, могла бы безболезненно возвратить в свое лоно Абхазию, Южную Осетию, Крым, Приднестровье, казачьи области Казахстана (по крайней мере, на условиях их автономизации). Россия могла бы договориться о совместной эксплуатации островов Курильской гряды с Японией и об установлении на и выгоднейших и перспективнейших с ней отношений. Все это одновременно послужило бы реальному уменьшению опасности международного терроризма, дало бы России право и возможность открыто и с принципиальных позиций разрешать военные конфликты на постсоветском пространстве, с большей интенсивностью участвовать вместе с США и другими великими странами в формировании нового более справедливого и гуманного мирового порядка.
Наивны расчеты (если они имеются) на американцев (с двойными стандартами) и на русских (с неосознанными национальными интересами и с неясными целями и ценностями), которые, разумеется, никогда не смогут, а главное, вряд ли захотят военной силой загонять автономии под знамена Саакашвили. Более того, когда американцы и русские окончательно убедятся, что с действиями этого лидера отнюдь не связаны стабилизация ситуации в Грузии и установление мира в регионе, то и те и другие, не колеблясь, отступятся от него. Для американцев главное - обеспечить стабильность в регионе и его интеграцию в мирохозяйственные процессы. Отсюда, поддерживая Саакашвили, они совершают крупный просчет. Ибо Саакашвили (подобно И.Алиеву, соседу по "несчастию") обещает восстановить "территориальную целостность" бывшей советской республики "любым возможным путем". Но из всех путей, очевидно, мыслим только один - силовой. Но он-то как раз и невозможен по многим причинам.
Сегодня положение дел следующее: Грузии как территориально-целостного государственного образования в бывших советских границах не существует. Да, есть иллюзия этого. Лидеры непризнанных государств ездят в Москву как самостоятельные президенты, премьер-министры, руководители ведомств. Однако тот же визовой режим, вероятно, уже вскоре будет отменен Москвой в отношении Абхазии и Южной Осетии. Тбилиси будет направлять Москве официальные протесты, жаловаться в ООН, ОБСЕ, Совет Европы и проч. Но все эти протесты и жалобы будут проигнорированы.
Россия действительно находится сейчас в щекотливом положении. Отвернуться от Абхазии и Южной Осетии она не может, хотя бы по гуманитарным соображениям: понятно, что существовать как самостоятельные государства без мощной экономической, военной и политической поддержки России они не могут. Заставить их вернуться в Грузию также не сможет никто, даже Москва. Но ведь вечно существовать в международно-правовом вакууме невозможно! Кто-то будет вынужден - с санкции международного сообщества или без нее - взять их под свою опеку. И нет другого государства, кто мог бы это сделать, кроме России. Отсюда единственный выход из положения - для начала ассоциированное членство новых государств с Россией. Такое решение было бы и морально, и исторически справедливым. Ведь ни Абхазия, ни Южная Осетия, ни Аджария не являются частями исторической Грузии. Они входили в состав лишь Грузинской Советской Социалистической Республики - искусственно сколоченного образования большевиков. Гр. ССР никогда не была самостоятельным государством, а, в свою очередь, входила в состав СССР. Настаивать на "территориальной целостности" Грузии, выделившейся из состава СССР в географической конфигурации Гр. ССР, по меньшей мере, не честно и не справедливо по отношению к абхазам и осетинам, которые "грузинами" себя никогда не считали (они могли считать себя советскими людьми и то как оказалось временно, но грузинами - никогда: такой "новой исторической общности" в рамках Гр. ССР грузины не смогли или не успели создать).
У грузин (тех, которые считают себя грузинами) был теоретический шанс после распада СССР создать на базе Гр. ССР демократическую федеративную республику. Однако у грузинской политической элиты господствовала мини-имперская идеология шовиниста Гамсахурдии (настораживает, что именно режим М.Саакашвили недавно реабилитировал этого махрового грузинского националиста): Грузия - для грузин, которая и привела к неминуемому распаду искусственно созданной и насильственно удерживаемой советской республики, функционировавшей только в условиях тоталитарной советской системы. Так же как в других, больших масштабах это не удалось и Горбачеву (с помощью или противодействием Ельцина): преобразовать СССР в новую Россию с народами, которые вместе с русскими хотели бы исправить преступления большевиков и воссоздать новую федеративную демократическую республику, начало становления которой было положено еще Временным правительством в начале 1917 года и которое вероломно было прервано большевиками разгоном Учредительного собрания в октябре того же года.
Если же обратиться не к 70-летнему, в общем-то, мимолетному, советскому опыту, а к тысячелетней истории края, то можно вспомнить лишь два очень коротких периода, когда некоторые княжества были объединены под эгидой Грузии - при Давиде-строителе (1089-1123 г.г.) и царице Тамар (1184-1212 г.г.). Все остальное время - и до (а история закавказских государств уходит своими корнями в столетия до н.э.), и после этих кратких исторических моментов (в целом всего лишь 62 года), - эти народы существовали самостоятельно. Непреодолимый натиск могущественных мусульманских соседей - Ирана и Турции, поставивший их на грань полного исчезновения, - заставил лидеров этих народов уже в начале XVI века, в период царствования Федора Иоанновича, искать покровительства России. Просьбы о принятии в состав Российской империи продолжались в течение двухсот лет, и только в конце XVII века появился знаменитый Георгиевский трактат. После него 6самостоятельных образований (а вовсе не единая Грузия) в разные годы, независимо друг от друга, вошли в состав Российской империи. Например, Абхазия как независимое государство вступила в нее в 1810 году. Никакого отношения к данному историческому факту грузины не имели.
Россия тогда спасла и грузин, и абхазов, и другие народы края от физического уничтожения - факт, безоговорочно признаваемый подавляющим большинством мировых историков и политиков. Поэтому возвращение ныне всех желающих в лоно российской государственности хотя бы в качестве ассоциированных членов новой демократической России (а затем и в качестве автономных частей Российской Федерации), повернувшейся к своей растоптанной коммунистами освободительной, цивилизаторской миссии, было бы не только справедливым, но и естественным шагом и для них, и для России. Конечно, желательно было бы договориться об этом с ООН и ОБСЕ, а главное - с США. Но даже если по каким-то причинам этого сделать сейчас не удастся, все равно обеспечивать стабильность на Кавказе, кроме России, пока больше некому. Да и нет другой страны, которая в такой стабильности была бы заинтересована больше, чем сама Россия. А прочный мир и долгосрочная стабильность возможны только в условиях соблюдения прав народов, установления демократических режимов и восстановления исторической справедливости.


Док. 295691
Опублик.: 18.04.07
Число обращений: 241

  • Кортунов Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``