В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью emeeting.ru Назад
Интервью emeeting.ru
Как вы знаете, вчера поздно вечером потерпели катастрофу два российских пассажирских самолета. Среди версий данной трагедии также и теракт. Как вы относитесь к такого рода версии? Насколько она состоятельна, по вашему мнению?

Конечно, все это должны показать технические специалисты. Я считаю, что есть две основные версии теракта. Я уверен на 90%, что будет одна из этих двух версий.

Первая версия - теракт со стороны исламского террористического интернационала, который воюет против нас на Северном Кавказе уже не первый год и который уже, практически, вытеснил чеченских сепаратистов с пьедестала главного врага России на Северном Кавказе.

Второе - это человеческий фактор. Дело в том, что у нас в результате неудавшихся реформ девяностых годов оказалась потеряна управляемость очень многими системами, возникла колоссальная разболтанность. Приняли чью-то в свое время безумную идею и разделили российскую авиацию на десятки или даже сотни крошечных авиационных компаний, которые зачастую не в состоянии обеспечить безопасность.

Очень многие системы подготовки сложных технических устройств и высококлассных технических специалистов, без чего невозможна современная авиация, находятся в деградации, поэтому не исключено, что в самолетах позабыли завинтить какую-то гайку. Потому что ПТУ или техникум, который готовил специалистов по завинчиванию этих гаек, развалилось десять лет назад, а последний дядя Вася ушел на пенсию. В результате взяли людей не по специальности. Что-то в таком роде тоже могло произойти.

Подозрительно то, что самолеты упали с интервалом в 2-3 минуты. Это и подталкивает думать о том, что имел место теракт.

Я бы сказал так: что-то произошло в аэропорту "Домодедово". Что? Непонятно. Либо террористы, либо технический человеческий сбой. Конечно, придется строго спросить с владельцев "Домодедово", с организаторов всего этого процесса. Но я не спешил бы вешать на них все эти обвинения. Поскольку все эти аэропорты, в том числе "Домодедово", находятся в общей среде и не факт, что именно владельцы "Домодедово" виноваты, что развалился какой-то техникум, и в результате нет этих узких специалистов, которые крайне необходимы авиации. Нужно развивать все равно в целом. Мы сами позволили развалить и разворовать.

Сергей Александрович, вы употребили очень интересный термин "исламский террористический интернационал". Как вы считаете, кто может стоять за такого рода интернационалом? Какие страны, структуры, конкретные лица?

Я предполагаю, что исламский террористический интернационал - это такая сеть, напоминающая грибницу, за которой никто не стоит, это естественное явление. Исламский террористический интернационал является естественной реакцией какой-то части человечества, в частности, исламской части человечества на ряд проблем. Среди них колоссальная проблема неравенства в условиях жизни и возможности построить карьеру, это проблема религиозного и морального, духовного кризиса в современном мире. Это проблема взрывного космополитизма, который не включается в себя национальные особенности, а подавляет, отбрасывает, издеваясь и нагло смеясь над нами.

Это проблема очевидности этих колоссальных недостатков. Если раньше недостатки были, то их не было видно по телевизору. Сейчас на арабском востоке все сидят и смотрят множество телеканалов и видят, что кто-то в мире живет на целую вечность лучше, чем они. И это рождает своеобразный протест. В целом, я бы сказал так, что технические возможности человека значительно больше, чем возможности людей управлять обществом, управлять общественными проблемами.

Поэтому у нас сейчас главный дефицит, восполнив который мы могли бы остановить исламский терроризм, это политики, политически активные граждане, это гражданское общество и общественные организации и это политологи, социологи, то есть гуманитарные науки, которые могли бы осмысливать то, что происходит в жизни и подсказывать пути решения социальных проблем. Поэтому, может быть, кому-то покажется парадоксальным, но я скажу прямо: без взрывного развития гуманитарных наук все эти терроризмы, сначала исламский, потом троцкистский, потом еще какой-нибудь, погребут цивилизацию под своими обломками.

Тем не менее, если я вас правильно понял, исламский террористический интернационал - это самоорганизуемая структура? Ее не организует кто-то извне, она, фактически, сама себя производит и воспроизводит?

Абсолютно точно. Поскольку есть определенные условия, то эти структуры исламского террористического интернационала будут рождаться сами собой. Это же сеть, у них нет единого организующего центра. Вы искорените один из этих центров, тут же немедленно появится другой, если сохраняются те же условия. В своем курсе по политическому менеджменту и пиару в МГУ и в МГИМО я как раз рассказываю студентам про все эти вещи. Если есть условия, то эти условия будут с неизбежностью рождать такие феномены как исламский терроризм. Бессмысленно заниматься только вот этими результатами. Нужно заниматься условиями, снижать их эффективность, пытаться их ликвидировать. Это целая наука.

Если применить данную теорию к тому, что происходит сегодня в Чечне. Предстоят выборы президента республики. Мы видим, что жизнь в Чечне, по крайней мере, согласно официальной пропаганде, налаживается. Насколько, действительно, сегодня снижена угроза появления такого рода структур как террористический исламский интернационал в Чечне и в других субъектах Российской Федерации?

Раньше мы воевали в Чечне с чеченским сепаратизмом. Примерно где-то в 1998 году произошел, в основном, переворот. К власти в Чечне пришли исламские радикалы. Сейчас эта реальность становится все более ясной. Чеченский сепаратизм почти исчез с политической арены. И мы сейчас, в основном, воюем с исламскими радикалами, причем, не только в Чечне, но и по всему Северному Кавказу. Посмотрите, где происходят акции: Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Краснодарский край, Ставропольский край. Посмотрите на этническую принадлежность тех людей, которые воюют против российских федеральных сил?! Чеченцев среди них давным-давно меньшинство.

Поэтому мы видим, что сама ситуация на Северном Кавказе рождает исламский терроризм. Что это за ситуация? Это, прежде всего, огромная бедность, это духовный моральный кризис, это отсутствие у российского государства внятной идеологии. Я бы сказал, среди огромного количества российских политиков, занимающих высшее положение, царит болезнь идеофобии, то есть боязнь идеологии, в то время как миллионы людей требуют идеологии. Поэтому что идеология - это не комнаты марксизма-ленинизма, где глупые дядьки говорят то, во что они сами не верят. Идеология - это четкая система ценностей: что такое хорошо и что такое плохо, кто ваш враг и кто ваш друг, как вы должны воспитывать своих детей, что можно считать удавшейся карьерой, а что нельзя.

Если сейчас, например, у вас нет денег, вы бегаете по улицам и бьете иномарки - вы удачник или неудачник?! Сейчас это считается неудачей, а в тридцатые годы в Германии, в Италии, по всей Европе считалось, молодец, настоящий революционер. Вот что такое идеология, объясняющая людям, как жить. Нам нужна такая идеология. И одной из причин того, что взрываются дома, автомашины и самолеты - это боязнь идеологии в рядах российского правящего класса. Там есть многие другие проблемы. Это моральная деградация, неспособность послужить Отечеству.

Недавно у нас в гостях был ваш коллега Станислав Белковский, который рассказывал о своей новой структуре - корпорации православного действия, которая планирует, насколько я понял, создать такого рода православную идеологию. Как вы относитесь к идее создания национальной идеологии на основе православия, на основе одной из религий?

Мы живем в рамках светского государства. Поэтому, я думаю, что на основе одной из религий это было бы очень трудно. Это встретило бы противодействие со стороны других религий. Не хватало религиозных войн в России! Ко всему прочему, сегодня светский характер государства считается одним из признаков демократии. Демократия - это не просто хорошее устройство. На сегодня это пропуск в цивилизованный мир. Нет пропуска - пойдите прочь! Стойте у двери и ждите!

Поэтому, конечно, государственная идеология должна носить светский характер. Это, однако, не означает, что она должна игнорировать религиозные проблемы. Современный исламский терроризм как раз и черпает свою силу в том, что правящие классы являются зачастую антирелигиозными, вообще религиозная проблематика вытеснена на периферию. Поэтому такая идеология не может быть чисто православной. Она должна во многом опираться на православную традицию, она вообще должна уважать религию.

26.08.2004
http://www.emeeting.ru/interview.php?id=172


Док. 295670
Перв. публик.: 26.08.04
Последн. ред.: 18.04.07
Число обращений: 288

  • Марков Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``