В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Современное высшее образование: ключ к успеху в мировой экономике. Назад
Современное высшее образование: ключ к успеху в мировой экономике.
В условиях глобальной экономики современное широкодоступное высшее профессиональное образование играет ключевую роль в улучшении перспектив социально-экономического развития - оно способствует динамизму экономики, развитию знаний и современных навыков, снижению уровня неравенства. Россия с ее богатой историей высшей школы и научно-технического развития, имеет хорошие возможности модернизировать систему высшего образования и использовать возможности, открываемые глобализацией экономики. Высшая школа должна стать генератором новых идей и технологий и обеспечить формирование высокообразованного человеческого ресурса, необходимого для развития новых направлений науки, образования и бизнеса.
Новый доклад Всемирного банка "Формирование общества, основанного на знаниях: новые задачи высшей школы" отмечает, что в нынешних условиях высшее профессиональное образование в большей степени, чем когда-либо раньше, становится фактором различия между динамично развивающейся экономикой и экономикой, остающейся на обочине прогресса. Модернизация высшего образования должна быть частью более широкой программы реформирования российской экономики.
Движущей силой современной мировой экономики являются знания в форме идей и современных технологий. Резко возросли темпы перемен и обновления, товары и ресурсы с легкостью перемещаются через национальные границы, быстро распространяются новые средства связи и обработки информации в виде сети интернет, мобильной телефонной связи и компьютерной техники.
Высшее образование играет важную роль для приспособления к этим радикальным изменениям. Однако правительствам и вузам придется преодолеть целый ряд старых и новых препятствий на пути к модернизации высшего образования. Например, Россия продолжает искать приемлемое решение фундаментальной проблемы источников покрытия расходов на обучение возросшего числа студентов, сохраняя при этом равнодоступность высшего образования и поддерживая сбалансированность государственного бюджета. Другим важнейшим вопросом является качество преподавания и соответствие учебных программ новым потребностям конкурентной рыночной экономики, основанной на знаниях.
Какова же роль правительства? В первую очередь оно может стимулировать процессы обновления в высших учебных заведениях с тем, чтобы они в большей степени отвечали потребностям "экономики знаний" в условиях глобальной конкуренции. Конкретными направлениями могут быть внедрение новых программ, расширение спектра ведущихся исследовательских работ и консультационной деятельности для отечественных и международных компаний и развитие отношений сотрудничества с зарубежными университетами с высокой репутацией и значительными ресурсами.
Восприимчивость учебных заведений к переменам являются важными факторами успеха. Именно поэтому многие правительства стимулируют развитие многообразия учреждений высшего образования - как традиционные, так и виртуальные вузы, как исследовательские университеты, так и чисто учебные колледжи, как вузы с самыми сложными академическими программами, так и центры переподготовки и повышения квалификации. Студентам, которые могут оплачивать свое обучение или получить кредит, гораздо больший выбор во многих странах предоставляют частные учебные заведения, подталкивая в то же время обновление и модернизацию в государственных университетах. Таким образом, повышается гибкость систем образования в целом, а она играет важную роль для успеха высшего образования в рамках "экономики знаний".
Государственное финансирование систем высшего профессионального образования обосновано и с той точки зрения, что его развитие дает выгоды не только отдельным лицам, но и обществу в целом, в том числе в виде долгосрочной отдачи от фундаментальных исследований, применения научных открытий в технике и технологии и укрепления общественного согласия. Государственное финансирование также необходимо для обеспечения равного доступа как в государственные, так и в частные высшие учебные заведения.
Всемирный банк предлагает широкую поддержку странам, развивающим высшее профессиональное образование, превращая его в важный элемент динамичной экономики. В России Всемирный банк в настоящее время финансирует Инновационный проект в области образования, который поддерживает обновление университетских программ обучения в области экономики, политологии и социологии, укрепление управления в университетах, внедрение компьютеризированных систем управления и интеграции университетов с другими секторами образовательной системы. В рамках проекта на поддержку реформ в пятидесяти девяти высших учебных заведениях был выделен 41 млн. долларов.
Добиваясь улучшения качества программ обучения, укрепляя связи вузов с новыми отраслями и расширяя масштабы высшего образования в таких странах со средним уровнем доходов, как Россия, правительства получают сильные преимущества в виде будущего повышения темпов экономического роста и роста конкурентоспособности в условиях глобальной экономики, основанной на знаниях. Для россиян, получающих высшее образование, такие преимущества могут оказаться просто неоценимыми. Именно эта цель должна вести нас вперед в совместной работе по расширению доступа к высококачественному высшему образованию для каждого.

Джамиль Салми, менеджер сектора Департамента образования Всемирного банка (ведущий автор доклада "Формирование общества, основанного на знаниях: новые задачи высшей школы"); Джулиан Швейцер, директор Всемирного банка по России, постоянный представитель в России; Ярослав Кузьминов, ректор Государственного университета - Высшей школы экономики (Москва).

Независимая газета No 63 , 31 марта 2003

Док. 295620
Перв. публик.: 31.03.03
Последн. ред.: 18.04.07
Число обращений: 378

  • Кузьминов Ярослав Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``