В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ярослав Кузьминов, ректор Государственного универсистета Высшая школа экономики: `Элитное образование дают пять-десять вузов в России` Назад
Ярослав Кузьминов, ректор Государственного универсистета Высшая школа экономики: `Элитное образование дают пять-десять вузов в России`
"Формула Карьеры": Было время, когда ажиотажный спрос на экономистов спровоцировал появление огромного количество вузов, где их готовили. Потом начали говорить о "перепроизводстве" экономистов. Как обстоит дело сейчас?
Ярослав Кузьминов: До середины 1990-х на рынке был ажиотажный спрос на менеджеров, экономистов, юристов - и со стороны предприятий (было время передела и освоения рынка), и со стороны семей, инвестирующих в ребенка. Предполагалось, что все люди, получившие диплом в этой области, станут если не миллионерами, то во всяком случае хорошо зарабатывающими людьми. И действительно, дефицит кадров приводил к тому, что люди с любым образованием и дипломом, где написано "экономист", находили работу.
Во второй половине 1990-х в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде начал формироваться более жесткий рынок труда. С одной стороны, сами работодатели стали более устойчивыми, с другой - они стали видеть связь между качеством образования и тем, что они могут получить от специалиста.
На сегодняшний день можно выделить три сегмента в высшем образовании. Первый - элитное образование, которое дают от пяти до пятнадцати вузов в России (по разным специальностям это разные цифры), это достаточно дорогое образование. К вузам этого сегмента можно отнести МГУ, МГИМО, МГЮА, Финансовую академию. Выпускники этих вузов не испытывают сложностей при приеме на работу. Средняя стартовая зарплата, например, выпускника магистратуры ГУ ВШЭ по экономике превышает 1000 долларов, выпускника факультетов менеджмента и права - 600-800 долларов.
За элитным идет сектор достаточно хорошей профессиональной подготовки. По стране приблизительно двести таких вузов и факультетов, и там происходят наиболее интересные процессы. Это сектор хорошего, но еще наполовину "советского" образования. Человек с таким дипломом может найти хорошую работу, но его начальная зарплата не будет превышать 300 долларов. То есть работодатель будет испытывать человека, так как не совсем в нем уверен. Его берут, но его диплом не служит гарантией качества.
Есть еще и третий сектор - дешевого образования. В Москве оно стоит 350-600 долларов год, в провинции- 200-300. Этот сектор дает примерно половину специалистов с дипломами в области экономики, юриспруденции, менеджмента и психологии. Трудоустройство этих выпускников не связано с тем, что они получили диплом, и, как правило, серьезный работодатель просто не рассматривает таких людей: им либо просто нужен хоть какой-нибудь диплом, либо они "косят" от армии, либо есть еще какие-то причины. В основном это или выпускники непрофильных факультетов технических вузов (не всех, конечно: МГТУ и МАИ дают очень приличное образование), или негосударственных (исключая Международный университет, РЭШ, "шанинскую" школу и еще некоторые), или региональных коммерческих филиалов.
ФК: Какого все-таки выпускника хотят видеть работодатели: с практическими навыками или с фундаментальными знаниями?
Я.К.: Сейчас состав работодателей меняется, приходит другое, новое поколение, и оно уже не столь прагматично ко всему относится. У работодателей постепенно вырабатывается аллергия на этот прагматизм. Практические навыки нужны, но они не играют столь значительной роли, так как быстро нарабатываются. Больше требуются работники с головой и стратегическим мышлением, то есть люди с фундаментальными знаниями.
ФК: Мы говорили об элитных вузах. Первое, что их отличает, - это академизм, фунаментальность. Какие еще характеристики отличают первую категорию вузов?
Я.К.: Верно, первое - это фундаментальность. Второе - это состав преподавателей. В элитном вузе преподаватели ведут научную работу, занимаются консультированием, они создают новое знание, новые инструменты, а не транслируют разработанное кем-то. Это кардинальное отличие, и в экономической сфере эта проблема стоит гораздо более остро, нежели в физике. Кроме того, элита - это, скорее, самосознание, самоощущение, причем не преподавателей, а студентов. Они реально вовлекаются в работу, и у нас много студентов, которые участвуют в исследованиях, работают с ведущими российскими предпринимателями, ходят на их мастер-классы, работают с министерствами, проводящими реформы, и они видят смысл работы не только в том, чтобы зарабатывать, а в том, чтобы было интересно.
ФК: "Вышка" за десять лет существования стала одним из ведущих вузов в области экономики. Что нужно инвестировать в вуз, чтобы сделать его качественным и элитным?
Я.К.: Первое, во что нужно делать инвестиции, - это преподаватели. На начальном этапе своего развития мы много вкладывали в молодых и среднего возраста преподавателей, постоянно посылали их в зарубежные университеты. Я думаю, за десять лет существования ГУ ВШЭ каждый из них один-два года провел на стажировке. Второе: нужно дать преподавателям достойную заработную плату. Человек, который хочет заниматься академической деятельностью, должен иметь возможность не искать заработка на стороне. И нам удалось этого достигнуть: зарплата профессора "Вышки" в среднем составляет 1000 долларов. Третье-это, конечно, библиотека. Современный вуз живет вокруг библиотеки, причем библиотеки в широким смысле слова: у нас примерно две трети библиотеки в электронном виде. Проблема номер четыре - это научно-приборная база, хотя для экономико-правового вуза это не так актуально. Мы вынуждены были серьезно вложиться только в психологический факультет, и тогда я хорошо понял проблемы наших технических вузов.
В экономической теории есть понятие bonding cost - это затраты, на которые идет акционерное общество с целью доказать потенциальным акционерам, что их здесь не обворуют. Пять лет назад мы увидели реальную опасность того, что места в ГУ ВШЭ начинают покупаться. По крайней мере, пошли первые разговоры об этом. После этого мы решили сделать систему набора студентов в наш вуз полностью прозрачной, дабы доказать: покупки мест нет. Это задает необходимую моральную атмосферу. Например, у нас нет "ректорского списка". Если у насесть какие-то обязательства, и нам нужно зачислить того, кто не добрал баллов (например, детей сотрудников: профессоров, водителей), мы обсуждаем это на ученом совете и, если берем, то учим за свой счет - за счет Высшей школы экономики, а не госбюджета. Нам обходится это примерно в 50-60 тысяч долларов год.
Ну и последнее, что нужно хорошему вузу, - это здание. Например, негосударственный сектор образования в России был буквально "вытолкнут" в сферу псевдообразования, эффективным менеджерам не дали на равных конкурировать со старыми вузами: они не только не получали гарантированного бюджетного финансирования, но и вынуждены были тратить значительную часть заработанных денег на аренду учебных помещений. Какие уж тут инвестиции в развитие...
ФК: Но на все это нужны деньги, а государство не выделяет их достаточно...
Я.К.: Естественно, все это требует вложений. И это должны быть или деньги со стороны государства, или эффективный менеджмент, Мы получаем от государства 1000 долларов в год в расчете на одного студента, а вкладываем в обучение каждого в среднем 3000 долларов в год.
ГУ ВШЭ - эффективный научно-образовательный комплекс, в наших доходах (30 миллионов долларов) бюджетное финансирование занимает меньше трети. Мы зарабатываем на научных заказах и консалтинге пять миллионов, на дополнительном образовании - семь и на коммерческом наборе пять миллионов долларов. У нас своя рыночная позиция. Вузы либо берут большую цену за платное обучение и закрывают глаза на то, как учатся студенты, либо берут маленькую плату и теряют в деньгах. Мы же пошли третьим путем: заявили высокую цену, но установили большие скидки для тех, кто недобрал несколько баллов до проходного, и тех, кто отлично учится. Такие скидки достигают 75-ти процентов, и пользуются ими до половины "договорников". Это расширяет доступность нашего образования. В итоге мы смело отчисляем неуспевающих, и это не становится для нас финансовой проблемой.

100 лучших вузов России*

Место
в рейтинге Название вуза Сумма баллов

1 Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова 832,43
2 Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (Москва) 254,61
3 Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России 232,65
4 Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова (Москва) 229,22
5 Московский физико-технический институт (государственный университет) 209,40
6 Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана 168,76
7 Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина (Москва) 154,90
8 Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова 145,57
9 Государственный университет управления (Москва) 116,83
10 Финансовая академия при Правительстве РФ (Москва) 104,68
11 Государственный университет Высшая школа экономики (Москва) 104,68

* Список дан в сокращении



Рейтинг лучших вузов России Экономические вузы *

Место в рейтинге Наименование вуза Сумма баллов
1 Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (Москва) 286,22
2 Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова 186,84
3 Государственный университет управления (Москав) 131,95
4 Финансовая академия при Правительстве РФ (Москва) 123,12
5 Государственный университет Высшая школа экономики (Москва) 119,93

* Таблица дана в сокращении

Формула карьеры No 3 , 7 марта 2003

Док. 295613
Перв. публик.: 07.03.03
Последн. ред.: 18.04.07
Число обращений: 411

  • Кузьминов Ярослав Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``