В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Не для школы, а для жизни мы учимся Назад
Не для школы, а для жизни мы учимся
Наша беседа будет посвящена теме приемных экзаменов в Высшую школу экономики, но начать ее, наверное, надо с поздравления - "Вышке" в этом году исполняется десять лет.
Спасибо. 27 ноября мы отмечаем юбилей. В ноябре 1992 году по решению Правительства России была основана наша Школа, получившая четыре года спустя, в 1996 году, статус государственного университета. По существу, это был первый постсоветский масштабный проект в высшем образовании. Задача была - по возможности наследовать все лучшее, что было к тому времени в отечественной экономической мысли и образовательных технологиях, будучи свободной от идеологического балласта советских времен. Надо сказать, что в начале 90-х годов отставание "по технике", по инструментальным знаниям от мировой экономической и социальной науке в России было по настоящему страшным. Число людей, знающих экономическую или социологическую теорию хотя бы на уровне магистра, составляло всего несколько десятков человек. И эти люди имели возможность уходить в бизнес, во власть - и практически все такой возможностью воспользовались. Надо было их собрать, в том числе и тех, кто занялся политикой.
Утверждение идеи совершенно нового вуза проходило тяжело. Старые вузы написали массу писем в Правительство, пытаясь все это остановить. Логика их была проста: зачем создавать новое, когда уже есть старое? Потенциальные ресурсы Вышки (и кадровые, и финансовые) могли бы попасть к ним. Но мы не согласились - и убедили коллег во власти. Думаю, что поступили правильно. Ведь у нас уже был 2-летний эксперимент, когда будущие основоположники ВШЭ создали альтернативные кафедры экономической теории на Физтехе, а потом на физическом и историческом факультетах МГУ. Мы тогда очень четко поняли ограничения "старого вуза". У вас просто нет пространства для быстрого роста - все места заняты, все ресурсы поделены. Недаром в сфере экономики, менеджмента и социологии Вышка ушла в такой отрыв - к нам постоянно приходили люди, которым было тесно в сложившихся структурах.
5баллов:Через четыре года после основания Вышке был дан статус государственного университета. Что это означало для Высшей школы?
Это означало, безусловно, признание уровня исследовательской и научно-методической работы (в Школе к тому времени собрались почти все экономисты, занятые разработкой экономической политики; две трети преподавателей прошли стажировки в западных университетах), а также то, что Школа стала выходить за собственно экономические рамки. С 1995 года мы начали готовить социологов, политологов, юристов, создавая одновременно систему научных центров, ориентированных на прикладные исследования по заказам государственных ведомств и частных корпораций.
До 2002 г. в состав нашего университета входили шесть факультетов, включая Международный институт экономики и финансов. В нынешнем году открывается четыре новых направления: Высшая школа журналистики (отделение деловой и политической журналистики в составе факультета прикладной политологии), факультеты психологии, бизнес-информатики и мировой экономики. В 2003 году запланировано открыть факультет государственного и муниципального управления, выделить на факультете менеджмента особое отделение логистики.
5баллов: Как Вы сами могли бы охарактеризовать особенности обучения в ВШЭ?
Первое. Объединяющее ядро - экономика. Экономика - сложный процесс, который может быть комплексно описан разными науками. Но важно, чтобы их представители хорошо понимали друг друга - иначе получится диалог слепого с глухим (как у российских юристов и экономистов последнего десятилетия, как у менеджеров и компьютерщиков). Сверхзадача Вышки - навести мосты понимания уже в процессе учебы. Например, стандарт подготовки юриста ВШЭ предусматривает изучение такого объема смежных экономических дисциплин, который отвечает требованиям многих существующих экономических факультетов. С другой стороны, экономисты и менеджеры изучают не "вершки" юридической науки, а вполне инструментальные полноформатные курсы гражданского права, административного, трудового права, а в зависимости от специализации - и такие специальные разделы, как корпоративное, контрактное право. И так на всех факультетах. Мы стараемся развивать и "теорию пересечений": экономический анализ права, поведенческую экономику, экономическую социологию.
Кроме экономики, в Школе за последние 4-5 лет постепенно складывается и второе объединяющее ядро - общество как феномен. Такие факультеты, как политология, психология, право имеют и "неэкономические" фокусы, и мы пробуем сегодня найти области пересечения этих фокусов. Одна из таких областей - формирование гуманитарной культуры. В ГУ-ВШЭ созданы кафедры философии, словестности, истории, Центр гуманитарных исследований. Мы стараемся использовать здесь "модель Физтеха": свободная запись на "россыпь" гуманитарных курсов. Студенты выбирают сами, и удерживаются только самые интересные преподаватели.
Второе. Мы не готовим узких специалистов. Выпускник Школы должен обладать очень широким кругозором и способностью анализировать новые, нестандартные ситуации.
В сфере экономики, менеджмента, социологии - стандарт в первую очередь международный. В сфере права, психологии - отечественный. В первые годы существования нашего факультета права мы следовали модели "юрист для экономики": объем гражданского права, международного частного права "вытеснял" криминалистику, уголовное и конституционное право. Теперь мы вернулись к классической университетской модели подготовки юриста-универсала. И не за счет специализации: просто наши студенты занимаются в среднем в полтора раза больше.
Третье. Девиз Вышки - "Не для школы, а для жизни мы учимся". Считаем, что теория должна доводиться до инструментального анализа. Не слова, а работающие модели. Большая роль практики и практиков. Будем развивать такие формы обучения на старших курсах, как работа над проектами. Четвертое. Модульная и кредитная системы. Студент Вышки не может расслабляться в течение семестра: ему надо постоянно выполнять письменные задания. Накопленные оценки образуют рейтинг, который со следующего года будет открытым для студентов и работодателей.
Пятое. Много языка. Очень высокие требования на вступительных экзаменах. Английский - обязательный. Дело в том, что каждый студент должен, начиная с третьего курса слушать лекции западных профессоров и практически к каждому занятию читать научные статьи на языке. Можете поступить с другим языком, скажем, французским или немецким - в таком случае за два года английский осваивается до рабочего уровня. Наоборот, если английский сильный - изучаешь по выбору второй язык - французский или немецкий. На ряде факультетов (политология, мировая экономика) второй язык обязательный.
Позиционирование Школы в СМИ и общественном сознании - это элитарный вуз с очень высокими требованиями, типа французской Эколь Нормаль. Скажите, как Вы сами оцениваете, насколько закрытым, элитарным является ваш вуз? Смотря что понимать под элитой. Мы стремимся готовить профессиональную элиту - тех, кто может управлять бизнесом и государством. Но эффективность элиты определяется тем, насколько открыто ее формирование. Если замыкаться в узком круге денежных и влиятельных семейств, элита неизбежно будет вырождаться.
Надеюсь, что учеба в Школе, ее диплом становятся для наших выпускников своего рода "социальным лифтом", позволяющим за короткое время преодолеть несколько ступеней социальной лестницы. Если же говорить о том, как поступить в Высшую школу экономики, то мы стремимся быть открытым учебным заведением. В том смысле, что у нас нет ни родительского конкурса, ни "ректорского списка". Создатели и профессора Школы - люди, достаточно себя уважающие. И достаточно влиятельные, чтобы не прогибаться в ответ на начальственные звонки.
Мы имеем реальное влияние, основанное на профессионализме наших научно-исследовательских институтов. Это позволяет отказаться от накопления "административной валюты" на поступлении в университет.
А если мы ребенок нашего профессора не прошел по конкурсу - мы принимаем его сверх оплачиваемых государством мест, за счет самой Школы. В эту группу входят также дети заслуженных учителей наших базовых школ. Зарплаты в ГУ-ВШЭ выше, чем в большинстве других вузов, но все-таки недостаточны для оплаты обучения детей. А о доходах учителей я даже не говорю. Но на конкурс это не влияет. Зачисленные таким образом студенты не попадают на места, оплачиваемые из бюджета. Ученый совет Школы решает по каждому случаю, какую скидку предоставить, потому что это наши потенциальные деньги. Потом мы получаем разрешение Минобразования.
Мы считаем, что морально обязаны это делать. Главное, чтобы такой студент не вытеснил никого из тех, кто действительно прошел конкурсный отбор.
Посмотрите, как проходит конкурс в Школу. Значительная часть наших абитуриентов учится на подготовительном факультете (кстати, там есть и бесплатные места - для самых лучших и для самых бедных), в соответствующих региональных структурах. По итогам обучения там формируются открытые рейтинги. Перед экзаменами проходит олимпиада - практически в том же формате. И абитуриенты и их родители зорко следят, кто сколько набрал, насколько это соответствует накопленному рейтингу. Каждый случай, когда кто-то резко "вырвался вперед" обсуждается, к нему может быть привлечено внимание приемной комиссии и ректората. Вокруг Вышки фактически сформировалась дополнительная система общественного контроля - то, к чему мы призываем организаторов Единого государственного экзамена. Абитуриент, не набравший необходимое количество баллов, тоже может стать студентом. И чем меньше разрыв между проходным баллом и тем, что он получил на вступительных экзаменах, тем меньше он будет платить. Это фактически моделирует будущие государственные именные финансовые обязательства: кто лучше сдал, тот меньше платит. Разумеется, с точки зрения студента, а не вуза - мы-то сегодня не получаем никакой компенсации из бюджета за предоставляемые скидки.
5баллов: Но, кажется, есть факультет, где обучение полностью платное?
Да, это МИЭФ - Международный институт экономики и финансов, где студенты проходят два курса, - "Вышки" и Лондонской школы экономических и политических наук. Но и там плата за обучение значительно снижена за счет регулярной спонсорской помощи ведущих российских банков, так что стопроцентно студентами обучение не оплачивается.
5баллов: Кстати, какова доля тех студентов, что оплачивают свое обучение?
В настоящее время примерно четверть наших студентов составляют те, кто решил платить за обучение, а не ждать год до следующих экзаменов. Эта доля постепенно растет, в частности, на младших курсах она доходит до 40%. Но я бы хотел здесь подчеркнуть - растет не за счет снижения числа "бюджетных" мест. Бюджетный прием к нам растет каждый год. В 2002 году он вырос почти в полтора раза, в связи с открытием новых факультетов.
Нельзя допустить коммерциализации, "покупки" обучения, особенно в ведущих университетах страны. Образование должно опираться на поиск и воспитание талантов, а таланты не всегда совпадают с имущественным положением родителей. Сейчас университеты - в противоречивой ситуации. С одной стороны, они должны привлекать средства (один коммерческий студент сегодня приносит в 2-3 раза больше денег, чем бюджетный), с другой - удерживать планку по качеству студентов. Многие делают отдельные группы для "платников". Мы так не делаем. В ГУ-ВШЭ учиться тяжело, большие нагрузки, высокие требования. Мы не готовы рисковать своим имиджем ради лишних денег сегодня. Поэтому у нас единый поток студентов, требования для всех одинаковы. Кто не может учиться - уходит.
5баллов: Есть какие-нибудь ограничения на число "платников"?
С этого года Госдумой поднята планка ограничения на коммерческий прием студентов по "дефицитным" специальностям. Сегодня мы имеем право принимать 50 на 50. Это серьезным образом расширяет возможности для абитуриентов, которым не хватило везения на экзаменах.
5баллов: "Вышка" известна как один из лидеров реформы образования в России. Будет реформирована и система поступления в вузы. Что бы Вы могли сказать об этом?
Система поступления уже реформируется. Так, мы принимаем в наш университет победителей предметных олимпиад, проводимых совместно с базовыми школами в Москве и регионах. При этом в Москве и в 14 регионах России в олимпиаде может принять участие любой ученик 11 класса. В 16 регионах, где в июле проводится Единый государственный экзамен, будут присутствовать наши представители, для того чтобы принять у школьников дополнительные экзамены, необходимые для поступления в Школу. В прошлом году мы уже приняли 19 человек из трех регионов России по результатам ЕГЭ. Они успешно продолжают учебу. Мы уже четыре года назад начали реформировать свою систему поступления. В первую очередь, отказались от устных экзаменов. Сейчас это - система письменных тестов, которые проверяет компьютер.
Понесли ли мы при этом потери? Тестовый формат имеет очевидные ограничения, ты не видишь абитуриента, не можешь оценить его логику, культуру речи, наконец. Но давайте будем перед собой честными: разве ректор и профессора принимают устные экзамены? В лучшем случае мы сталкиваемся с абитуриентами, когда надо выбрать троих из десяти "полупроходников". Остальные экзамены принимают комиссии, членов которых руководство вуза зачастую даже не знает персонально. В этой ситуации - огромное поле для злоупотреблений, которые растут как снежный ком. Честного и справедливого отбора не получается, нет транспарентности экзамена для всех абитуриентов.
Четыре года назад я был противником тестового формата. Сегодня многие мои коллеги-ректора возражают против ЕГЭ, и я их с позиций меня тогдашнего хорошо понимаю. Но давайте сравнивать ЕГЭ не с умозрительным идеалом, а с конкретной системой поступления, существующей сегодня. ЕГЭ и особенно его тестовая часть - не идеал. Но это шаг вперед от существующего гнойника в образовании.
Переходя на анонимные письменные испытания, важно не потерять систему отбора и поддержки особо талантливых учащихся, формат способностей которых далеко выходит за рамки, улавливаемые ЕГЭ. Для этого мы предлагаем дополнить ЕГЭ двумя элементами. Первый - профильная старшая школа. Сегодня существует объективный разрыв между требованиями вузов и школ, и на базе существующей универсальной модели школы его преодолеть просто нельзя. Необходимо ввести возможность выбора профиля (социально-экономического, гуманитарного, по точным наукам, технологического, естественно-научного) для всех старших школьников. В формировании профильной школы должны принять участие все вузы, которые имеют вокруг себя так называемые базовые школы. Второй - система федеральных олимпиад. Сегодня они проводятся силами ведущих вузов (по естественным наукам ведущая роль принадлежит МГУ, по экономике, менеджменту и праву - ГУ ВШЭ) на их собственные средства. Естественно, что мы не можем дойти до каждой школы, потенциальные таланты теряются. Надо обеспечить систему олимпиад необходимым государственным финансированием и главное - отбирать в качестве победителей не только "чемпионов" ("национальную сборную по математике"), а 100-120 человек по дисциплине в каждом федеральном округе, начиная с 7-8 класса. С такой "золотой тысячей" надо заниматься ведущим преподавателям, выращивать их - ведь это потенциально наша научная элита.

09.07.2002
http://www.sovetpamfilova.ru/text/524/?parent=54

Док. 295559
Перв. публик.: 09.07.02
Последн. ред.: 18.04.07
Число обращений: 390

  • Кузьминов Ярослав Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``