В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мы продолжаем жить по советским правилам Назад
Мы продолжаем жить по советским правилам
Работа в российском парламенте, особенно перед летними каникулами депутатов, шла очень напряженная. Уже в так называевом "нулевом" чтении рассматривался бюджет страны на 2005 год. И, конечно, самым сложным и для изучения, и для рассмотрения был пакет законодательных проектов, касающийся социальных реформ: от монетизации льгот до формирования общегосударственной жилищной политики в рыночных условиях. Наверное, поэтому и томичи, представляющие область в российской Госдуме, сегодня достаточно редко наезжают в родные пенаты. Но журналистам "Красного знамени" все же удалось взять интервью у одного из них - Анатолия Губкина.

- Анатолий Алексеевич, начнем с вопроса важного для большинства томичей: как вы защищаете интересы области, работая в Госдуме? Какой "добычей" можете похвастаться?

- А я в Думе не рыбу ловлю. И если касаться текущего года, то ничего уже изменить нельзя: все региональные дотации, субвенции, финансирование различных направлений давно утверждены и расписаны. Другое дело - наша с Владимиром Александровичем Жидких работа в рамках формирования бюджета страны на 2005 год. В частности, по определению объема финансирования федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП) для каждого региона. В прошлом году, как это ни печально констатировать, Томская область по этой статье получила аж 17 миллионов рублей, безусловно, без учета выделенных средств на 400-летие Томска. Это на фоне Алтайского края, которому досталось 250 миллионов, Кузбасса, "отхватившего" 450 миллионов. Мы же надеемся и такую определили себе задачу: добиться, чтобы нашей области выделили на будущий год как минимум 100 миллионов рублей. Хотя, разумеется, местные власти выдали нам поручений чуть ли не на миллиард. Правда, большинство областных программ, составленных в расчете на федеральное финансирование, прописаны слабо, не прошли согласования в ведомствах и министерствах, без чего просто невозможно отстаивать их необходимость на парламентском уровне. Меня, в частности, поскольку вхожу в комиссию по формированию закрытых статей бюджета, волнует судьба оборонного госзаказа. Но я до сих пор не имею информации об объемах, в которых нуждается томская "оборонка".

- Известно, что сегодня вы вошли в состав рабочей группы по реформе ЖКХ?

- Да. И сделано это по моей инициативе. Потому что именно на заседаниях рабочей группы и ФОРМИРУЕТСЯ согласованное решение, в принятии которого участвуют разработчики закона, представители правительства, отраслевых структур, администрации президента. Предстоит реформировать целый законодательный пласт, затрагивающий самые насущные для человека проблемы. Всего - 27 законов, касающихся строительства жилья, ипотечного кредитования, формирования тарифной политики. Обсуждение двух самых масштабных и значимых законов - Жилищного и Градостроительного кодексов - отнесено на осень. Но не менее важны и те, которые мы уже приняли. Например, Закон "Об инвестиционных соглашениях в ЖКХ". Ведь Российские коммунальные системы и их дочерние предприятия в регионах до сих пор активно работали, даже не имея никакой законодательной базы. Что это значит? Что муниципальная власть передала РКС в управление коммунальное хозяйство, но оставила при этом за собой право собственности. По сути - это концессионное соглашение, закон о котором обсуждается в России с 1992 года и так и не принят. Теперь с появлением закона об инвестиционных соглашениях (который принят во втором чтении) сотрудничество власти и потенциальных инвесторов, возможность привлечения в "коммуналку" серьезных инвестиций закреплены юридически.

- Но людей-то больше интересует другое: как будут формироваться жилищно-коммунальные тарифы?

- Правильно. И мы очень долго работали по этой проблеме. Пока у меня к ней двойственное отношение. Закон "О регулировании тарифов" принципиально меняет ценовое формирование в электроэнергетике и газовом хозяйстве. Сегодня цены на газ устанавливает ФЭК, цены на электроэнергию - местные РЭК. Но мы допускаем частных инвесторов в коммунальное хозяйство, раскрываем рынок жилья и даем возможность строить, обслуживать его частнику. Разве это не означает, что регулировать, устанавливать тарифы, определять льготы должна муниципальная власть, а не столичные ведомства. А это уже настоящая революция. И внесла эту идею на обсуждение Госдумы фракция "Единой России". И хотя у правительства не было концептуальных возражений, пока это предложение вступает в противоречие с законами об электроэнергетике и газоснабжении РФ. Значит, и их надо менять, приводить в соответствие.

- Раз уж мы заговорили об энергетике, как вы оцениваете настоящее и будущее томской энергосистемы?

- По сути, областная энергосистема уникальна. Несмотря на то, что около 60 процентов электроэнергии сегодня вынужденно закупается на ФОРЭМе, система продолжает развиваться. И, что особенно важно, в руководстве "Томскэнерго" сохранилась преемственность в стремлении к этому развитию. Сохранились и увеличиваются экономические показатели, не уменьшились социальные льготы и гарантии для коллектива. Еще один важный момент: новый генеральный директор Сергей Иванович Кожемяко понимает необходимость перемен в этой отрасли и активно участвует в них с самого начала. Одновременно успешно руководя реформами и в коммунальной сфере Томска, что важно для энергетики области в целом, потому что потребление электроэнергии населением растет. Вполне возможно, что в будущем вырастет и промышленное потребление, что, конечно, потребует развития собственных мощностей. А значит - очень серьезных инвестиций. И в такой ситуации нужно уметь экономически, подчеркиваю, экономически грамотно учесть все плюсы и минусы. И быть готовым к рыночным изменениям, действовать по-рыночному, а не входить в чье-то положение из политических или других соображений. Мне кажется, Сергею Ивановичу это удается. За примером далеко ходить не надо: уже сейчас можно говорить, что без ненужного, излишнего либерализма он сумел в коммунальных платежах, в финансовых отношениях с муниципальными предприятиями-должниками навести порядок. Главным также остается взаимодействие между Томскими коммунальными системами и компанией "Томскэнерго". Поэтому проект РКС в Томске начал активно развиваться после того, как Сергей Иванович Кожемяко был назначен главой ТКС. Это было правильное решение. Потому что ТКС и "Томскэнерго" не могут работать без взаимной увязки. Теперь она есть.

- Почему раньше не было принято решение о том, что за реализацию проекта РКС в Томске должно отвечать акционерное общество "Томскэнерго"?

- Когда на собрании областной Думы обсуждался вопрос вхождения в число пилотных проектов РКС, такие предложения звучали. Но, как вы знаете, было принято другое решение. Сергей Иванович Кожемяко - человек для Томска новый, он возглавил "Томскэнерго" менее года назад. Хотя, на мой взгляд, как раз это и является его преимуществом. Люди, работающие на одной руководящей должности десятилетиями, порой не замечают недостатков. А когда приходит новый руководитель, он все эти процессы начинает видеть по-другому.

- И все-таки, возвращаясь к началу разговора, вся эта затея с реформами принесет народу благо, как вы считаете?

- В нашей стране, в отличие от других, даже от Чили, все реформы, которые начинались и в прошлом, и в нынешнем веках, так и не были доведены до конца. Не удалось это сделать царю Александру, Столыпину, Косыгину Гайдару. Не доведены они до конца и сегодня. Да, рыночный механизм в государстве создан, заработали банки, развивается частный бизнес. Но во всем, что касается социальной сферы, мы продолжаем жить по советским правилам.

- Уверен, что сейчас будем говорить о самой острой на сегодня проблеме - об отмене и монетизации льгот?

- Конечно. Потому что нужно уходить от всеобщих льгот и поблажек. Вот мне еще в прошлом году на встрече с избирателями в Чажемто жаловалась одна учительница: зарплата маленькая, муж без работы, как жить? А после встречи ее же односельчанин посоветовал не обращать внимания на эти жалобы. Так прямо и сказал: все дело в том, что мужик у нее - лодырь. И добавил, что сам вместе с сыном и братом только на добытой рыбе за один месяц заработал 300 тысяч рублей да на шишке - 300 тысяч. И уже строит новое жилье, собирается купить новую машину. Вывод здесь прост - работать надо. Как раз это и нужно объяснять людям, а не оправдывать действительно необходимые социальные реформы мудреными экономическими причинами.

- Но ведь среди россиян действительно немало тех, для кого существующие льготы жизненно важны? Например, участники афганской и чеченской войн.

- Так ведь и "афганцы" разные. Один, действительно, с контузией, с палочкой, а другой - только с корочками. Не случайно, как только начали их социальную переаттестацию, пошли ходоки к спикеру Госдумы Грызлову, пошли письма к президенту. Оказалось, что таких организаций участников локальных войн - сотни в Москве. И все требуют оставить льготы. Хотя, например, многие из тех, кто воевал в Великую Отечественную, ничего не требовали у государства и работали, как все, до самой старости. И опять надо объяснять, доказывать людям, насколько важно четко определить, кому действительно положены льготы. И что тот, кто здоров, - должен работать. Точно так же, как надо навести порядок в оплате больничных листов. И в коммунальных платежах, чтобы помочь реально нуждающимся, чтобы обеспеченный человек не сидел на шее у государства. Словом, нужно намеченные социальные перемены довести до конца. А станут ли они благом для народа? Думаю, что в момент проведения реформ улучшения ждать не стоит. Будем надеяться, что наши ветераны, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, труженики тыла не пострадают, а только выиграют. Наша фракция работает именно в этом направлении. С другой стороны, меня сегодня пугают масштабность задач и странная нерешительность, а порой и просто непродуманность, некомпетентность правительственных шагов.

- Что вы имеете в виду?

- Известно, что к осени наше руководство должно разработать среднесрочную программу развития экономики страны до 2008 года. Но, ознакомившись с намеченными приоритетами, удивляешься: например, все исконно социальные отрасли - образование, здравоохранение и так далее - должны "превратиться из убыточных и престижных в генераторы экономического роста." И нигде не сказано, как, а главное, за счет каких средств. То же самое относится к правительственным планам по развитию инфраструктуры, согласно которым строительство автодорог, портов, самолетов "должно стать объектом инвестиционного внимания со стороны государства". Снова спрошу: откуда взяться на все это очень большим и "длинным" деньгам? Особенно, если вспомнить, что задача по удвоению ВВП не снимается с повестки. Еще среди приоритетных задач - повышение конкурентоспособности российских компаний, усиление их прозрачности, укрепление банковской системы на основе "добровольного (!) объединения и слияния банков". Недавний банковский кризис хорошо показал, что происходит, когда государство вмешивается в уже отлаженную систему. Зачем-то взят тайм-аут в реформе РАО "ЕЭС России". А если вспомнить ситуацию вокруг "ЮКОСа"...

- Вот-вот, вам там, в Москве, наверняка больше известно о ситуации и ее последствиях, расскажите...

- Москва ничего не теряет, специалисты "Юкоса" спокойно найдут работу в других компаниях. Я не буду анализировать - нужно или не нужно было заводить персональные уголовные дела на топ-менеджеров компании. Наверное. Чтобы было понятно, у нас в стране даже при таком капитале "царем" стать невозможно. Но вот арест текущих счетов региональных добывающих подразделений - это глупость, с которой надо бороться. Для чего, я считаю, надо объединяться руководству всех губерний, по которым ударила эта мера. И всем вместе доказывать в столице ее ошибочность. Впрочем, неясно, как государство вообще выберется из этой истории с возвратом скрытых "ЮКОСом" налогов? Как оно получит их с компании? Технологические активы распродать нельзя - запрещено законом. Нельзя и лишить территории налоговых доходов от текущей деятельности нефтяников. Приобрести акции в федеральную собственность - все равно что деньги из одного бюджетного "кармана", переложить в другой. А другие частные компании при таком обвальном падении курса вряд ли соблазнятся на покупку акций по их реальной стоимости. Словом, опять у нас забыли просчитать все плюсы и минусы, прежде чем разбираться с "ЮКОСом". Это ведь развалить такую компанию легко, а поднять - ох как трудно. Но развязка должна быть обязательно, ведь об этом заявлено на всю страну.

- Словом, реформаторский путь нам предстоит долгий и нелегкий? Что же в такой ситуации делать регионам?

- Формально правительство подтвердило свои намерения поддерживать социально-экономическое развитие регионов. Но одновременно напомнило: на местах тоже должны искать точки роста. Я считаю, что не надо ничего ждать от столицы, которая к тому же все больше забирает денег из региональной казны, а взамен лишь перекладывает на местную власть все больше государственных функций, больше ответственности. Предлагаю, опираясь на реформу местного самоуправления, тщательным образом просчитать выпадающие в результате реформ местные доходы, подсчитать имеющиеся ресурсы, возможности увеличения налогооблагаемой базы. И наложить эту финансово-экономическую "сетку" на всю область, сделать ее ориентиром на несколько лет вперед, одновременно четко разграничивая ответственность по уровням власти. Пока государство, в том числе и мы, депутаты Госдумы, не отшлифует механизм реформ в соответствии с российскими экономическими реалиями.


А. БЕРЕЖКОВ.

Красное Знамя. Томск

28 июля 2004 г.


Док. 295540
Перв. публик.: 28.07.04
Последн. ред.: 18.04.07
Число обращений: 355

  • Губкин Анатолий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``