В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Не надо ничего запрещать, но можно ограничить Назад
Не надо ничего запрещать, но можно ограничить
Чтобы все активы находились в руках национальной буржуазии

Совладелец торговой сети "Седьмой континент" и депутат Владимир Груздев

Совладелец "Седьмого континента" и депутат Владимир Груздев отстаивает интересы российских розничных сетей

Бывший сотрудник СВР Владимир Груздев активно занимается политикой он депутат Госдумы, член "Единой России". Но он не забывает и о своем любимом детище сети универсамов "Седьмой континент", рыночная капитализация которой уже перевалила за $1 млрд. О том, как "Семерка" собирается утроить свои обороты, и планах новых размещений акций Владимир Груздев рассказал в интервью "Ведомостям".

В следующем году "Седьмой континент" собирается увеличить долю акций в свободном обращении с 13% до 25%. Поедете в Лондон или ограничитесь РТС?

Стоимость размещения на РТС существенно ниже, чем на иностранных биржах. На РТС это примерно 2,5 3,5% от суммы размещения, а на иностранных биржах от 5% до 6%.

На сумме в $200 млн а именно столько мы хотим привлечь эта разница хорошо чувствуется. Кроме того, акционеры не предполагают продавать свои акции. Будут проданы 10 млн акций дополнительной эмиссии, а их нужно сначала продать на российской бирже.

Размещение состоится во II квартале 2006 г., когда у нас будет полностью подготовлена отчетность за 2005 г.

А почему вы не выпускаете депозитарные расписки на акции, которые были проданы на РТС в ноябре 2004-го?

Я не очень понимаю, почему компании вообще выпускают депозитарные расписки и стремятся на Запад. Мне очень нравится компания "36,6", но почему они выпускают расписки? Я не уверен, что цена их бумаг благодаря этому станет намного дороже. Наш будущий free-float 25% это очень небольшой объем для конвертации в ADR или GDR. В дальнейшем мы можем увеличить долю акций в свободном обращении до 40%. Но примем это решение, когда возникнет необходимость привлечь дополнительные средства.

Вы планируете привлечь $200 млн это по $20 за акцию. Не слишком дорого?

Адекватно или неадекватно я оцениваю компанию, покажет рынок. Я думаю, $20 это очень адекватная цена для апреля следующего года. Я вообще рекомендую всем, пока не поздно, садиться в этот поезд, пока он еще приглашает пассажиров. Перед IPO для инвесторов был нарисован график развития компании он четко выдержан. Ни одна международная компания не растет на 40 50% в год!

Ваш главный конкурент "Перекресток" пока не определился со сроками IPO. Они говорят, что деньги в этом случае получаются дороже, чем кредиты.

Мы отдаем себе отчет в том, что деньги акционеров самые дорогие деньги, особенно когда компания растет более чем на 40%. Кредиты гораздо дешевле. Но одна из задач нашей компании заключалась в том, чтобы стать публичной. Когда ты находишься под перекрестным огнем рынка, у тебя появляется дополнительный задор.

То есть дело не в том, что под кредиты нужно обеспечение, а у ОАО "Седьмой континент" практически нет активов, кроме брэнда?

До сих пор "Седьмой континент" арендовал магазины у "Столичных гастрономов" (акционерами компании также являются Владимир Груздев и Александр Занадворов. "Ведомости"), но после IPO менеджмент принял решение новые магазины приобретать на ОАО "Седьмой континент". Уже год имущество покупается на "Седьмой континент", а компания "Столичные гастрономы" больше не растет активы зафиксированы на определенную дату. Это сделано, чтобы не возникало никаких недомолвок. Сегодня уже 15 20% всех торговых площадей сети принадлежат "Седьмому континенту". Возможно, "Столичные гастрономы" со временем сделают "Седьмому континенту" предложение выкупить все магазины, но сегодня такой необходимости нет.

"Объединение с "Перекрестком" перспектива очень заманчивая"

Почему вы не назначили организатором нового размещения ОФГ? В одном из отчетов ОФГ говорилось, что в случае объединения "Седьмого континента" и "Перекрестка" в одну компанию "Семерка" может получить контрольный пакет, потому что ее стоимость, по мнению ОФГ, выше. Это вызвало скандал.

Скандал тут ни при чем. Мы проводим тендер, будет выбрана компания, которая предложит лучшие условия по цене и срокам. Что касается возможного объединения с "Перекрестком" перспектива действительно очень заманчивая. Мы несколько раз обсуждали эту тему с руководством "Альфа-групп". Решили, что наша цель и цель "Перекрестка" построить компании федерального уровня. Нам еще есть чем заняться порознь, пока насыщение рынка не достигло критической точки.

Оценка ОФГ, пусть несколько преждевременная, на ваш взгляд, справедлива?

Давайте посмотрим отчетность за первое полугодие 2005 г. У "Перекрестка" выручка без НДС $546 млн, а чистая прибыль около $15 млн. У нас соответственно $329,7 млн и $20,2 млн. Я на месте инвестора задумался бы: если компания с меньшим оборотом генерирует большую прибыль, то она, наверное, и стоит дороже? Хотя информации мало: "Перекресток" закрытая компания. Вот если станут публичной компанией, будем разбираться.

А что все-таки может заставить вас объединить усилия с "Перекрестком"?

Приход Wal-Mart?

Мы из коротких штанишек выросли уже.

Ничто и никто нам пока не мешает работать по отдельности. И думаю, в ближайшие три-четыре года будет жатва, настоящая жатва. Речь о том, насколько хватит энергетики у руководства компании. Если энергетика сохранится, жатва будет удачной. Нет потеряем часть урожая.

У "Седьмого континента" рентабельность в 2004 г. выросла до 6% по сравнению с 2,5% в 2003 г. С чего вдруг?

Не забывайте, что с 1 января 2004 г. был отменен налог с продаж. "Седьмой континент" в отличие от некоторых других розничных компаний всегда платил этот налог. Частично рентабельность выросла за счет его отмены, частично за счет повышения эффективности работы. Были, например, пересмотрены ставки аренды.

Но 6% это же очень высокая рентабельность по сравнению, например, с показателями западных компаний.

Я бы сказал, что это тот необходимый минимум, который позволяет компании развиваться. У нас же и ставки кредитов не такие, как на Западе. Некоторые банки выдают потребительские кредиты вообще под 60% годовых.

Аналитики говорят, что у "Седьмого континента" на начало марта оставалось еще $30 млн с ноябрьского IPO, а при нулевой кредиторской задолженности и большом потоке наличности вам не потребуется привлекать больших сумм.

Остатки, которые действительно были на конец I квартала, сейчас полностью потрачены, и наличности, которую мы генерируем, уже не хватает, чтобы развиваться так же динамично. Сейчас идет подготовка по выпуску CLN. В течение месяца на рынок будут выпущены ноты на сумму $90 100 млн. Консультирует МДМ-банк.

Какой рост вы планируете в ближайшие годы?

За последние три года рынок сетевой торговли увеличился в 1,5 2 раза. Степень проникновения сетевой торговли в Москве сейчас составляет 45%, по России 20%. По оценке аналитиков, Москва будет занята сетями к 2010 г. уже на 90%, а Россия на 70 80%. По нашей оценке, за три-четыре года у нас есть возможность стать не только национальной, но и международной компанией. На отечественном сетевом рынке мы планируем занять к 2010 г. 30% в своих сегментах среди супермаркетов и гипермаркетов. Разделение рынка по сегментам, думаю, будет примерно одинаковым треть у дискаунтеров, треть у супермаркетов, треть у гипермаркетов. Ну, плюс 3 4% у неорганизованной торговли. Еще 10% остаются на разные совмещенные форматы, например продуктовые отделы, которыми торгуют DIY-центры.

Получается, что на рынке организованной торговли вы рассчитываете занять около 10%?

Почему нет? Стоит задача к 2010 г. довести оборот "Седьмого континента" до $3 млрд, а количество сотрудников до 25 000 человек.

Мы планируем развивать два направления сеть супермаркетов "Седьмой континент" как московский проект и гипермаркетов "Наш" как формат региональный и частично столичный.

В этом году наш оборот с НДС достигнет $800 млн. Перед менеджментом поставлена задача сохранить нынешний 45%-ный рост на протяжении шести лет.

Но ведь ваши конкуренты тоже рассчитывают сохранить нынешние темпы роста а некоторые из них растут и на 100%, и на 200%. Почему вы думаете, что "Седьмому континенту" удастся потеснить их на рынке?

Если рассматривать наши перспективы в регионах, мне очень сложно предсказать, например, как дальше будут развиваться "Магнит", "Пятерочка", "Копейка". Это как раз те компании, которые в первую голову составят конкуренцию нашим гипермаркетам в регионах. Не думаю, что главными конкурентами будут "Лента", "О кей" или "Мосмарт". В серьезную борьбу вступят дискаунтеры. Москва и Санкт-Петербург тут не показательны из-за сложной транспортной ситуации люди ходят в ближайшие магазины. А в регионах, где проще позволить себе поездку в гипермаркет, маленькие дискаунтеры, безусловно, столкнутся с жесткой конкуренцией. Один гипермаркет дает годовой оборот такой же, как у 6 8 супермаркетов или 20 25 дискаунтеров. Из-за больших объемов закупки логистика гипермаркета эффективна, даже если он находится далеко от центрального офиса. Поэтому цены в гипермаркетах очень конкурентоспособны.

Сколько вам потребуется денег, чтобы поддерживать намеченную динамику?

"Седьмой континент" не обременен долгами, поэтому у компании будет столько денег, сколько нужно на ее развитие. Сейчас бюджет 2006 г. согласуется. Он будет предусматривать проекты по соинвестированию в региональные торговые центры, где будут открываться гипермаркеты "Наш". Пока у компании есть проекты примерно на $100 млн это те средства, которые будут привлечены за счет продажи CLN.

"В 1993 г., для того чтобы понять, что не хватает магазинов, не нужны были данные разведки"

Вы упомянули, что "Седьмой континент" собирается стать международной компанией. Вы имели в виду ближнее зарубежье Украину и Казахстан?

Почему? Может быть, Германию. Это сейчас модно. С Германией у нас большой товарооборот, и президент немецкий язык знает.

Я думала, это их сети к нам собираются.

Они к нам, а мы к ним. Если "Седьмой континент" удачно проведет все намеченные операции по развитию на национальном рынке, то, безусловно, есть шансы по покупке компаний за рубежом. Когда читаешь воспоминания мистера Уолтона, который создал Wal-Mart, начав с регионов, понимаешь, что это не помеха для превращения в крупнейшую международную компанию.

А в России разве некого больше покупать?

Процесс покупки другой компании это часто вопрос доверия, простого контакта между людьми. У нас ограничены человеческие ресурсы вести одновременно сразу пять сделок невозможно.

Сэм Уолтон, которого вы упомянули, всю жизнь работал в торговле. Вы же работали в службе внешней разведки, а потом сразу занялись "Седьмым континентом". Что вас вдохновило?

В 1993 г., для того чтобы понять, что не хватает нормальных магазинов, не нужны были данные разведки. Перед созданием "Седьмого континента" я еще поработал девять месяцев в торговом доме Olbi на должности замдиректора по промышленным товарам. Идея "Седьмого континента" пришла случайно. Она никого не копирует. Что-то я видел в других странах, что-то в Москве. Первое помещение мы арендовали между двумя магазинами Olbi один торговал электроникой, второй одеждой. Нам оставалось торговать только продуктами. Главной задачей было обеспечить себя работой. Деньгами помогли друзья. Тогда денег много не требовалось. Приватизационная стоимость магазина площадью 630 кв. м на улице Дмитрия Ульянова в Москве составляла тогда $36 000, представляете? Мы дали деньги трудовому коллективу на выкуп магазина, а они сдали его нам в льготную аренду. В апреле 1994 г. там открылся первый магазин "Седьмой континент". В декабре 1994 г. мы открыли еще один магазин, на Лубянке. Тогда это считалось достаточно быстрым развитием. В стране происходили изменения, я посчитал, что могу, попробую. И не проиграл. В 1998 г. у нас уже было восемь магазинов. Кризис стал для нас отрезвляющим. Мы выбрали путь публичной прозрачной компании.

В 2002 г. к вам присоединился бывший глава Собинбанка Александр Занадворов.

Считается, что он, как главный акционер ОАО "Манежная площадь", больше связан с недвижимостью сети.

У Занадворова и у меня по 50% минус одна акция в ЗАО "7К Инвест-Холдинг", контролирующем акционере ОАО "Седьмой континент".

До IPO "7К Инвест-Холдинг" владело 100% "Седьмого континента". Еще две акции находятся на балансе компании. В ОАО "Столичные гастрономы" Занадворову принадлежит 45%, а мне около 28%, "7К Инвест-Холдинг" 27%.

Изменений не планируется.

Какие функции у "7К Инвест-Холдинг"?

Оно создавалось для защиты интересов акционеров "Седьмого континента", когда их было больше (три года назад в числе совладельцев "7К Инвест-Холдинг" были в том числе Юрий Гаврилов (8%), Евгений Мыльников (7%). "Ведомости"). Сейчас нет особой необходимости его упразднять. Акционерам легче принимать решения между собой без привлечения большого круга акционеров. Сели, оформили протокол. У публичного ОАО "Седьмой континент" все сложнее.

Среди ваших миноритариев нет менеджеров "Семерки". В ближайшее время что-то изменится?

Да, мы приняли программу для менеджеров по их просьбе. Сто пятьдесят менеджеров могут стать счастливыми обладателями опциона "Семерки". До 1 марта 2006 г. мы выделим 1 млн акций "Седьмого континента" из пакета "7К Инвест-Холдинг". Опцион они смогут реализовать с февраля по декабрь 2008 г. в том случае, если стоимость акций достигнет $30 за штуку. Это подразумевает тот самый ежегодный 45%-ный рост, о котором я говорил. Они получат право купить акции по $15, т. е. уже начали богатеть.

"У нас еще не все готовы к тому, чтобы открыться"

Вы депутат Госдумы. Что-то удалось сделать для развития розничной торговли в стране?

Наш комитет (комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. "Ведомости") инициировал сокращение срока давности по ничтожным сделкам до трех лет. Если какойто магазин был приватизирован с нарушением законодательства, но прошло уже более трех лет, то срок исковой давности истек. Если вы заметили, иностранные компании предпочитают не покупать существующие строения, а возводить новые. Это вопрос не только технологий, но определенного неудачного опыта.

А для защиты национальной розницы от варваров?

Недавно Жак Ширак возмутился тем, что Pepsi хочет купить Danone им не дали совершить сделку, был большой скандал. То есть руководство государства задумывается, что национальная безопасность, безусловно, в нефти и металле, электричестве и железных дорогах, но еще и в сетях, которые распространяют продукты питания. Тут важно, какие продукты питания они будут распространять, как будут распространять и будут ли вообще.

Так, может, вы собираетесь предложить законопроекты на эту тему?

Может быть. Не надо ничего запрещать, но можно ограничить. Ведь в свое время было ограничено иностранное присутствие в банковском и страховом секторе. Каким-то образом мы сумели сохранить свои компании в этих секторах.

А вот в Польше, например, банковская система фактически принадлежит иностранцам.

Об этом давно говорят, но незаметно, чтобы что-то действительно готовилось.

Есть сложности. Например, "Перекресток" российский ритейлор? Ведь компания принадлежит западным компаниям, если посмотреть.

Должно пройти определенное время. Люди должны открыться. Сейчас все еще страшно открываться так и норовят подножку подставить, укусить, ужалить. У нас еще не все готовы к тому, чтобы открыться.

Когда же наступит это счастливое время?

Сейчас у нас на рынке работают только три крупные иностранные компании Metro, Auchan и IKEA. Но и они на сегодняшний день во многих регионах диктуют определенные условия. Москва и Питер отстаивают независимость, а в регионах это бывает сложно. Власть политическая и федеральная, и региональная должна быть заинтересована в отечественных товаропроводящих сетях. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы все активы газовые, нефтяные, железнодорожные и продовольственные находились в руках национальной буржуазии. Я считаю, что товаропроводящие сети также должны быть отнесены к стратегически важным объектам. Общество должно к этому прийти, тогда и закон появится.


Ведомости. Москва

7 Сентября 2005 г.


Док. 295531
Перв. публик.: 07.09.05
Последн. ред.: 18.04.07
Число обращений: 526

  • Груздев Владимир Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``