В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ева Василевская: Человек, который жжет свечу жизни с двух сторон Назад
Ева Василевская: Человек, который жжет свечу жизни с двух сторон
Как Юрий Ковальчук успевает то, что успевает, всегда было для меня загадкой. Доктор наук, бизнесмен и, наконец, почетный консул Таиланда в Петербурге - другого такого примера я не знаю.

Забавная черта: телевизор смотрит вечером в течение получаса, при этом из комнаты уходят все. Потому что Юрий Ковальчук пользуется двумя экранами: по одному идут новости, по другому "бегают" остальные двадцать программ. Он их "гоняет", чтобы не упустить ничего интересного, особенно в информационном поле. Рядом, что вполне естественно, мало кто может находиться.

- Юрий Валентинович, уже год вы - российский гражданин, бизнесмен - почетный консул Таиланда в Петербурге. А значит, не могли не погрузиться в мир тайских традиций, принципов, философии жизни. Насколько это изменило вас?

- Система взглядов серьезно трансформировалась. И для меня это доказательство того, что я не стою на месте, двигаюсь. Сначала у меня было некое интуитивное ощущение того, что сотрудничество России и Таиланда является чрезвычайно важным для двух стран. Сегодня эта уверенность базируется на анализе, цифрах, исторических аналогиях.

Россия обречена на международную интеграцию. Это понятно. Но ожидание глобальных инвестиций со стороны развитых стран Европы, Америки - наивно. С точки зрения геополитической Россия - не только европейская, но и азиатская страна. Есть несколько аспектов, которые дают мне основание считать, что связь с Юго-Востоком носит стратегический характер.

- Каковы же эти аспекты?

- Я отвечу на этот вопрос, но сначала - несколько слов о Таиланде. В последние годы Юго-Восток развивается особенно бурно. В 80-е годы, в частности, происходит фантастический взлет Таиланда. Что такое "тайское чудо"?

Таиланд, единственная страна в мире, которая в течение пяти лет подряд была на I месте в международном рейтинге по темпам прироста национального валового дохода, то есть по скорости движения. Таиланд вошел в десятку стран по объему иностранных инвестиций. За пять лет это государство удвоило (!) свой экспорт.

Люди, которые совершили "тайское чудо", живы, в их памяти свежо то, что сделано. А теперь скажите, с кем легче работать школьнику? С профессором или со студентом?

- Со студентом.

- Правильно. Есть большая близость понимания. Это очень важный психологический аспект. Таиланд совсем недавно прошел полный период реконструкции.

Другое обстоятельство. Страны Юго-Востока из развивающихся государств переходят в разряд реальных конкурентов на мировом рынке. А значит, встает вопрос о расширении сбыта продукции, с одной стороны, и инвестиционного поля, с другой. Россия в этом смысле весьма перспективный партнер.

Есть третий аспект. Страна, достаточно быстро разбогатев, приходит к пониманию того, что необходимо дальше двигаться в технологическом отношении. А это невозможно без фундаментальных и прикладных исследований, подготовки кадров. И здесь, на мой взгляд, лучшего партнера, чем Россия, трудно найти.

Однако вот что необходимо подчеркнуть - разность в ментальности, в религии, в системе государственного устройства двух стран. Таиланд - это центр буддизма. Это поколениями воспитанная терпимость. Абсолютный авторитет королевской власти, которая есть истина в последней инстанции.

И то, что страна сумела пережить бурный рост, неизбежно приводящий к социальным взрывам, без серьезных катаклизмов, без крови, - ищите причину в особенностях философии. А российский менталитет совершенно другой, это система форсированного наскока, стали, прорыва. И обоюдная осторожность в отношениях неизбежна. Однако преодолеть этот барьер необходимо.

И здесь есть одно очень важное положительное "но". Речь идет о том, что люди должны сближаться: контакты, общие мероприятия, туризм. И возникает вопрос: есть ли у стран, у народов общие корни?

В петербургских музеях, архивах сосредоточено огромное количество раритетов, которые одинаково дороги и России, и Таиланду. И этот очень существенный рычаг для сближения наций.

- Но если у них уважение к прошлому, ощущение прошлого - в крови, то у нас...

- У нас оно как бы попирается, но культура пытается его удержать. И нужно памятник культуре воздвигнуть за это. Сегодня в Кунсткамере выставлены дары Рамы V, короля Таиланда, российскому императору. В Петергофе восстановлена одна из комнат, где происходили их встречи. В нынешнем году, кстати, отмечается 86 лет со дня последнего похода "Авроры" - и был он как раз в Сиам, на коронацию Рамы VI. Вот она - связь времен.

Летом будут проходить мероприятия, связанные со 100-летием установления дипломатических отношений между нашими странами. В этом году была осуществлена очень серьезная миссия - состоялось первое российско-таиландское заседание межправительственной комиссии. Появился новый межправительственный документ. Работу комиссии освещали представители всех крупных средств массовой информации Таиланда, включая четыре основных телевизионных канала. И они немало сделали для формирования имиджа России, Петербурга. Отношение к нам - трепетное.

- Почему?

- Ключевой момент развития страны связан с Россией. В Таиланде это помнят. И сегодня очень важно правильно использовать систему ретроспекта, возврата к прошлому - особенно во время празднования 100-летнего юбилея установления дипломатических отношений.

- Вы много знали о Таиланде до того, как получили предложение стать почетным консулом?

- Нет, немного. Более того - никогда до этого не был в Таиланде.

- Вы говорите, терпимость - одна из ключевых черт тайской нации. А у вас, Юрия Ковальчука, почетного консула Таиланда в Петербурге, как с терпимостью?

- Плохо. Приходится воспитывать в себе терпимость - будучи консулом и тем более консулом Таиланда. Но свой стиль деятельности как бизнесмена я не меняю.

- А российский бизнесмен не страдает от того, что часть времени у него отнимает таиландский консул?

- Нет. Хотя я не скажу, что почетный консул - это простая работа. Сложная. И накладывает новую специфику. Я получаю приглашения на приемы, презентация - мне нелегко их посещать: не моя стихия. Но есть обязательные мероприятия.

Есть специфика и в системе взаимоотношений - общепринятые правила, которым я должен подчиняться. Иногда ты видишь, как можно добиться цели, но не имеешь права этого сделать. Прежде должен получить указание государства. В этом для меня - определенные сложности, связанные с моими чертами характера.

- А вам бывает неловко, стыдно за Россию? Или по-другому: вам как представителю Таиланда бывает нелегко взаимодействовать с российскими структурами?

- Мне стыдно за свою страну не бывает. У страны есть серьезные проблемы, но это моя страна. И я никогда внутренне не воспринимал ее как страну, которая упала. А раз это так - то мне не может быть стыдно.

Другое дело, что я пытаюсь своим тайским коллегам, друзьям объяснять те проблемы, которые сегодня существуют в России. Пытаюсь давать объективную оценку, потому что системы понимания - разные. А объяснять приходится чрезвычайно часто. И есть явления, которые им понять крайне сложно. Сочетание блеска и нищеты современной России - откуда оно и с чем связано. Но это не извинение за страну, а объяснение. Жизнь такова, какова она есть.

- Тайский язык еще не освоили?

- Нет, очень сложно. В общении хватает английского.

- А тайские женщины от российских отличаются?

- Да, конечно.

- Чем?

- Ну, разве про женщину можно написать, чем она отличается? Наверное, все зависит от того, как относиться к женщинам. Есть сфера прагматического восприятия, а есть эмоциональная. Я женщин предпочитаю оценивать как эмоциональные субстанции. Поэтому на вопрос, чем отличаются, могу ответить: наверное, всем...

- Вы единственный почетный консул в Петербурге?

- Нет, сегодня в городе два почетных консула, но почетный консул Австрии - гражданин Австрии. Просто он бизнесмен, а не дипломат. И не оставил свой бизнес. Поэтому - почетный консул.

- Как вы думаете, Юрий Валентинович, будет ли развиваться в России институт почетного консульства?

- Я уверен, что да. Этот институт развит во всем мире. И очевидно - почему. Привлечение человека, проживающего в данной стране, который знает обычаи, традиции, внутренние структуры, очень действенно. Не требуется время на изучение ситуации.

В царской России, кстати, институт почетного консульства использовался очень активно. За годы советской власти был утрачен. Как Советский Союз не использовал его за рубежом, так никто из других стран - в Союзе. В новой России, после демократических преобразований, страны стали обращать свой взор на развитие института почетного консульства. Но при этом практика была совершенно не отработана. Поэтому первые почетные консулы "торили" дорогу. Но сейчас, на мой взгляд, число почетных консулов будет резко увеличиваться.

- И все-таки для вас, Юрия Валентиновича Ковальчука, предложение стать почетным консулом Таиланда было неожиданностью. Часто ли они - я имею в виду неожиданные события - случаются в вашей жизни?

- А все, что происходило со мной в жизни, можно приравнять к неожиданностям. Неожиданность то, что, занимаясь наукой, я стал первым зам. директора Физико-технического института. Никогда не думал об административной работе. Неожиданность то, что начал заниматься бизнесом. А вполне ожидаемо для меня то, что является неожиданностью для многих других: сохранение системы отношений с людьми, с которыми начинали дело. Сохранение тесных дружеских отношений. Это мой внутренний принцип.

- Вы готовы к новым неожиданностям?

- Да. Любой бизнесмен в первую очередь должен быть готов именно к неожиданностям.

- Психологи говорят о том, что сегодня в России предприниматели - одна из групп риска. На отдых совсем не остается в ремени, да и грамотно расслабиться мало кто умеет. В группе риска не только бизнесмены, но и их семьи.

- Все правильно. Это люди с гипертрофированным чувством ответственности - на них лежат решения, от которых зависит очень многое. Усугубляется все нынешним неустойчивым временем. Американцы называют эту категорию так: люди, которые жгут свечу жизни с двух сторон.

Поэтому человеку необходимо иметь нишу, где он может релаксировать. И эти ниши зависят от его внутренней психологической устойчивости. Окружающие видят обычно в таких людях оплот стабильности. На самом деле внутренне они далеко не так стабильны, как это может показаться.

А ниши внутреннего "релакса" для каждого человека разные. Я умею - и в этом мое счастье - полностью разряжаться, когда чувствую, что совсем невмоготу. Бывает, что ты бьешься над решением задачи, а решить не можешь, она носит какой-то глобальный характер. И понимаешь, что если будешь продолжать биться головой об стену, то просто умрешь. Срабатывает система самозащиты. Я в этих ситуациях могу переключиться, например сесть играть с детьми в железную дорогу, причем с полной отдачей...

Ева ВАСИЛЕВСКАЯ
Невское время No 103(1506)
11 июня 1997 г.

Док. 295503
Перв. публик.: 11.06.97
Последн. ред.: 18.04.07
Число обращений: 443

  • Василевская Ева Игоревна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``